Когнитивизм проистекает из желания исследовать ментальное содержание и особенно его процессы, такие как обработка информации, принятие решений, решение проблем, понимание текста, планирование поведения и т.д., и их можно изучать научно, формализуя с помощью компьютера, т.е. предполагая алгоритмы, которым следует мозг, и готовя симуляции, которые могут их проверить и подтвердить. Благодаря этой статье мы можем лучше понять, что такое когнитивная психология, ее историю и самых важных авторов.

психика человека

Определение когнитивной психологии

Когнитивная психология, также называемая когнитивизмом, когнитивистской психологией или когнитивизмом, — это отрасль психологии, изучающая психические процессы: восприятие, память, обучение, внимание, язык, логические рассуждения….

В то время как бихевиоризм пытается изучать наблюдаемое поведение, когнитивизм спекулирует и формализует ненаблюдаемые психические процессы, подчеркивая активную роль субъекта в проработке окружающей действительности, придавая большее значение внутренним процессам кодификации и репрезентации. Когнитивные психологи утверждают, что понять когнитивную деятельность можно, только наблюдая за тем, как люди справляются с когнитивными задачами.

История когнитивной психологии

Кризис, разразившийся в психологии в 1930-х и 1940-х годах, в значительной степени привел к концу старых великих школ — бихевиоризма и гештальта, заложив основу для рождения нового, гораздо более долговечного и прочного движения: когнитивизма, психологии когнитивных процессов.

Когнитивизм, далекий от ментализма ассоцианистов XIX века и раннего бихевиоризма Уотсона, не является ни унитарной школой, ни единой теорией, а скорее особым типом подхода к изучению психики, наделенным высокой степенью абстракции и тенденцией отдавать предпочтение изучению способностей людей приобретать, организовывать, запоминать и конкретно использовать знания для руководства своими действиями.

Рождение когнитивизма во многом обязано импорту идей, почерпнутых из исследований искусственного интеллекта (информатики и кибернетики), которые начались примерно в 1950-х годах, но именно психолог Джордж Миллер предложил точную дату рождения когнитивной психологии: 11 сентября 1956 года, день, когда в Массачусетском технологическом институте состоялся семинар по теории информации, включавший три лекции:

  • Чомски о языке.
  • Ньюэлл и Саймон о «теоретической логической машине».
  • Миллер о кратковременной памяти.

В 1960 году Джером Брунер и Миллер основали первый центр когнитивных исследований в Гарварде, а в 1971 году в Калифорнийском университете (Сан-Диего) был создан первый факультет когнитивных наук. Брунер в основном занимался процессами категоризации, подчеркивая, что такие действия, как восприятие и запоминание, частично являются результатом индивидуальных стратегий активного субъекта; Миллер и коллеги, с другой стороны, предложили новую теорию поведения, тесно связанную с исследованиями в области искусственного интеллекта, заключив, что за каждым поведением стоит «план», эквивалентный компьютерной программе.

Наконец, особое значение для развития когнитивных наук в 1960-х годах имело повторное открытие исследований генезиса интеллекта, начатых Жаном Пиаже и развитых в тот период благодаря Брунеру. В 1967 году вышла книга американского психолога Ульрика Найссера «Когнитивная психология», в которой были обобщены исследования, проведенные за предыдущие десять лет, в соответствии с перспективой, которую после этой книги окончательно назвали когнитивистской.

Характеристика когнитивной психологии

Когнитивная психология — это направление, основанное на концепции, которая представляет собой синтез вклада теорий таких психологов, как Дональд О. Хебб, искусственного интеллекта и теории информации, и может быть кратко описана следующим образом:

  • Психология должна сосредоточить свое внимание на особенностях посреднических процессов, которые организм вводит между стимулом и реакцией, которые не поддаются описанию в терминах исключительно наблюдаемых величин, но могут быть изучены путем формулирования моделей функционирования, которые позволяют делать предсказания относительно наблюдаемого поведения (путем сравнения с результатами лабораторных экспериментов).
  • Процессы обработки знаний совпадают с процессами обработки информации: знания, т.е. информация, могут быть измерены в битах, а процессы приобретения, поиска и использования знаний эквивалентны процессам работы компьютера.
  • Знания представлены в виде последовательностей символов, а процессы когнитивной обработки — это вычислительные программы, основанные на алгоритмах, которые позволяют обрабатывать эти символы, как в компьютерных программах.

Поэтому основная задача когнитологов — разработка вычислительных моделей для понимания когнитивной деятельности человека.

Книги и авторы когнитивизма в психологии

Когнитивная наука включает в себя несколько дисциплин: когнитивную психологию, искусственный интеллект, нейронауку, лингвистику, философию и антропологию — все дисциплины, общей целью которых является понимание работы разума.

Между 1956 и 1960 годами были опубликованы следующие основные книги или статьи по «когнитивной революции», относящиеся к этим различным дисциплинам:

  • 1956: Исследование мышления Джерома С. Брунера, Жаклин Дж. Гудноу и Джорджа А. Остина.
  • 1956: статья Джорджа А. Миллера о кратковременной памяти («магическое число семь»).
  • 1957: Синтаксические структуры Ноама Хомского.
  • 1958: Восприятие и коммуникация Дональда Е. Бродбента.
  • 1958: Компьютер и мозг Джона фон Неймана.
  • 1958: Статья Аллена Ньюэлла, Джона К. Шоу и Герберта А. Саймона о решении проблем.
  • 1959: Статья Дэвида Х. Хьюбела и Торстена Н. Визеля о рецептивных полях полосатой коры кошки.
  • 1959: статья Джерома Й. Леттвин, Умберто Р. Матурана, Уоррен С. Маккаллох и Уолтер Х. Питтс о том, «что глаз лягушки говорит мозгу лягушки».
  • 1960: Эссе философа Хилари Патнэма в книге «Разум и машины».
  • 1960: Планы и структура поведения Джорджа А. Миллера, Карла Х. Прибрама и Юджина Галантера.
  • 1960: Статья Джорджа Сперлинга об иконической памяти.

Примеры из когнитивной психологии

Миллер, Галатер и Прибрам, основываясь на модели бихевиоризма «стимул — реакция», разработали модель ТОТЕ (Test, Operate, Test, Exit), основанную на предположении, что когда вы демонстрируете определенное поведение, вы преследуете определенную цель. Цель вашего поведения — максимально приблизиться к желаемому результату, а чтобы оценить, достигли ли вы своей цели, вы тестируете стратегию: если цель достигнута, вы прерываете свое поведение и завершаете стратегию; если цель не достигнута, вы меняете свое поведение и начинаете все сначала, в соответствии с простым циклом обратной связи и реагирования.