По данным ВОЗ, 1 из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра.

В этой статье мы рассказываем о том, какие существуют типы аутизма и его особенности, какие черты характерны для людей с этим расстройством и как мы можем способствовать улучшению качества жизни. Она может представлять большой интерес для людей, которые хотят знать, как помочь кому-то из своего окружения, знать типичные особенности этого расстройства или, просто, помочь самим людям, страдающим этим расстройством, определить, как и что они чувствуют.

Расстройства аутистического спектра, также называемые ASD, представляют собой ряд нарушений развития, и, хотя черты людей с ASD могут быть разными, обычно это люди, испытывающие трудности в социальных отношениях, понимании и общении. Они, как правило, мало смотрят в глаза, имеют определенное повторяющееся поведение и очень специфические и избирательные интересы. Расстройства обычно диагностируются в первые 3-5 лет жизни, и обычно первые признаки обнаруживаются в школе при участии и сотрудничестве семьи.

малыш

Что такое расстройства аутистического спектра?

Расстройство аутистического спектра — это неврологическое заболевание, которое становится заметным по мере развития ребенка. Он характеризуется нарушениями в нескольких областях развития: язык и речь, когнитивное развитие, социальное и эмоциональное развитие.

Диагностика, особенно если ребенок очень маленький, может быть затруднена, поскольку развитие каждого ребенка происходит по-разному.

Существует 5 типов расстройств аутистического спектра, это: аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Геллера или первазивное расстройство развития и, наконец, неуточненное первазивное расстройство развития.

Хотя не все люди имеют одинаковые расстройства или аффекты, в их поведении или манере поведения есть некое обобщение:

  • Обычно у них наблюдается когнитивная незрелость.
  • Для них характерны трудности в отношениях и самовыражении как в языковом, так и в эмоциональном плане. Им трудно поддерживать зрительный и телесный контакт.
  • Им нужны рутина и привычки, чтобы чувствовать себя в безопасности, они не чувствуют себя комфортно вне зоны комфорта и часто ощущают беспомощность/гнев, поскольку не понимают, что происходит.
  • Избирательный интерес. Обычно они не проявляют интереса к тому, что им предлагают, или к тому, что делают другие; обычно они проявляют интерес к необычным аспектам. Они являются большими экспертами по интересующим их темам, так как увлекаются всем, до чего могут дотянуться, иногда даже становясь одержимыми.
  • Повторяющиеся движения или стереотипии. Они обычно выполняют повторяющиеся движения, такие как покачивание тела, движения рук, движения ртом, языком и т.д.

Виды аутизма

К видам аутизма относятся следующие расстройства:

  1. Аутизм или синдром Каннера.
  2. Синдром Аспергера.
  3. Синдром Ретта.
  4. Синдром Геллера или дезинтегративное расстройство.
  5. Первазивное расстройство развития не указано.

Аутизм или синдром Каннера: симптомы и характеристики

Это нейроразвивающее расстройство, которое обычно выявляется в первые годы жизни ребенка и будет сопровождать его на протяжении всей жизни, поскольку не имеет лечения. Обычно его обнаруживают в школе, так как именно там они проводят большую часть своего времени. Доказано, что эффективность диагностики выше, если в ней участвует семья, так как бывает, что они не хотят признавать, что их ребенок страдает от расстройства.

Наиболее распространенными характеристиками людей с аутизмом обычно являются:

  • Трудности общения и социальных отношений: в целом, людям с аутизмом трудно общаться и взаимодействовать с другими людьми.
  • Они следуют повторяющимся шаблонам и распорядку: это люди, которые имеют очень специфические интересы и обычно следуют повторяющимся шаблонам. Они не любят выходить из привычного режима и обычно испытывают к нему неприязнь.

