Во второй половине 19 века немецкий психолог Г. Эббингауз начал серию исследований по измерению человеческой памяти. Он задался целью изучить чистую память, то есть как функцию саму по себе, без культурного или субъективного вмешательства. Он построил свои эксперименты таким образом, чтобы память ни в коем случае не была основана на значении используемых слов, а затем использовал бессмысленные слоги, которые испытуемые должны были запомнить в кратчайшие сроки.

На основе своих экспериментов Эббингауз разработал три теории, и согласно его теории эффекта серийной позиции, при запоминании слов друг за другом увеличивается шанс запомнить не только слова в начале, но и слова в конце списка, так называемый эффект рекуррентности. В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое эффект реципрокности в психологии.

точка восприятия

Что такое эффект рекурсии в психологии?

Эффект рекурсии или повторяемости, как следует из названия, — это тенденция лучше запоминать информацию, которая была представлена совсем недавно. Например, если вы пытаетесь запомнить список предметов, эффект повторяемости показывает, что вы с большей вероятностью запомните те пункты списка, которые вы изучали последними. Реципрокность является компонентом эффекта серийной позиции — упомянутого выше явления, при котором расположение элементов в списке влияет на то, насколько хорошо эти элементы будут запомнены.

Почему возникает эффект повторяемости

Предвзятость к рецидивам зависит от краткосрочной памяти, также известной как активная или первичная память, чья способность заключается в удержании в сознании относительно небольшого количества информации в течение короткого периода времени. Эта информация хранится и остается активной для использования, но не манипулируется; на самом деле, хранение номера телефона, который кто-то только что вам произнес, достаточно долгое время, чтобы составить его, является хорошим примером кратковременной памяти.

Кратковременная память ограничена по объему и продолжительности: большая часть информации длится от 20 до 30 секунд, без активного поддержания; около четырех единиц информации может храниться в кратковременной памяти в течение короткого периода времени.

Таким образом, рекуррентное предубеждение может иметь место, потому что мы легко вспоминаем предметы, которые все еще временно хранятся в кратковременной памяти. Если информацией не манипулировать, она быстро потеряется и исчезнет из памяти.

Как эффект запоминания влияет на память

На самом деле, мозг запоминает две вещи:

  1. Первое, что увидели или сказали (эффект первенства), именно поэтому рекомендуется начинать презентацию или речь, таким образом, с важного «преимущества» для слушателей, так как она легче запомнится.
  2. Последнее увиденное или сказанное, т.е. эффект повторяемости, согласно которому рекомендуется завершать презентацию или выступление убедительным пересказом основных предлагаемых преимуществ и собственных отличительных факторов.

Поскольку кратковременная память имеет ограниченную емкость, каждое последующее слово в списке «исключает» предыдущее; по этой причине последние слова запоминаются с большей вероятностью, чем центральные. Например, со стороны политических партий особое внимание уделяется расположению речи их лидера, так как расположение в центральной части интервью не дает возможности полного и определенного запоминания. Как только что упоминалось, наиболее впечатляющей является информация, находящаяся в начале или в конце последовательности.

Для некоторых специалистов по продажам участие в ситуациях, когда им предстоит провести несколько конкурирующих презентаций, является обычным событием: поставщики, входящие в короткий список финальных кандидатов, будут приглашены для проведения презентации один за другим в один и тот же день. Мозг покупателя посещает серию презентаций, а затем должен принять решение о выборе нескольких вариантов — процедура, требующая больших затрат энергии мозга. Тот же принцип применим и к выбору лучшего времени суток для проведения презентации. Поэтому идеал победителя — быть первым или последним; если вы занимаете среднее положение, вас, вероятно, будет не так легко запомнить и вы окажете меньшее влияние. Следует также учитывать, что в конце дня мозг клиента начинает уставать, и это влияет на его способность принимать и обрабатывать сообщения.

Различия между эффектом первичности и эффектом повторяемости

Реципрокное предубеждение почти всегда описывается вместе с так называемым эффектом первичности — двумя интерпретационными моделями того, как наша память хранит полученную информацию. Некоторая информация, та, которую мы получаем первой, хранится в так называемой долговременной памяти, что означает, что она более устойчива (эффект первичности, именно), в то время как информация, сообщаемая нам в конце разговора, хранится в кратковременной памяти из-за эффекта рекуррентности. В этих статьях вы найдете больше информации о долговременной и кратковременной памяти.

Недавние исследования этих явлений показали, что с точки зрения мнемонического запоминания более свежая информация является более актуальной, и, в частности, эффект рецентрации в памяти преобладает над эффектом первичности, особенно в ситуациях, когда время между получением информации и принятием какого-либо решения, включая поведенческое, является коротким.

В следующей статье вы найдете Что такое эффект плацебо.