Музыка — это универсальное явление, присутствующее во всех культурах. Музыкальные способности считаются музыкальным интеллектом с 1983 года, когда Говард Гарднер расширил понятие интеллекта, выделив различные типы интеллекта, присутствующие у всех людей. Несмотря на это, музыкальный интеллект продолжает забываться и недооцениваться в нашей культуре и образовании. Если вы хотите узнать больше о музыкальном интеллекте, его характеристиках, некоторых примерах и о том, как его можно развить, продолжайте читать нашу статью на Психология-Онлайн: Что такое музыкальный интеллект и примеры.

Вам также может быть интересно: Творческий интеллект: характеристики, примеры и как его развить.

рояль

Что такое ритмический музыкальный интеллект?

В 1980-х годах психолог Говард Гарднер разработал свою теорию множественного интеллекта. В ней он отвергает унитарную концепцию интеллекта и выделяет и определяет до восьми типов интеллекта, которыми обладают люди. Эти способности присутствуют у всех людей в большей или меньшей степени, в зависимости от человека. Одним из видов интеллекта, который является частью этой теории, является музыкальный интеллект.

Музыкальный интеллект: определение

Что такое музыкальный интеллект? Определение музыкального интеллекта гласит, что это один из восьми интеллектов, определенных Гарднером. Этот интеллект — способность постигать, усваивать, различать, преобразовывать и выражать формы, связанные с музыкой. Этот интеллект включает в себя чувствительность к ритму, а также к высоте тона и тембру.

Музыкальный интеллект: Говард Гарднер

Музыкальный интеллект Говарда Гарднера относится к способностям, которыми человек обладает в отношении музыки и любой другой формы ритмического выражения. Она включает в себя способности петь, слушать музыку, играть на инструментах, анализировать звуки и создавать музыку в целом.

Музыкальный интеллект — один из первых, который развивается с рождения. С младенчества появляется способность лепетать и подражать тону и громкости чужих звуков. Начиная с двухлетнего возраста, человек добровольно издает различные тона и изучает свои собственные звуки. Между четвертым и шестым годом жизни определяется критический период чувствительности к тонам и звукам. Что касается мозговой локализации музыкального интеллекта, то задействованные области в основном расположены в правом полушарии головного мозга, а именно в лобной и височной доле. В следующей статье вы найдете больше информации о музыке и развитии детского мозга.

Характеристики музыкального интеллекта

Характеристики музыкального интеллекта следующие:

  • Способность воспринимать музыкальные формы и распознавать различные ритмические рисунки.
  • Легкость в разучивании песен и их ритмов. Обычно люди с таким интеллектом любят посвистывать, напевать или петь.
  • Способность к подражанию в пении, мелодии и ее ритмах. Быстрое и простое улавливание музыкальных нюансов и голоса.
  • Умение распознавать и различать различные инструменты, тоны и ноты, которые они издают, а также определять, если они не настроены.
  • Склонность к игре на одном или нескольких музыкальных инструментах. Сюда же относится способность играть на инструменте, не играя на нем раньше, и сочинять, благодаря способности понимать музыку.
  • Чувствительность, позволяющая оценить любой звук в окружающей среде, так что люди способны улавливать и различать различные звуки в окружающей среде, а также их ритмы и паттерны.
  • Талант узнавать песни, услышав всего несколько нот, а также запоминать и заучивать их.
  • Предпочтение выполнения деятельности и задач с музыкой на заднем плане.
  • Способность выражать эмоции и чувства посредством музыки, а также чувствительность к восприятию и пониманию эмоций, выраженных с помощью музыкальных средств.
  • Способность импровизировать, используя голос или различные музыкальные инструменты.
  • Интерес к различным музыкальным стилям и их эволюции, музыкальной культуре и истории музыки.

Музыкальный интеллект: примеры

Примерами музыкального интеллекта являются следующие личности:

  • Людвиг ван Бетховен: немецкий композитор, дирижер и пианист XVIII века. Он считается одним из величайших композиторов музыки, оказавшим большое влияние на последующее развитие музыкальной панорамы и эволюцию. Он является примером независимости музыкального интеллекта от способностей слуха, поскольку, оглохнув в возрасте 30 лет, он продолжал сочинять.
  • Энтони Томас «Тони» ДеБлуа: американский джазовый музыкант, слепой и страдающий расстройством аутистического спектра. Он начал играть на фортепиано в возрасте двух лет, а сейчас играет на 20 музыкальных инструментах и способен запомнить более 8 000 различных композиций.
    Нина Симоне — афроамериканская блюзовая и джазовая певица, автор песен и пианистка. Она научилась играть на фортепиано в возрасте трех лет без уроков, просто наблюдая и слушая. С этого возраста она начала выделяться своим исключительным талантом, став одной из величайших певиц и пианисток в истории музыки.

