Наш мозг — это предсказательная машина, которая помогает нам уменьшить неопределенность окружающей среды. Благодаря нашему мозгу и нервной системе мы способны понимать окружающий нас мир. Среди множества умственных способностей можно выделить те, которые связаны с нашей умственной обработкой, такие как обучение, память, язык, мышление и метакогниция.

Знаете ли вы, что такое метакогниция? Слышали ли вы о теории разума? Продолжайте читать эту статью, и вы получите ответы на все эти вопросы. Ниже мы расскажем вам, что такое метакогниция, примеры и метакогнитивные стратегии.

Вас также может заинтересовать: Метакогнитивные навыки и стратегии в обучении

догадываться

Что такое метакогниция?

Определение метапознания, также известного как теория ума, — это врожденная способность людей понимать и прогнозировать наше собственное поведение и поведение окружающих нас людей. Оно относится ко всем когнитивным процессам, таким как размышления о собственном мышлении и обучение его регулированию. Мы развиваем его примерно в 4 года, и люди — единственные, кто обладает этой способностью.

Есть функции теории разума, которые заложены в нас от рождения, и другие, которые развиваются. Это означает, что когда человек развивает метакогницию, он способен понимать свой собственный разум и разум других людей. Когда метакогниция не развита, могут возникнуть такие патологии, как аутизм. Однако существуют методы развития теории мышления у детей с аутизмом.

Виды метапознания

Существуют различные типы метакогниции, связанные с различными когнитивными способностями. Каждая из метакогнитивных модальностей помогает планировать, организовывать и оптимизировать мышление. Типы метапознания следующие:

  • Метакогниция памяти: способность памяти соотносить и сопоставлять уже хранящиеся знания с новыми знаниями.
  • Метакогниция внимания: знание о способности фокусировать внимание на определенной задаче или ситуации. Осознание факторов, затрудняющих поддержание внимания, помогает оптимизировать эту способность.
  • Метакогниция понимания: осознание способности понимать одну или несколько концепций и использовать их. Понимание позволяет нам узнать, как учиться.
  • Метакогниция мышления: знания, которые мы имеем о собственном мышлении. Эта способность позволяет нам размышлять о том, как и что мы думаем.

Примеры метапознания

Концепция метакогниции или теории ума присутствует в таких областях, как образование и психология, поскольку она связана с тем, как мы думаем о своем мышлении и как мы учимся.

Существует множество типов метапознания. Ниже мы рассмотрим примеры метапознания:

  • Размышление о том, будет ли задача трудной.
  • Контроль использования стратегий обучения в каждой ситуации.
  • Оценка наших сильных и слабых сторон в познании.
  • Осознайте, какие ментальные процессы мы используем в каждой ситуации.
  • Осознать, если мы используем неэффективную стратегию обучения.

Прогностические возможности метакогниции

Наш мозг обладает способностью прогнозировать благодаря метакогниции, которая помогает нам уменьшить неопределенность того, что может произойти в различных ситуациях и контекстах. Давайте рассмотрим несколько ситуаций, чтобы лучше понять эту концепцию:

Ситуация 1

«Вы один дома, сейчас 4 часа утра, и вы спите в своей комнате. Вас будит шум, когда кто-то пытается открыть дверь вашего дома. Как вы думаете, что произойдет дальше?».

В этом случае вы, скорее всего, подумаете что-то негативное, например, что кто-то пытается проникнуть в ваш дом, чтобы ограбить вас. Это означает, что ваш разум предсказал, что может произойти, чтобы помочь вам действовать правильно в этот момент и найти наилучшее решение.

Сценарий 2

«Вы находитесь в баре, разговариваете с друзьями, и вдруг один из них встает и уходит. Что вы думаете?».

Мы автоматически пытаемся понять, почему он встал, и можем подумать, что, возможно, его раздражает какой-то комментарий или, например, что ему нужно в туалет.

Таким образом, мы понимаем, что разум помогает нам развивать ментальные состояния, которые объясняют поведение, а также понимать и предсказывать последствия наших действий. И вы можете предсказать не только свое собственное поведение, но и поведение человека, который пытается войти в ваш дом, или человека, который внезапно встал из-за стола. Другими словами, люди вокруг вас.

Метакогнитивные стратегии

Мы можем научиться учиться и разработать метакогнитивные стратегии, которые помогут нам принимать лучшие решения в любой ситуации. Дэвид Пол Аузубел, психолог и педагог, рассказывает об осмысленном обучении в сравнении с заучиванием.

Осмысленное обучение — это когда человек осмысливает полученную информацию, соотносит понятия и конструирует новую информацию, опираясь на то, что было усвоено ранее. В отличие от этого, когда мы используем заучивание, человек создает ассоциации, запоминает понятия и факты без необходимости понимать информацию. Это пассивное обучение, поскольку новое содержание накапливается в памяти, не ассоциируясь с тем, что уже известно. Эта информация, скорее всего, будет забыта.

Метакогниция в обучении

Что такое метакогниция в обучении? Целью образования является развитие у учащихся осмысленного обучения, учитывающего их индивидуальные способности для формирования когнитивных компетенций. Когда мы учимся, мы разрабатываем различные стратегии, которые позволяют нам учиться, например: мы классифицируем информацию, составляем схемы или ассоциируем знания, чтобы лучше их запомнить.

В связи с вышесказанным, лестница метакогниции — это процесс обучения, основанный на мышлении. Далее мы рассмотрим четыре фазы этого процесса:

  • Осознание того, что было усвоено.
  • Запоминание процедуры того, как вы учились.
  • Размышление об использовании того, чему вы научились.
  • Уметь использовать полученные знания в других ситуациях.

Метакогнитивные стратегии

Метакогнитивные стратегии влияют на то, как мы обрабатываем информацию, и помогают нам регулировать процесс обучения. Однако одна стратегия не всегда подходит для всех, поэтому важно научить учащихся осознавать свои мысли и уметь планировать, контролировать и оценивать обучение.

Некоторые примеры метакогнитивных стратегий — это выполнение упражнений по самооценке после изучения чего-то конкретного, пробование различных способов выполнения одной и той же деятельности, чтобы оценить, какая стратегия работает лучше всего, или составление концептуальных карт, чтобы связать различные понятия, и многие другие примеры. Одним словом, метакогнитивные стратегии позволяют нам понять и эффективно развивать процесс приобретения знаний.