Умение формулировать гипотезы и уметь их проверять — это не тот навык, который остается с нами всю жизнь. Наше мышление меняется по мере развития, сопровождаемого и поддерживаемого развитием нашей собственной нервной системы.

Ребенок может знать, что если он нажмет определенную кнопку, то телевизор включится, но что если он не включится? Скорее всего, они обратятся к взрослому, который сможет придумать различные объяснения тому, что может происходить. Они проверят, есть ли в пульте дистанционного управления батарейки, не сели ли они, есть ли в телевизоре лампочка, указывающая на то, что он включен в сеть, и т.д.

Взрослые в процессе своего развития приобрели способность мыслить абстрактно или формально. Вы хотите узнать об этом больше? Продолжайте читать статью, в которой мы рассказываем об абстрактном мышлении: что это такое, примеры и как его развивать.

образ абстракции

Что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление или формальное мышление состоит из способности мыслить независимо от реальности, которое представлено ​​нам конкретным образом. Оно позволяет человеку мыслить в различных сценариях и возможностях, среди которых, конечно же, есть и конкретная реальность.

В упрощенном примере, приведенном во введении, ребенок не способен мыслить шире реальности, находящейся перед ним, которая заключается в том, что телевизор не включен. Взрослый же сможет мыслить дальше, выдвигать гипотезы, проверять их и таким образом решать проблему.

Абстрактное мышление, контекстуализированное в теории Пиаже, появляется на последней стадии развития: стадии формальных операций. Для Выготского именно это приобретение отличает мышление ребенка от мышления подростка.

Этапы развития и абстрактное мышление

Как мы уже указывали, именно формальное мышление характеризует последнюю стадию когнитивного развития Пиаже. Теория Пиаже постулирует, что когнитивное развитие проходит несколько фаз или стадий, более или менее продолжительных в зависимости от индивидуума, но обязательно сменяющих друг друга.

Овладение абстрактным мышлением начинается примерно в 11 лет (зарождающаяся формальная стадия) и закрепляется с 14 или 15 лет (продвинутая формальная стадия). Правда, Пиаже изменяет свои первоначальные теории и указывает, что именно в возрасте 20 лет происходит закрепление этого эволюционного приобретения (Aguilar Villagrán, M., Navarro Guzmán, J.I., López Pavón, J.M. and Alcalde Cuevas, C., 2002)[1].

Пока это приобретение происходит в подростковом возрасте, ребенок проходит через несколько стадий развития, на которых его образ мышления качественно отличался.

1. Сенсоримоторная стадия

Это происходит с рождения до двух лет и связано с сенсорным и моторным развитием. Мышление ребенка будет ограничено рамками «здесь и сейчас».

2. Предэксплуатационный этап

Эта стадия длится примерно с 2 до 7 лет. На этом этапе появляется символическое мышление, так что ребенок может думать о событиях или предметах, которые не присутствуют в данный момент. Он может думать о мяче, который вы показали ему несколько дней назад, или об игрушке, которая так понравилась его однокласснику в школе.

3. Этап бетонных работ

Хотя с 7 до 11 лет дети способны выполнять сложные умственные операции (задачи сохранения, классификации, сериации и т.д.), их способ мышления имеет ограничение, которое заключается в том, что ребенок должен манипулировать предметами или видеть их, чтобы иметь возможность думать о них. Если его попросить представить их, он не даст правильного ответа. Поэтому на дооперациональной стадии они начинают использовать логику и умственные операции, но только для фактов и объектов в их окружении, в их конкретной реальности.

4. Этап формальных операций

Для Пиаже наиболее важной характеристикой этого нового способа мышления был факт способности мыслить в терминах возможностей, а не только реальности. Подростки выходят за пределы непосредственной реальности и начинают понимать, что реальность может быть гораздо шире того, что находится перед ними, что окажет важное влияние на их поведение.

По мнению Сьерра П. и Бриозо А. (2006)[2], подростки проводят различие между реальным и возможным, обязательно используя гипотетико-дедуктивные рассуждения и рассуждения о словесных утверждениях вместо рассуждений о конкретных объектах.

Это последняя стадия теории Пиаже; однако было предложено существование постформального мышления, следующего за формальным. Такое постформальное мышление выходит за рамки формальных рассуждений, которые дают правильные или неправильные результаты, и предлагает решения проблем.

Примеры абстрактного мышления

Во введении к этой статье мы привели упрощенный пример абстрактного мышления, при котором человек способен мыслить гипотезами и возможностями, выходящими за рамки того, что показывает ему конкретная реальность.

  • Дедуктивные рассуждения являются ярким примером абстрактного мышления. Пытаясь проиллюстрировать этот тип рассуждений, мы можем подумать: «Все люди дышат. Мой двоюродный брат — человек, поэтому мой двоюродный брат дышит».
  • Выдвижение гипотез. В более экологичном и менее теоретическом примере представьте, что вы встречаетесь с другом, который опаздывает. Вы пишете ему сообщение, а он не отвечает. Наше абстрактное мышление позволит нам выдвинуть гипотезы о том, что могло произойти: он что-то забыл и свернул, автобус опаздывает, образовалась пробка, он не хочет отвечать, у него проблема и т.д.
  • Создание произведения искусства является примером навязчивого мышления, будь то цвета картины или ноты музыкального произведения.
  • Воображение будущего: будущее — это то, что мы не можем потрогать или узнать, поэтому оно является частью абстрактного мышления. Например, составление планов на будущее или просто размышления о будущем являются примерами абстрактного мышления.
  • Анализ прошлого: выход из настоящего предполагает использование этого типа мышления, поэтому размышления о прошлом — еще один пример абстрактного мышления.

Мероприятия по развитию абстрактного мышления

В целом, любая задача, требующая дедуктивных рассуждений или заставляющая человека обдумывать различные возможности, приводит в движение механизмы формального мышления. Например:

  • Решение математических задач: в них мы должны применять математические правила и формулы, и в более чем нескольких случаях нам нужно подумать о проблеме с разных точек зрения, чтобы прийти к решению, поэтому это хорошее упражнение в абстрактном мышлении.
  • Разгадывание загадок и ребусов: эта деятельность по абстрактному рассуждению помогает развить данный тип мышления, поскольку для их разгадывания необходимо выйти за рамки их буквального смысла.
  • Решение силлогизмов: мы можем предложить две посылки и спросить заключение.

Латеральное и вертикальное мышление: различия, характеристики и примеры