В психологии в начале 20-го века гештальт-школа задалась целью понять, как человек воспринимает порядок окружающего мира. То, что удалось сформулировать этой школе, — это принципы визуального восприятия, которые признаются и сегодня, и которые определяют, как человек взаимодействует с визуальными стимулами и создает из них приказы. В этой статье мы проанализируем один из этих принципов на нескольких примерах, чтобы понять, что такое гештальт-закон близости.

беседа

Законы гештальта

Гештальтпсихология пытается понять психологические явления, показывая их как организованные и структурированные целые, а не как сумму их составных частей, тем самым отмежевываясь от структурализма (с его тенденцией анализировать психические процессы в элементарных ощущениях) и подчеркивая такие понятия, как эмерджентные свойства, олизм и контекст.

В Берлине в первой половине 20-го века Макс Вертхаймер и другие психологи (среди них Вольфганг Келер и Курт Коффка) продолжили свои исследования зрительного восприятия человека, положив начало знаменитой гештальт-теории. Их целью было исследовать глобальные и целостные процессы, вовлеченные в восприятие стандартной формы в окружающей среде; в частности, они пытались объяснить, как люди воспринимают группы объектов как элемент целого и как они воспринимают части объектов вместо этого, простые и связные формы, наделенные точным значением. Более того, они утверждали, что невозможно понять перцептивный опыт, разложив его на множество более простых физических единиц: целое отличается от суммы своих частей.

Гештальт предлагает нам ряд законов, которые проясняют, как люди классифицируют элементы, которые они видят, и как они развивают свои идеи о событиях, происходящих вокруг них. Эти законы восприятия автономны от опыта и присутствуют с рождения; поэтому их называют автохтонными факторами. Если говорить конкретно о зрительном восприятии, то основными правилами гештальта или законами организации воспринимаемых данных являются:

  • Близость: элементы объединяются в формы с тем большим сцеплением, чем ближе они находятся друг к другу. Это и есть закон гештальта, о котором мы будем говорить в этой статье.
  • Сходство: чем более они похожи (по цвету, форме, размеру и т.д.), тем более слаженно сочетаются элементы.
  • Общая судьба: элементы, имеющие одинаковое движение друг с другом и отличающиеся от других элементов, группируются вместе.
  • Непрерывность направления: при наложении двух элементов их линии соединяются в соответствии с непрерывностью направления.
  • Закрытость: некоторые несвязанные элементы могут быть интерпретированы как единая фигура.
  • Беременность: чем проще и стабильнее элемент, тем больше он кажется «ударным».
  • Прошлый опыт: мозг склонен создавать уже виденные формы, где есть только отдельные или прерывистые линии.
  • Фигура-фон: это классическая схема, на которой основаны оптические иллюзии, когда фигура сразу воспринимается как таковая благодаря своим контурам, но затем мы понимаем, что фон также может быть фигурой.

Что такое гештальт-закон близости?

Гештальт-закон близости гласит, что когда объекты находятся физически близко друг к другу, мы склонны думать о них как о принадлежащих к группе. Поэтому при прочих равных условиях переменная, гарантирующая появление унитарной фигуры, представлена относительным расстоянием составляющих ее элементов, или же роль фигуры берет на себя область, ограниченная ближайшими друг к другу полями. Близость в пространстве двух или более элементов позволяет с большой долей вероятности рассматривать их как единую фигуру.

Давайте рассмотрим несколько повседневных примеров гештальт-закона близости. Мы все используем принцип близости, и это происходит каждый день бессознательно — пример? Вы читаете это прямо сейчас! В этой статье используется принцип близости при абзацном написании текста: пока строки текста находятся близко друг к другу, мы воспринимаем их как единый элемент, будь то абзац или колонка текста; как только, наоборот, мы вставляем слишком много пространства между строками, строки начинают казаться нам отличными друг от друга, а не частью одного текста. Каждый абзац, будучи темой, отличной от предыдущего и последующего, разделен между остальными, но воспринимается как единое целое, поскольку отдельные слова и буквы расположены близко друг к другу.

Принцип близости также очень полезен для повышения интуитивной понятности продуктов в области дизайна. Это еще один пример гештальт-закона близости.

Разница между законом близости и законом сходства

Закон сходства гласит, что объекты, похожие друг на друга по цвету, форме, размеру или ориентации, воспринимаются как находящиеся в отношении друг к другу или принадлежащие к одной группе. Элементы, обладающие неким сходством, стремятся к объединению друг с другом путем наблюдения за их видением на расстоянии с точки зрения цвета и объектов, движения и расположения (или ориентации).

Этот принцип также важен в мире дизайна; по сути, он позволяет нам распознавать элементы, принадлежащие к одному семейству продуктов, даже если они различаются по форме и функциям, при условии наличия формальных характеристик, которые делают их похожими. Все узоры и текстуры, например, основаны на этом принципе, но не только, даже при построении серии иконок. Значки должны быть похожи друг на друга, чтобы функционировать в рамках визуально согласованного целого; хотя каждый значок имеет свою форму, он имеет схожие характеристики с остальными: тот же цвет, та же толщина линий и тот же графический стиль, что заставляет нас воспринимать их как единое целое.

Тот же принцип применим к брендингу, к разработке согласованного образа: когда вы собираетесь создать согласованный образ бренда, по сути, вы собираетесь использовать определенные элементы, повторяя их в каждом применении этого логотипа или согласованного материала компании, создавая ритм и последовательность.