Гештальт-подход (ГП) — это целостный подход. Он воспринимает объекты, особенно живые существа, как целое, как единое целое, а не просто по частям. В гештальт-психотерапии говорится, что «целое — это больше, чем сумма его частей». Все существует и приобретает смысл в определенном контексте, поэтому, согласно этому подходу, ничто не существует само по себе или изолированно. В этой статье мы расскажем о технике гештальт-психотерапии, а также о значении сновидений и защитных механизмов в этом виде психотерапии.

психология

Сны в гештальт-терапии

В гештальт-подходе сны рассматриваются как проекции личности сновидца, его эмпирического поля; это части его опыта, которые отчуждены или не ассимилированы и которые проявляются в образах сновидений как экзистенциальные послания. Все элементы сновидения, даже если они представляют других людей, чужие идеи или незнакомые нам места, связаны с нашим опытом; их следует рассматривать как нечто свое, как наши собственные выражения, которые принадлежат нам, но которые отделены от нас.

В соответствии с принципами и правилами гештальта, работа со сновидениями всегда должна проводиться путем передачи ответственности за разгадку их смысла самому сновидцу, а не путем демонстрации терапевтом «блестящих» интерпретаций и комментариев, которые не служат никакой цели. В принципе, следует принять за аксиому, что только сновидец уполномочен сам знать, что означают его сны. Любая другая интерпретация извне, в фрейдистском стиле, нарушает уважение, которого заслуживает клиент, и мало чем ему поможет.

Сны, как и любой другой опыт, следует переживать, а не объяснять. Само сновидение — это пассивный процесс; сны «случаются» с нами и поэтому остаются отдельно от нас, как нечто чужое, не зная, что они хотят нам сказать, и не используя свою энергию. По своей природе сны — это избегание контакта с тем, что с нами происходит; это подавленные, «бессознательные» переживания, которые по разным причинам не являются фигурами, когда мы бодрствуем. Когда сны переживаются с использованием различных гештальт-техник, пассивная роль, которую они играют, меняется, и они становятся чем-то, «что мы делаем», и мы можем взять на себя ответственность за них.

При работе со сновидениями в гештальт-терапии преследуются, по крайней мере, две цели: 1) облегчить клиенту определение экзистенциального послания его сновидения и 2) реинкорпорировать этот отчужденный опыт в его личность.

Используются те же техники, которые обычно применяются в групповой или индивидуальной терапии: перенос сновидения в настоящее и здесь; рассказ от первого лица (рекомендуется начать рассказ с фразы «это мое существование» или «это моя жизнь», чтобы облегчить идентификацию с тем, о чем рассказывается), сначала так, как это происходило, а затем, во втором рассказе, фокусируясь на различных элементах, которые появляются. Субъект должен «быть» всем, что появляется в сновидении. Если ему снится бурное море, то он сам должен быть морем, его волнением, рыбой, которую оно содержит, водорослями, песком, небом, которое его покрывает, облаками…, чувствовать их, представлять их, таким образом, чтобы, разыгрывая их — как в индивидуальной психодраме, где клиент играет все роли, включая роль либреттиста — он мог получить доступ к их посланию, понять их, увидеть, как они связаны с его жизнью, и включить их в себя. Терапевт ограничивается тем, что сначала сдерживает свои интерпретационные импульсы и внимательно слушает, что говорят, а затем проводит клиента через сон, заставляя его остановиться на частях, которые, согласно его опыту, могут быть важными, чтобы он их пережил; на незавершенных гештальтах, возникающих в сюжете; на том, что он переживает и, прежде всего, на том, что он избегает переживать (здесь я обращаю внимание на скрытые полярности): Например, если все в сновидении — зеленый, похожий на весенний луг, можно представить, что субъект находится в бесплодной пустыне и посреди песчаной бури, так что появятся вещи, которых с осторожностью избегают, и будут пережиты противоположности).

В любое время мы должны спрашивать: «Что вы чувствуете? Что вы замечаете? Что вам это напоминает? Как то или иное связано с вашей жизнью? Чего вы избегаете? С кем вы сейчас? Где вы? И т.д., таким образом, чтобы способствовать осознанию субъекта.

Наконец, если мы проделали хорошую работу, не вмешивая свои собственные ожидания и желания открыть «большие проблемы», чтобы чувствовать себя хорошо, в процессе, «не толкая реку», форсируя события, очень вероятно, что клиент сможет реализовать что-то конструктивное для себя, и что мы будем способствовать его росту.