У аутичных детей и/или взрослых мы обычно наблюдаем следующие характеристики:

  • Трудности в общении с другими детьми, часто есть интерес, но они не знают, как это сделать, так как есть трудности в понимании языка.
  • У них мало зрительного контакта, и они ограничивают физический контакт.
  • Они проявляют сильный конкретный интерес к тому, что их увлекает, и, как правило, к необычным вещам. У них нет привычки делиться этим с другими. Они часто бывают очарованы.
  • Обычно у них не очень богатый язык, он довольно ограничен.
  • Им трудно реагировать, когда с ними разговаривает человек, даже их родители. Обычно от них нет никакой обратной связи.
  • Они редко улыбаются. Они понимают язык в буквальном смысле, как правило, не понимают шуток и розыгрышей, у них отсутствует чувство юмора.
  • Эмоциональная экспрессия выражена слабо.
  • Они склонны к повторяющемуся поведению, например, покачиванию тела или постоянным движениям рук. Эти движения называются стереотипами.
  • Часто отсутствует символическая игра (игра с куклами или игрушечными кухнями) и воображаемая игра. Их игры отличаются от игр других детей, а также навязчивы и необычны, что может привлечь наше внимание.

Мы примем во внимание, что существуют различные степени аутизма, мы будем рассматривать легкий аутизм или высокофункциональный аутизм как самую низкую степень, при которой человек, страдающий этим заболеванием, может вести максимально нормальную жизнь без больших нарушений в различных областях, а тот, у кого более высокая степень аутизма, как человек, имеющий большую зависимость.

Синдром Аспергера: симптомы и характеристики

Синдром Аспергера — это тип аутизма, который характеризуется, прежде всего, плохим социальным взаимодействием и дефицитом способности выражать и понимать свой и чужой вербальный и невербальный язык.

Социальное взаимодействие

Это люди, которые хотят или пытаются взаимодействовать с другими, но поскольку у них нет для этого необходимых инструментов, они могут испытывать разочарование. В результате многие из них замкнуты и предпочитают находиться в одиночестве или в небольшой компании, особенно в школьной среде, перемена может стать для них трудным временем. Важно, чтобы их кто-то сопровождал, например, одноклассник.

Язык

Как и при аутизме, изменяется язык. Обычно он меньше, и они понимают буквальный смысл предложений. Часто они не контролируют тон, громкость и беглость слов. Они могут долго говорить о своих интересах, но не знают, когда нужно закончить разговор. Они обычно легко отвечают на вопросы, но не способны предложить тему для разговора «на лету».

Невербальное общение

Снижение регистра и использование невербальной коммуникации: жесты, взгляды, положение тела, дистанция и т.д., все эти факторы изменяются, затрудняя хорошее общение, так как это очень важная часть коммуникации. Когда мы говорим, мы воспринимаем стимулы посредством невербальной коммуникации, которые информируют нас о различных аспектах получателя. В этом случае она уменьшается, их нельзя оценить по достоинству.

Отсутствие эмпатии

Люди с синдромом Аспергера — это, как правило, люди, которым не хватает эмпатии. Это происходит потому, что, как уже говорилось выше, они не могут интерпретировать невербальную коммуникацию собеседника, зачастую даже его эмоции или чувства. Важно передать словесно, четко и точно то, что мы хотим передать, так как они понимают буквальный смысл вещей и не воспринимают то, что мы хотим сказать жестами, выражением лица, взглядом и т.д.

Рутинные привычки

Поскольку они не понимают всего, что происходит вокруг них, это дает им большую стабильность в определении распорядка дня. Когда на них оказывается воздействие, они вызывают сопротивление изменениям. Они не понимают причину этих изменений, и это часто приводит к гневу и/или беспокойству. Важно устно объяснить причину изменений и попытаться убедить их в том, что они не являются для них негативными.

Немногочисленные, очень сильные, необычные интересы

Они проявляют избирательный интерес и очень увлечены тем, что их действительно интересует. Они обогащают свои знания настолько, насколько могут, становятся экспертами в этом вопросе. Часто эта страсть позволяет им посвятить себя этому профессионально, в других случаях они занимаются этим только ради чистого развлечения, и это может быть негативным аспектом, поскольку они становятся изолированными и одержимыми.

