Мы находимся в том времени, когда повсюду раздаются голоса, указывающие на то, что мы живем в неопределенные и нестабильные времена. Ценности, которые поддерживали нас так долго, рушатся, и мы вынуждены быстро реагировать на требования повседневной жизни, мы можем чувствовать себя подавленными. Незначительное большинство людей ищут ценности, за которые можно держаться, компасы для ориентации среди сложностей. Современный мир не только сложен, но и в значительной степени нигилистичен. В этой статье  мы рассмотрим понятие терапевтического нигилизма и объясним его определение.

мозг

Нигилизм

Ницше понимал, что нигилизм — «самый тревожный» из носителей внутреннего состояния гость. Это жуткий гость, который может оправдать бесчисленные безобразия, а также оставить нас душевными  сиротами. Мы сироты, потому что мы сокрушили любую власть, способную подорвать хоть немного нашей личной свободы.

Нигилизм определяется как «отсутствие конца; отсутствие ответа на вопрос «зачем»». Таким образом, высшие ценности обесцениваются, а такие понятия, как «небытие», «пустота», «непостижимое» или «непознаваемое», определяют контуры нигилистического времени.

Сила рациональности

Для Вебера современность определяется «тонким плащом рациональности», которая, первоначально служа жизни, превратилась в «стальной свод». Научная рациональность привела к необратимому разочарованию в мире.

Это разочарованное сознание вылилось в политеизм ценностей, в эпоху, лишенную «богов и пророков». Пришло время спросить себя: как мы можем жить без ценностей, которые нас волнуют?

Ценности, которые определяют нас

Каждый из нас опирается на свои собственные ценности. В процессе психологической терапии мы распаковываем ценности — сознательные или бессознательные — которые направляют наше поведение. Как правило, возникают противоречивые ценности (мы любим одного и того же человека так же сильно, как и ненавидим, мы нуждаемся в заботе так же сильно, как и в том, чтобы нам оставили наше пространство…).

Конфликты между различными ценностями подразумевают процесс деконструкции и реконструкции личности. Дух нигилизма подрывает возможность восстановления личности, потому что, отказавшись от идеалов, мы остаемся блуждать во тьме неопределенности и шаткости.

Распад догматизма и идеологий

Дух нигилизма содержит в себе освобождающую оборотную сторону: он растворил догматизм и обрушил идеологии. Таким образом, дух нигилизма может быть полезен нам для разрушения, для создания «плодородной пустоты», которая позволит нам восстановить нашу собственную идентичность.

В процессе психологической терапии нигилизм должен быть преодолен «восторженным взглядом» на наши жизненные устремления.

Психологическая терапия нигилистических настроений

Психологическая основа нигилистов схожа с основой фундаменталистов. Они классифицируют все в черно-белых тонах, и им очень трудно жить с кьяроскуро.

Таким образом, перед лицом жесткого способа чувствовать и думать (все или ничего), мы должны искать элементы, которые позволяют нам придать гибкость нашим идеалам. Создание эмоционального пространства с использованием фантазий и образов может быть подходящим психологическим вмешательством. Таким образом, речь идет не о том, чтобы убедить с помощью разума (или заменяющей его рационализации) в нецелесообразности придерживаться нигилистских или фундаменталистских позиций, а о том, чтобы вывести на поверхность те эмоции, которые позволяют нам ослабить негибкие эмоции фундаменталиста и усилить замалчиваемые эмоции нигилиста.