Не стоит отчаиваться, если мы не достигли великого озарения; важно то, что субъект в какой-то степени реинкорпорировал свою мечту — или, скорее, опыт, который содержит мечту — в свою личность; он заново ассимилировал свою энергию. Это само по себе является терапевтическим и очень ценным.

Самопрерывания или защитные механизмы в гештальт-терапии

Как и в случае со сновидениями, гештальт-подход к так называемым «защитным механизмам» предполагает очень своеобразную и творческую позицию. Если мы хорошо помним, Фриц Перлз был тесно связан с психоаналитическим движением в Германии. Он проходил анализ и обучение аналитической психотерапии у ведущих фрейдистов своего времени (Карен Хорни, Хелен Дойшт, Вильгельм Райх и др.); он даже встречался с самим Фрейдом, в короткой встрече, которая была довольно разочаровывающей (и даже травмирующей) для старого Фрица (см. «В мусорном баке и из мусорного бака», его автобиографию), и был основателем Психоаналитического института в Южной Африке, куда он бежал от нацистов в 1933 году. По этой причине его интерес к этой и предыдущей теме (сны) вполне объясним, хотя не следует ошибочно полагать, что это не более чем простое копирование или плагиат психоанализа.

В гештальте защитные механизмы, вместо того чтобы защищать эго от угрожающих внутренних влечений или внешних угроз, рассматриваются как способы избегания контакта, как внутреннего, так и внешнего; как самопрерывание цикла опыта (см. оттиск № 02).

Как мы уже видели, организм — совокупность тела и разума, которой мы все являемся, — регулирует себя через последовательные циклы семи фаз или стадий (отдых, ощущение, формирование фигуры, мобилизация энергии, действие, контакт и отдых). В различных промежутках между фазами цикла могут происходить самопрерывания с целью избежать боли, страдания, не чувствовать, не видеть, отделить себя от угрожающей вещи в себе, убежать от фобического слоя и т.д. Отсюда и термин «оборона».

Фриц Перлз (и Лора, его жена, соучредитель «Терапии Гестхолта») описал до пяти механизмов: интроекция, проекция, слияние, отклонение и ретрофлексия. Салама и Кастанедо в своей книге «Manual de psicodiagnóstico, intervención y supervisión para psicoterapéutas» (1991) упоминают варианты, предложенные различными авторами (Гудман, Латнер, Полстер, Пети, Пьерре) с точки зрения порядка и количества механизмов, чтобы предложить свой список, возможно, чрезмерный, из восьми: десенсибилизация, проекция, интроекция, ретрофлексия, дефлексия, слияние, фиксация и удержание. Что является интересным и новым во вкладе этих авторов (хотя он все еще требует дальнейшей проверки и рефинансирования), так это их попытка разработать гостеалитическую психопатологию, которая стремится понять эмоциональные проблемы из прерывания цикла переживаний.

Чтобы не вступать в полемику о том, какое предложение является наиболее адекватным, мы будем придерживаться предложения Перлза об экспозиции, включая, по мере необходимости, одну из фаз Саламы и Кастанедо.