Однако есть и другие примеры музыкального интеллекта, которые мы можем найти в повседневной жизни. К ним можно отнести подростка, который импровизирует тексты и ритмы рэпа, ребенка, который спонтанно ритмично бьет кухонными палочками по различным элементам кухни, например, по кастрюле, или людей, которые ассоциируют моменты и аспекты своей жизни с различными песнями или мелодиями.

Музыкальный интеллект: деятельность

Различные множественные интеллекты, включая музыкальный, не являются фиксированными и неподвижными способностями, но могут быть развиты посредством стимуляции и практики различных видов деятельности. По мнению Гарднера, в нашей культуре музыкальное развитие с детства практически не происходит, если только человек не является исключительно талантливым или не имеет больших возможностей. Кроме того, в школьные годы не поощряется творческое музыкальное развитие. Развитие музыкального интеллекта связано с развитием других типов интеллекта Гарднера. Кроме того, он стимулирует когнитивные способности, такие как память и внимание, и является положительным элементом в развитии эмоциональных, индивидуальных и реляционных аспектов окружения человека. Вот почему важно стимулировать его, но как можно развить музыкальный интеллект?

Мероприятия по развитию музыкального интеллекта

Вот 11 игр и занятий для развития музыкального интеллекта, которые помогут вам в работе над музыкальным интеллектом у детей и взрослых:

  • Внимательно и с участием слушайте различные музыкальные композиции и пытайтесь определить инструменты, которые появляются, эмоции, которые они вызывают, и попытайтесь воспроизвести ритмы.
  • Свистите, напевайте и пойте разные песни. Это также можно сделать в форме игры с большим количеством людей, когда разные песни исполняются свистом, гудением, голосом или воспроизведением ритма в виде ударов, а люди должны угадать, какая это песня. Это занятие способствует воспроизведению и подражанию, а также идентификации музыкальных произведений.
  • Выполнение различных повседневных действий под музыку, а также адаптация и выбор музыки в соответствии с выполняемыми задачами, моментом и эмоциональным состоянием — это еще один вид деятельности для развития музыкального интеллекта.
  • Танцы под ритм музыки с музыкальными композициями разных жанров. Танцы также развивают чувствительность к музыкальному ритму.
  • Создавайте и имитируйте ритмы. Играйте с окружающими так: один человек делает ритм, следующий подражает ему, добавляет еще один и так далее. Это также может быть сделано с помощью звуков вместо ритмов. Помимо музыкального интеллекта, эта игра способствует развитию памяти.
  • Обращайте внимание на повседневные звуки и звуки окружающей среды, ищите в них ритм. Вы также можете играть с другими людьми, имитируя звуки в окружающей среде и угадывая их, например, звук сирены, двигателя автомобиля, лай собаки и т.д.
  • Находить слова в песнях. Еще одна игра, в которую можно поиграть, — разделиться на группы и искать песни, в которых есть определенное слово. Найдя песню, вы должны спеть фрагмент, в котором она содержится. Эта игра в народе известна как «фурор».
  • Создайте песню индивидуально или в группе. Для этого вам нужно написать текст и определить ритм, исходя из того, что вы хотите выразить.
  • Посещение различных мероприятий, таких как концерты, импровизационные сессии и сольные концерты — еще один вид деятельности для развития музыкального интеллекта. Это способствует расширению музыкальных знаний, а также изучению новых ритмов и мелодий.
  • Изучайте незнакомые инструменты и музыку других культур.
  • Запишитесь в хор, посещайте занятия по изучению музыкального инструмента, танцев, батукады и т.д.

Тест на музыкальный интеллект

Вы можете узнать, выделяется ли ваш музыкальный интеллект, с помощью этого теста на множественный интеллект. Получив результат, вы сможете узнать, какой из 8 интеллектов, согласно теории Говарда Гарднера, преобладает в вас:

  • Лингвистический интеллект
  • Логический — математический интеллект
  • Визуальный — пространственный интеллект
  • Кинестетический или телесно-кинестетический интеллект
  • Музыкальный интеллект
  • Межличностный интеллект
  • Внутриличностный интеллект
  • Натуралистический интеллект