В последние десять лет в научной литературе начали рассматривать вопросы развития исполнительных функций с дошкольного возраста, уделяя особое внимание системе внимания. Но что именно мы имеем в виду, когда говорим об исполнительных функциях?

Когда у нас есть цель, мы планируем и разрабатываем свое поведение для ее достижения. Таким образом, исполнительные функции — это различные психические процессы, которые применяются на практике, когда мы пытаемся достичь цели. В этой статье мы вместе рассмотрим, что такое исполнительные функции и как над ними работать.

Вам также может быть интересно: Органы чувств человека и их функции

мозг

Что такое исполнительные функции?

Выражение «исполнительные функции» появилось в 1983 году, когда Мюриэл Лезак использовала его для обозначения тех когнитивных способностей, которые делают человека способным к независимому, ориентированному и адаптивному поведению.

Действительно, исполнительные функции можно определить как набор способностей, способных контролировать и регулировать другие когнитивные функции и поведение. В частности, это способность избирательно обрабатывать информацию и сохранять ее, по крайней мере, наиболее важную, во время выполнения задания.

Исполнительные функции связаны со следующими сценариями:

  • При планировании стратегий решения проблем.
  • При наблюдении за поведением.
  • Торможение поведенческих реакций, не соответствующих контексту, т.е. самоконтроль.
  • В способности быстро переключаться с одной задачи на другую (переключение скоростей или когнитивная гибкость).
  • В хранении информации и манипулировании ею для выполнения задачи (рабочая память).
  • В постоянном обновлении информации.
  • Знание временной последовательности событий.
  • Способность к абстрагированию и категоризации стимулов и событий.
  • В воле к совершению действий (воление).
  • При совершении действий, требующих отхода от привычного и стереотипного поведения (стратегическое поведение).
  • В поддержании внимания в течение долгого времени.

Таким образом, исполнительные функции позволяют нам мысленно манипулировать идеями, быстро адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, рассуждать, оставаться сосредоточенными и решать новые задачи. Они также позволяют нам принимать решения и осуществлять контроль над тем, что мы делаем.

Ингибирование

Одной из исполнительных функций является торможение. Термин «торможение» относится к способности контролировать вмешательство нерелевантных стимулов по отношению к выполняемой задаче и уменьшать это вмешательство для функционального достижения поставленной цели.

Таким образом, торможение может относиться к преобладающим реакциям, к конфликтующим реакциям или к продолжающимся реакциям. Без тормозного контроля мы все постоянно становились бы жертвами своих импульсов.

Рабочая память

Рабочая память подразумевает удержание информации в голове и способность обрабатывать ее, работать с ней и манипулировать ею. Мультикомпонентная модель Баддели и Хитча (1974) предполагает существование контролирующей системы внимания (центральной исполнительной системы), которая управляет потоком информации, и двух субкомпонентов:

  • Фонологическая петля: учитывает вербальную информацию
  • Визуально-пространственная тетрадь: рассматривает визуально-пространственную информацию.

Оба подкомпонента характеризуются наличием хранилища, или буфера, для временного сохранения дорожки в фонологически-акустической или визуально-пространственной форме, интегрированного с системой повторения для повторения дорожки.

Торможение и рабочая память — это исполнительные функции, которые тесно связаны друг с другом. Необходимо иметь в голове четкую цель, чтобы знать, что уместно, а что нет для ее достижения. Кроме того, важно оставаться сосредоточенным на своей цели, сократив все внешние помехи и отвлекающие факторы. В этой статье мы расскажем вам, как улучшить концентрацию с помощью самых эффективных стратегий.

Когнитивная гибкость

Третьим ядром исполнительных функций является когнитивная гибкость, то есть способность менять перспективу (пространственную или межличностную). Способность быть гибким и адаптироваться к изменениям в окружающей среде, что позволяет нам менять модель поведения в результате внешней обратной связи.

Для того чтобы это было возможно, когнитивная гибкость требует наличия способности к торможению и поддержания информационной памяти.

Планирование

Планирование можно определить как набор когнитивных действий, которые предвосхищают и регулируют поведение и позволяют создать и организовать последовательность действий, необходимых для выполнения целевого поведения.

