Давайте подумаем, когда мы решаем купить новый автомобиль и выбираем цвет. Выбрав цвет, возможно, необычный, вы начнете видеть автомобили этого цвета повсюду. И дело не в том, что они не существовали раньше, просто мы их не видели, потому что наше внимание избирательно и не может одновременно удерживать так много информации. Поэтому теперь он вставляет автомобили этого цвета в наше сознание и неизбежно находит их везде, куда бы он ни поехал.

В основе нашего личного обучения замечать то, что с нами происходит, с целью усилить это, лежит так называемый эффект Тетриса, теоретизированный Шоном Ачором в книге ««Преимущество счастья»», основанный на так называемом «когнитивном остаточном образе». Эта теория гласит, что мы всегда обращаем внимание на то, что видим чаще всего и является настойчивым. В этой статье  мы вместе выясним, в чем заключается эффект Тетриса.

играть

Что такое эффект Тетриса

Когда наш мозг привыкает к определенному типу восприятия, то он стремится постоянно действовать по уже созданному ментальному шаблону. Этот процесс известен как эффект Тетриса. А кто изобрел эффект Тетриса? Именно психолог Шон Ачор дал определение этому процессу, названному в честь знаменитой видеоигры, в которой игрок должен как можно компактнее складывать двух- или трехмерные геометрические объекты, падающие сверху вниз на экран.

Эта игра стала предметом известного эксперимента в Гарвардской медицинской школе. Двадцати семи людям заплатили за многочасовую игру в «Тетрис» в течение трех дней подряд. В последующие дни многие из них не могли не заметить падающие с неба геометрические блоки или видеть повсюду фигуры, полностью осознавая, конечно, что это всего лишь оптические эффекты.

Игроки в тетрис особенно подвержены этому эффекту. Предметы реального мира, такие как автомобили, белье или еда, кажется, могут сравниться с тетромино, а падающие блоки преследуют периферию воображения, когда человек засыпает.

Как работает эффект Тетриса

Этот психологический феномен возникает, когда деятельность, требующая высокого уровня внимания, инконгруэнтно влияет на когнитивные процессы, ментальные образы и сны тех, кто занимается ею в течение длительного времени. Узнайте, что такое базовые и высшие когнитивные процессы, примеры и типы.

Таким образом, игроки в «Тетрис» в течение длительных периодов времени могут быть вынуждены непроизвольно рассуждать о способах укладки объектов реального мира, таких как упаковки, которые вы видите на полках супермаркета, или здания в районе. Кроме того, они могут видеть геометрические объекты в движении на границах своего зрительного поля или когда закрывают глаза. Наконец, геометрические фигуры в игре могут появляться и во сне, особенно при переходе от бодрствования к сновидениям.

Чтобы лучше понять, как эффект «Тетриса» работает в повседневной жизни, мы можем рассмотреть пример наших негативных мыслей. Мы начинаем день с кривой ноги и начинаем жаловаться. Солнце светит, да, но слишком жарко, слишком влажно, нет свежего воздуха, мы слишком сильно потеем и так далее. Отсюда ряд ситуаций, которые порождают еще большее недовольство.

Хорошо то, что мы можем сделать то же самое с тем, что дарит нам радость, позитив и красоту, ведь чем больше мы осознаем положительных элементов в нашей жизни и будем стремиться сосредоточиться на них, тем больше мы сможем открыть для себя других. Это настоящая восходящая тренировка для запуска добродетельного круга, способного подарить нам благополучие.

Почему возникает эффект Тетриса

Как подтвердили исследования, проведенные после Гарвардского эксперимента, концентрация мысли на непрерывной и повторяющейся игре осаждает определенные нейронные пути, которые влияют на восприятие реальности.

Если вам интересно, почему возникает эффект Тетриса, он может быть вызван рядом факторов. Давайте посмотрим, что это такое:

  • Деятельность, характеризующаяся сильной визуальной повторяемостью: ее можно испытать, например, при длительном использовании других видеоигр, после того, как несколько часов рассматривал микроскопические витрины, играл в шахматы или даже занимался другими видами деятельности, такими как сбор фруктов.
  • Могут быть задействованы и другие органы чувств: например, музыкант, который проводит длительные сеансы, может испытывать возникновение связанных психических процессов в несоответствующих контекстах. Он или она также может продолжать слышать музыкальные фразы в своем сознании в предсонном периоде.
  • Исследование 2000 года показало, что люди с антероградной амнезией, то есть с дефицитом декларативной памяти, могут видеть образы Тетриса во сне после долгой игры, не помня, что играли. Это говорит о том, что эффект «Тетриса» связан с другим типом памяти, возможно, похожим на процедурную память. В этой статье вы найдете информацию о видах человеческой памяти.