  • Десенсибилизация (Салама и Кастанедо), которая происходит между покоем и ощущениями, заключается в блокировании ощущений как из внешней, так и из внутренней среды, не чувствуя того, что исходит от организма; это стимулирует процесс интеллектуализации, в ходе которого человек пытается объяснить отсутствие сенсорного контакта с помощью рационализаторских доводов. Его характерной фразой будет «Я не чувствую».
  • Проекция (Ф. Перлз), возникает между ощущением и формированием фигуры. Она заключается в передаче того, что человек чувствует или думает, но что по разным причинам (прежде всего из-за действия интроектов «нельзя») не может быть принято в себе, другим: «Ненавидеть — плохо», говорит мать; ребенок ненавидит отца, но так как «нельзя ненавидеть», он отчуждается от этого чувства и бросает мяч боящемуся и угрожающему отцу: «Ты меня ненавидишь, ты плохой». Его характерная фраза: «Из-за тебя».
  • Интроекция (Ф. Перлз), является посредником между формированием фигуры и мобилизацией энергии для действия. Здесь субъект «проглатывает» все, что ему дают, не пережевывая в достаточной степени; внешние влияния проглатываются без необходимой критики и отбора, в соответствии с его личными потребностями. Субъект страдает от настоящего наплыва непререкаемых команд, приказов, влияний, образов и т.д., которые сами по себе выполняют паразитическую функцию, но которые субъект ошибочно принимает за свои собственные, за моральные нормы и ценности. «Сделай это», «Не делай этого», «Ты не должен», «Ты должен» и т.д. Интроекты препятствуют свободному течению импульсов и удовлетворению потребностей: не будь агрессивным, не занимайся блудом, храни девственность, не говори так своей матери… бла-бла-бла. Важно: за каждым интроектом стоят важные для нас фигуры, и Gestalten неубедителен по отношению к ним. Его фраза: «Я должен думать об этом или делать это вот так».
  • Ретрофлексия (Ф. Перлз), происходит между мобилизацией энергии и действием. Это противоположность проекции. Субъект не решается действовать в соответствии со своими желаниями или импульсами из-за повторного действия интроектов, поэтому он направляет их на себя, так как это менее опасно: он самоутверждается, впадая в депрессию; у него развиваются психосоматические расстройства; он обесценивает себя и т.д. Его фраза звучит так: «Я ненавижу себя, чтобы не ненавидеть тебя».
  • Отклонение (Лаура Перлз), происходит между действием и контактом. Он заключается в установлении холодного, безобидного, не представляющего угрозы контакта; как если бы вы прикасались к вещам в перчатках или пинцетом, чтобы не пораниться или не обжечься. Это также сдержанное выражение эмоций: делать это «вежливо». Вы не оскорбляете… вы иронизируете или шутите; вы не претендуете и не боретесь за свое… вы обижаетесь; вы не любите… вы «уважаете». На вербальном уровне это вполне очевидно; эвфемизмы — явный признак дефлексивного лицемерия: умер за то, что умер; занимался любовью за то, что занимался блудом и т.д. Другие способы — играть в циника, равнодушного, интеллектуала, рационализировать все. Его фраза звучит так: «Я бросаю камень и прячу руку».
  • Слияние (Ф. Перлз), также происходит между действием и контактом. Чтобы быть принятым или не вступать в дискуссию с важными фигурами, субъект просто подражает им; он ослабляет границы своего эго, чтобы слиться с другим. Таким образом, решения, идеи и образ жизни других людей принимаются без критики и сомнений. Принимается удобная позиция, когда человек отказывается от собственной ответственности, от способности принимать решения, чтобы всегда «соглашаться». Конфлюэнты — это «бесхребетные и безликие», «пассивные» люди, которые практикуют выученную безнадежность или идентификацию с боящимся агрессором. Их фраза: «Примите меня, я не спорю».

Три вида техник в гештальт-психотерапии

В гештальт-терапии мы работаем в основном с тремя видами техник:

  • Подавляющая Т.
  • Выразительная Т.
  • Интегративный. Т.

Техники подавления

В основном они направлены на то, чтобы избежать или подавить попытки клиента избежать «здесь/сейчас» и его опыта; другими словами, цель состоит в том, чтобы заставить субъекта пережить то, чего он не хочет, или то, что скрыто, чтобы облегчить его осознание. Среди основных подавляющих средств у нас есть:

  • Переживание небытия или пустоты, попытка заставить «бесплодную пустоту стать плодородной пустотой»; не убегать от чувства пустоты, интегрировать его в себя, жить им и видеть, что из него возникает.
  • Избегайте «разговоров о» как способа уйти от того, что есть. На смену разговорам должны прийти переживания.
  • Обнаружить «надо» и вместо того, чтобы подавлять их, лучше попытаться определить, что может стоять за ними. Должны», а также «разговоры» — это способ не видеть того, что есть.
  • Выявить различные формы манипуляции и «как будто» игры или роли, которые разыгрываются в терапии. Кроме того, вместо того, чтобы подавлять их, лучше пережить их, чтобы субъект осознал их и ту роль, которую они играют в его или ее жизни. Среди основных форм манипуляции мы можем найти: вопросы, ответы, спрашивание разрешения и требования.