Другими словами, эта способность позволяет разбить сложное действие на ряд элементарных шагов, которые необходимо выполнить. На анатомическом уровне областью, в которой развивается эта способность, является префронтальная кора головного мозга.
Эта способность играет фундаментальную роль в повседневной жизни, чтобы иметь возможность эффективно выполнять как самые простые, так и самые сложные действия.

Планирование — одна из исполнительных функций, которая развивается на протяжении всего детства, постепенно растет и становится важной, особенно в школьные годы. Он участвует в решении арифметических задач и в правильном выполнении всех заданий, которые требуют реализации цели через точную серию действий.

Принятие решений

Каждый из нас ежедневно сталкивается с множеством реальностей и ситуаций, более или менее знакомых, и взаимодействует в различных рабочих, социальных и реляционных контекстах, которые требуют применения преднамеренного поведения и выгодного выбора для решения проблем, определения и достижения все более сложных целей.

Действительно, в процессе решения проблемы человеку необходимо построить мысленную репрезентацию проблемы и, основываясь на ней, предположить правильный способ ее решения. Таким образом, под принятием решений понимаются те исполнительные функции, которые связаны со способностью принимать решения и способностью модулировать восприятие вознаграждения и наказания для того, чтобы сделать выгодный выбор.

В этой статье вы найдете информацию об этапах процесса принятия решения.

Постановка целей

Постановка целей не только позволяет нам взять под контроль свою жизнь, но и дает ориентир для определения того, действительно ли мы преуспеваем. Процесс постановки целей выглядит следующим образом:

  1. Все начинается с тщательного изучения того, чего вы хотите достичь.
  2. В середине — несколько четко определенных отрывков, которые выходят за рамки специфики каждой цели.
  3. Все заканчивается тяжелой работой.

Именно исполнительная функция, благодаря своему синергетическому и интегрированному действию, делает возможным мысленное представление задачи, которое включает как соответствующую информацию, закодированную в памяти, так и будущие цели, которые должны быть достигнуты.

Предвкушение

Для эффективного планирования необходимо предвидеть и учитывать последствия одного действия для других. В рамках исполнительных функций предвидение — это процесс образного предположения о будущем. Мозг использует такую информацию, как гравитация, кривизна и препятствия, чтобы сделать прогноз.

Организация

Исполнительные функции также включают организацию, то есть действия, которые мы предпринимаем в иерархической последовательности для достижения целей и задач, а также упорядочивание пространства и материалов.

Поэтому исполнительные функции относятся к тем когнитивным процессам, которые определяются как высшие, поскольку они играют фундаментальную роль в «разумном» поведении, т.е. соответствующем и адаптированном к каждой ситуации. Одним словом, исполнительные функции помогают и обуславливают поведение для выхода из сложных ситуаций.

Беглость

Беглость — это та исполнительная функция, которую можно объяснить как способность к дивергентному мышлению, а также способность генерировать новые и различные решения конкретной и сложной проблемы.

Как работать над исполнительными функциями

Исполнительные функции можно улучшить с помощью циклов когнитивной реабилитации, как и любую другую когнитивную функцию. На самом деле, они улучшаются тем больше, чем больше мы их тренируем.

Независимо от используемого реабилитационного подхода, психологическая терапия и развитие отношений с пациентом всегда важны. Повреждение исполнительных функций мозга может включать снижение мотивации, поведенческие проблемы или анозогнозию, т.е. неспособность распознать когнитивный дефицит.

Мероприятия по развитию исполнительных функций

Лечение, направленное на улучшение исполнительных функций, может быть основано на следующих аспектах:

  • Управление временем.
  • Организация физического пространства.
  • Планирование повседневной деятельности.

Терапевт может предоставить целевые ситуации возрастающей сложности, на основе которых можно планировать гипотетические действия, например, завтрак, программу отдыха или любое другое значимое для пациента событие.

Другими видами деятельности для работы над исполнительными функциями могут быть тренинги, которые косвенно стимулируют эти факторы

  • работа над проспективной памятью
  • работа над функциями внимания
  • Поведенческие вмешательства для снижения дисфункциональных действий.
  • В случае с тяжелыми инвалидами более уместной будет индивидуальная реабилитация и ежедневные домашние занятия.