Интересами или вкусами детей с синдромом Аспергера, как правило, являются динозавры, исчисление, некоторые виды транспорта, геометрические фигуры и т.д.

Сенсорное восприятие

Есть люди с повышенной чувствительностью, у которых некоторые органы чувств изменены, что вызывает дискомфорт при виде света, шума, сильных запахов и т.д.

С другой стороны, чувство проприоцепции может быть изменено, они не контролируют свое тело по отношению к пространству и могут чувствовать себя некомфортно или вызывать дискомфорт у других из-за чрезмерного контакта с телом. То, что для нас может быть совершенно нормальным аспектом, для человека, страдающего синдромом Аспергера, может быть очень раздражающим.

У женщин…

Обычно у женщин или девочек с синдромом Аспергера расстройство может проявляться в более тонкой форме, демонстрируя черты, о которых мы говорили выше, но в более легкой степени.

Синдром Ретта: симптомы и характеристики

Синдром Ретта, хотя он уже давно включен в расстройства аутистического спектра, больше не фигурирует как таковой в новом обновлении DSM5. Оно отличается от других расстройств тем, что имеет генетическое происхождение, расстройство зарождается на Х-хромосоме, и поэтому обычно встречается у девочек и женщин.

Обычно расстройство становится заметным в возрасте 6-18 месяцев, когда происходит ощутимый откат в развитии, и развитие может застопориться. Это расстройство, при котором ребенок теряет приобретенные навыки. Поскольку это дегенеративный процесс, он может быть более или менее быстрым в зависимости от каждого конкретного случая. Стадия наибольшего ухудшения состояния обычно начинается в возрасте около 10 лет.

Характеристики

  • Ухудшение координации и движения. Мы видим, что ребенок, который начал хотеть ползать или ходить, теряет ловкость вместо того, чтобы прогрессировать. Этот момент может сбить с толку, поскольку ребенок, который не ползает или не ходит, когда он должен ходить, не обязательно имеет аутизм. Возможно, у них просто замедленное развитие и им требуется больше времени. При возникновении сомнений следует обратиться к специалисту.
  • Потеря навыков общения. Мы наблюдаем ухудшение навыков общения, а также зрительного контакта. Обычно люди с синдромом Ретта общаются другими способами, например, невербальным языком.
    частые перепады настроения. Они могут в считанные минуты превратиться из счастливых в плаксивых.
  • Психическая разобщенность — одна из наиболее распространенных характеристик девочек или женщин с синдромом Ретта.
  • Плач как форма самовыражения. Обычно они используют плач как форму самовыражения, поскольку иногда, в определенных ситуациях, они не знают, как плакать по-другому.
  • Ночные кошмары. Как правило, у них часто бывают ночные кошмары. Это расстройство сна, при котором человек, засыпая, может проявлять признаки стресса и паники.
  • Обычно это проявляется в том, что во время сна человек может вскрикивать и находиться в состоянии паники. Учащается сердцебиение и появляется потливость. Через несколько минут симптомы исчезают, и человек продолжает спать как обычно. В отличие от кошмаров, на следующий день они обычно ничего не помнят.
  • Бруксизм. Это еще одно расстройство сна, при котором человек во время сна скрежещет зубами, и оно очень часто встречается у людей с синдромом Ретта.
  • Стереотипы. Движения лица и тела. Они обычно выполняют движения челюстью, губами или языком, а также руками. Они часто двигают глазами из стороны в сторону или чрезмерно моргают.
  • Звуки. Обычно они испускают долгий, громкий смех или издают «странные» словесные звуки/шумы.
  • Сколиоз. Сколиоз, который является деформацией позвоночника, очень часто встречается у людей с синдромом Ретта.
  • Проблемное поведение. Есть случаи, как при детском аутизме, так и при аутизме взрослых, когда у них наблюдаются определенные проблемные и/или агрессивные формы поведения, хотя мы будем помнить, что они не делают этого сознательно, и во многих случаях это связано с непониманием какой-то ситуации или фрустрацией.

