Теория трансактного анализа — это теория, созданная Эриком Берном в начале 20-го века, которая в настоящее время широко используется в организационной, образовательной и клинической сферах с целью содействия личностному росту и развитию человеческого потенциала.

В статье мы объясним, в чем заключается эта теория, какие техники используются для осуществления личностных изменений, а также подробно рассмотрим практический пример, связанный с преодолением недостатка самооценки.

психолог

В чем заключается теория трансактного анализа Берна?

Теория трансакционного анализа Берна — это гуманистическая теория личности, которая, основываясь на вере в истинный человеческий потенциал, фокусируется на интегральном развитии людей посредством анализа жизненно важных трансакций, происходящих в их жизни, и терапевтического вмешательства в негативные аспекты, ограничивающие развитие личностного потенциала.

Эрик Берн был психоаналитически ориентированным психиатром, главной целью которого было создание теории или социальной модели, позволяющей объяснить поведение человека через анализ его жизнедеятельности. В основе этой социально-психологической модели лежат три предпосылки, на которых базируется ее развитие:

  1. Люди рождаются чистыми и совершенными
  2. С огромным потенциалом, чтобы дать миру
  3. Наделены способностью к изменениям

Три состояния эго в трансактном анализе

На основе этих философских принципов автор сформулировал свою теорию, согласно которой человек развивает три состояния эго, которые будут функционировать постоянно и попеременно в каждый момент его жизни. Эти сущности будут иметь эквивалентность психоаналитическим сущностям «Я, Эго и Сверх-Я»:

  • Состояние родительского эго: это состояние будет эквивалентно психоаналитическому «суперэго», согласно которому человек интернализирует целую серию правил о том, как он должен вести себя по отношению к себе, другим и миру в своей повседневной жизни.
  • Состояние взрослого эго: в этом случае это состояние будет напоминать психоаналитическое «Я» и соответствовать настоящему, сознательному «Я» человека.
  • Состояние детского эго: это последнее состояние будет обусловлено всеми бессознательными убеждениями о себе, о других и о жизни, которые человек приобрел на протяжении своего детского опыта, большинство из которых остаются в бессознательном. Эта сущность была бы эквивалентна психоаналитическому «оно».

Согласно Берну, человек создает жизненный сценарий из этих трех состояний эго, которые направляют и регулируют его жизненное поведение. Этот жизненный сценарий состоит из ряда бессознательных убеждений, которые усваиваются как механизмы адаптации к окружающей среде. Во многих случаях часть этого жизненного сценария является жесткой и заставляет человека выполнять определенные стереотипы поведения, названные Берном «психологическими играми», которые следуют установленным шаблонам и подтверждают созданный жизненный сценарий, не позволяя человеку жить естественным и спонтанным образом.

Это касается части жизненного сценария, созданного на основе негативного или травматического опыта, результатом которого является принятие определенных самоповреждающих и ограничивающих убеждений, порождающих психологические игры, которые ограничивают развитие истинного человеческого потенциала. Основная цель терапевтического вмешательства трансактного анализа заключается в осознании этой негативной части жизненного сценария вместе с психологическими играми, которые она влечет за собой, и того, как они ограничивают свободное и здоровое развитие человека в его жизни.

Какие приемы использует теория трансакционного анализа?

Для того чтобы осуществить процесс катарсиса и личного очищения от ограничивающих аспектов, которые не позволяют человеку расти и развивать свой полный потенциал, чтобы отдать его миру, теория транзактного анализа использует определенные техники:

  • Осознание попеременного функционирования трех состояний эго: с помощью этой техники человек осознает, как он думает, чувствует и действует по-разному в зависимости от того, в каком состоянии эго он находится в данный момент, и как это определяет его состояние благополучия и счастья. Эти три состояния содержат позитивную часть, которая была бы эквивалентна принятию правил сердечного и мирного сосуществования, в случае «родительского Я», осознанного и трезвого действия в настоящем, в случае «взрослого Я» и спонтанности, игривости, радости и естественности, в случае «детского Я». Однако существует негативная и ограничивающая часть, которая соответствует принятию карательных правил в случае «родительского Я», преимущественно доминирующему исполнению «детского Я» и «детского Я» во «взрослом Я» и цензуре, созданной страхами и травмами в «детском Я». Осознание различных проявлений этих трех состояний является важной частью терапевтического процесса для мотивации изменений.
  • На основе этого осознания определяется и устанавливается жизненный сценарий, созданный человеком на протяжении всей его жизни, и проверяется, каким образом это повлияло и продолжает влиять на его здоровье.
  • Для того чтобы углубить это осознание, уточняются различные «психологические игры», которые человек интернализировал как поведение, питающее и поддерживающее его жизненный сценарий.
  • На основе детального анализа этих важных деталей между обеими сторонами заключается договорное соглашение в отношении терапевтической программы, составленной таким образом, чтобы пациент был мотивирован и вовлечен, принимая на себя активную роль в собственном процессе личностных изменений.
  • В терапии будет использоваться техника противопоставления иррациональности убеждений, поддерживающих жизненный сценарий, и психологических игр, предлагая и применяя на практике новые способы думать, чувствовать и действовать, которые являются более реалистичными, конструктивными и более здоровыми для человека.

Конкретный способ подхода к проблемам из теории трансактного анализа

Ниже приводится конкретный способ решения проблемы самооценки в образовательной среде:

Если перед вами молодой человек с проблемами самооценки, терапевтическое вмешательство, основанное на теории трансактного анализа, будет состоять в том, чтобы выяснить у пациента, каков был его детский опыт и как он взаимодействовал со стилем воспитания в семье и окружающей среде, чтобы сконструировать определенное «родительское Я» и «детское Я», которые будут определять поведение «молодого Я» через созданный жизненный сценарий и используемые психологические игры.

В этих случаях следует ожидать, что мы имеем дело с молодым человеком с минимальным уровнем аффективного дефицита, подпитываемого жесткими и авторитарными, чрезмерно опекающими или отсутствующими моделями родительского воспитания, которые сформировали убеждения в недостаточности и никчемности, а также недоверие к другим людям и миру в целом. Эти иррациональные убеждения создали жизненный сценарий, который заставляет его/ее действовать, используя специфические психологические игры, которые проверят его/ее как «персонажа второго сорта». Такой образ действий отделяет человека от остальных сверстников, что приводит к тому, что он подтверждает свою недостойность тем, что к нему не относятся как к одному из других.

Если показать этот сложный механизм молодому человеку, он сможет осознать, каким образом он сам конструирует свою реальность. Затем ему покажут альтернативный образ жизни и побудят применить его на практике, чтобы он сам смог убедиться в преимуществах, которые приносят личные изменения в его жизни. В постоянном сопровождении их будут поощрять к постепенному переходу к таким способам поведения, которые являются более уважительными по отношению к себе и, следовательно, более открытыми по отношению к другим.

Если вы хотите прочитать больше статей, связанных с теорией трансактного анализа Эрика Берна: что это такое, техники и примеры, рекомендуем вам посетить нашу категорию Клиническая психология.


Использованная литература:

Берн, Э. (2016). Трансактный анализ в психотерапии: систематическая индивидуальная и социальная психиатрия.
де ла Фуэнте, FV (2004). Транзакционный анализ (собственно), Эрик Берн.
Перейра, MLN (2011). Обзор теории транзактного анализа и возможных приложений в образовании , 35 (1), 1-47.