Дезинтегративное расстройство или синдром Геллера: симптомы и характеристики

Дезинтегративное расстройство или также называемое синдромом Геллера, является распространенным когнитивным расстройством развития и характеризуется как расстройство с поздним началом.

Это расстройство очень похоже на аутизм, с той разницей, что до 2-3 лет не наблюдается никаких аномалий или признаков, которые могли бы указать на то, что у ребенка может быть это расстройство, наблюдается правильное развитие. При аутизме, начиная с младенческого возраста, у ребенка можно заметить определенные черты, поведение или особенности, которые могут заставить нас насторожиться. При синдроме Геллера нормальное развитие наблюдается как минимум до 2 лет. С 2-3 лет мы наблюдаем ухудшение, например, в коммуникативных навыках и языке, а также в моторных навыках.

Характеристики синдрома Геллера очень похожи на характеристики аутизма:

  • Потеря приобретенных навыков. Мы наблюдаем, начиная с 2-3 лет, уже приобретенные коммуникативные, социальные и моторные регрессии. В возрасте 3 лет ребенок, который уже свободно говорил и общался, теряет навыки.
  • Особое поведение. Как и при аутизме, это дети, у которых мало зрительного контакта, мало улыбок, трудности в общении.
  • Когнитивная незрелость. У детей с синдромом Геллера мы можем отметить когнитивную незрелость, особенно когда начинают происходить регрессии или потери уже приобретенных навыков.

Первазивное расстройство развития, не указанное иначе (PDDNOS)

Первазивное расстройство развития, не уточненное иным образом, — это термин, применяемый в случаях, когда диагноз не ясен. У человека может присутствовать несколько характеристик или признаков более чем одного типа аутизма, и ему не может быть поставлен диагноз конкретного расстройства.

Существуют некоторые разногласия по поводу классификации пациентов с этим расстройством, и оно все еще исследуется, поскольку вызывает некоторую путаницу, особенно у специалистов.

Лечение аутизма

Важно помнить, что у мальчиков и девочек разные ритмы развития, и не всегда медленное или иное развитие должно быть следствием аутизма, даже в этом случае необходимо наблюдать и быть внимательным к изменениям, поведению и регрессу. Очень часто, когда возникают какие-либо подозрения со стороны учителей, вызывают специалистов. В таких случаях привлекаются психологи и педагоги для проведения наблюдений в повседневной жизни класса, чтобы выявить и оценить возможные особые потребности ученика.

В настоящее время не существует лекарства от аутизма, он будет сопровождать человека всю его жизнь, но можно предпринять ряд мер, чтобы улучшить качество его жизни. Хотя необходимо рассматривать каждый отдельный случай, поскольку они могут отличаться по способу вмешательства. Совет заключается в следующем:

Метод ABA

Метод ABA или прикладной анализ поведения предполагает индивидуальное вмешательство с использованием конкретных техник и стратегий. Методология, хотя и основана на конкретных потребностях каждого человека, в основном направлена на приобретение новых навыков и уменьшение дальнейшего влияния на развитие ASD. Аналитики наблюдают за поведением и разрабатывают вмешательства на основе этих наблюдений. Вмешательства продолжительностью 25 часов в неделю и более обычно предоставляются, когда наблюдается заметное улучшение состояния людей с ASD.

Обучение социальным навыкам

Цель этих занятий — изучение, практика и отработка различных социальных навыков. Для этого существуют различные предложения, хотя ролевая игра является широко используемой техникой. Он пытается создать ситуации, в которых человек собирается взять на себя определенную роль, в которой ему/ей потребуется использовать социальные навыки. Эта техника позволяет человеку поставить себя в определенную ситуацию или роль, она может быть реальной, но обычно это заранее подготовленная ситуация. Примером может быть имитация покупок в магазине: спрашивать, задавать вопросы, выражать пожелания и т.д.

Создание пиктограмм

Когда человек с ASD не может свободно общаться, или общение отсутствует, мы можем создать пиктограммы (PECS). Это индивидуально созданные панно с изображениями, которые станут частью повседневной жизни ребенка/взрослого и которые будут указывать пальцем на его просьбы, ответы, вопросы или пожелания. Мы можем создать столько панелей, сколько захотим, а некоторые люди даже создают блокноты, классифицированные по разным областям. Пиктограммы могут включать в себя распорядок дня, вопросы, привычки, действия, дни недели, фотографии членов семьи, еду, одежду, занятия, эмоции или то, что мы считаем подходящим.

Доверие и расширение возможностей

Во многих случаях аутистам не дают возможности быть самостоятельными существами, мы думаем, что они не способны, и немедленно вмешиваемся. Чтобы благоприятствовать такой ситуации, мы постараемся позволить ребенку/взрослому самому разрешить возникшие обстоятельства, не вмешиваясь напрямую и поощряя его просить о помощи, что является необычным. Мы будем присутствовать, ценить и доверять их возможностям, позволяя им, например, застегивать пиджак. Таким образом, мы помогаем им почувствовать свою значимость и способность решать собственные проблемы.

Вмешательство в качестве посредников

Когда человек окружен большим количеством людей, что может вызвать сильное беспокойство и неуверенность, мы можем вмешаться как посредники, чтобы вызвать разговор, ситуацию или, в случае с детьми, объединить их для игры с группой детей. «Он Марк и он очень хочет поиграть с вами в тесто, не могли бы вы уступить ему место на скамейке, чтобы он мог посидеть с вами?

Плавание

Плавание позволяет им расслабиться, снять напряжение и поработать над двигательными навыками, контролем тела и координацией, одновременно вырабатывая энергию и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Это дает им уверенность и самостоятельность. Если они плавают вместе с другими одноклассниками, это способствует развитию социальных навыков и общения. Если они будут делать это вместе с родителями, то семейные узы укрепятся.

Музыкальная терапия

Музыкальная терапия имеет множество преимуществ, поскольку с помощью музыки и телесной экспрессии она помогает слуховому, зрительному и тактильному восприятию, концентрации внимания, развитию мелкой и крупной моторики, познанию и контролю собственного тела. Это также улучшает общение, поскольку они взаимодействуют с большим количеством детей/взрослых. Кроме того, это помогает им снизить уровень тревожности и уменьшить тики и повторяющиеся движения, что очень характерно для людей с ASD.

Какие игрушки следует предлагать детям с ASD?

Желательно, чтобы игрушки или материалы, которые мы им предлагаем, положительно влияли на их развитие, способствовали творчеству и помогали стимулировать. Деревянные конструкции, лечебные мячи, глина и пластилин для лепки, игрушки со светом или звуками, ударные инструменты, геометрические фигуры или неструктурированный материал (посуда, макароны, щетки, губки, ситечки, деревянные ложки…) — вот некоторые из игрушек, которые мы можем предложить. Если у нас есть возможность, им очень полезно попробовать поиграть вместе с другими детьми. Рекомендуется ограничить использование планшетов или консолей, так как они не способствуют социальным отношениям, а это та область, которую следует поощрять.

Символическая игра

Хотя дети с ASD обычно не очень заинтересованы в символической игре, мы можем создавать ситуации и приглашать их поиграть. Приготовление пищи, игра с куклами, «игра в бытие» и т.д. позволяет им адаптировать роли и научиться справляться в различных ситуациях, а также отработать социальные навыки.

В заключение…

Как мы уже видели, несмотря на наличие некоторых общих черт, каждое расстройство отличается от другого, и на развитие каждого человека оно влияет по-разному. Следуя советам, о которых мы уже говорили, можно помочь детям и/или взрослым с аутизмом жить лучше и с лучшим качеством жизни.


Библиография
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (2013). — Общие нарушения развития в DSM-V.