Выразительные техники

Цель — заставить субъекта экстернализировать то, что является внутренним, заставить его осознать то, что он, возможно, носил в себе всю жизнь, но не воспринимал. В основном, стремятся к трем вещам:

Выразить невыразимое:

  • Максимальное самовыражение, предоставление субъекту неструктурированного контекста, чтобы он/она мог/могла встретиться с самим собой и взять на себя ответственность за то, что он/она собой представляет. Мы можем работать с воображаемыми индукциями неизвестных или странных ситуаций, чтобы появились страхи и незавершенные ситуации. Вы также можете свести к минимуму невыразительные действия.
  • Попросите клиента выразить то, что он/она чувствует.
  • Сделайте круг, пусть испытуемый выскажет то, что он/она хочет, каждому члену группы или дайте ему/ей предложение, которое он/она должен повторить каждому и испытать то, что он/она чувствует.

Закончить или завершить выражение:

Здесь цель — выявить незавершенные ситуации, то, что не было сказано, но могло быть сказано или сделано и теперь отягощает жизнь клиента. Одной из наиболее известных техник является «пустой стул», то есть воображаемая работа над проблемами, которые возникают у субъекта с живыми или мертвыми людьми, с использованием ролевой игры.

Воображаемые индукции также могут быть использованы для того, чтобы реконструировать ситуацию и прожить ее заново более здоровым способом, выражая и переживая все то, чего удалось избежать в первый раз.

Ищите направление и делайте выражение прямым:

  • Повторение: Смысл этой техники заключается в том, чтобы попытаться заставить испытуемого осознать какое-то действие или фразу, которая может иметь значение, и осознать ее значимость. Примеры: «повторите эту фразу еще раз», «сделайте этот жест еще раз» и т.д.
  • Преувеличение и развитие: Это выход за рамки простого повторения, попытка заставить субъекта придать большее значение тому, что он говорит или делает, эмоционально заряжая это и увеличивая его значение до тех пор, пока он/она не осознает это. Кроме того, на основе простого повторения субъект может продолжать развивать свое выражение с помощью других вещей для облегчения осознания.
  • Перевод: Это заключается в переводе невербального поведения в вербальную плоскость, выражая словами то, что делается. «Что означает твоя рука», «Если бы твой нос мог говорить, что бы он сказал», «Пусть твои гениталии говорят».
  • Производительность и идентификация: Это противоположность переводу. Цель состоит в том, чтобы субъект «разыграл» свои чувства, эмоции, мысли и фантазии; реализовал их на практике, чтобы он мог идентифицировать себя с ними и интегрировать их в свою личность. Он очень полезен при работе со снами.

Интегративные техники

Цель этих техник заключается в том, чтобы субъект включил или реинтегрировал свои отчужденные части, свои дыры, в свою личность. Хотя подавляющие и экспрессивные техники также являются в некотором роде интегративными, здесь больший акцент делается на включении опыта.

Внутриличностная встреча: Она заключается в том, что субъект поддерживает явный, живой диалог с различными частями своего существа; между различными внутрипсихическими «я». Например, между «я должен» и «я хочу», женской и мужской стороной, пассивной и активной стороной, смеющейся и серьезной стороной, верхней собакой и нижней собакой и т.д. Можно использовать технику «пустого стула», меняясь ролями до тех пор, пока обе конфликтующие стороны не будут интегрированы.
Ассимиляция прогнозов: Цель здесь состоит в том, чтобы субъект признал проекции, которые он/она испускает, как свои собственные. Для этого субъекта можно попросить притвориться, что он живет в проекции, переживать проекцию так, как будто она действительно его или ее собственная. Пример: П: «Моя мать ненавидит меня». Т: «Представьте, что это вы ненавидите свою мать; что вы чувствуете по поводу этого чувства; можете ли вы честно признать, что это чувство действительно ваше?
Важно помнить, что эти процедуры или техники являются лишь вспомогательным средством для достижения терапевтических целей, но не составляют саму гештальт-терапию. Что важно, что действительно является терапевтическим, так это принятая «гештальт-позиция», признание важности процесса и уважение к индивидуальному ритму клиента. Не толкайте реку, дайте ей течь. Не применять техники стереотипно, а усвоить философию, заложенную в гештальт-подходе.

Заключительные размышления

Мы должны быть осторожны и не путать гештальт-терапию с подходом, который легко освоить и легко выполнить; как если бы это была терапия, в которой готовности и «спонтанности» достаточно, чтобы быть хорошим терапевтом. Подобное восприятие привело гештальт-терапию к серьезному кризису в шестидесятые и семидесятые годы, когда многие считали, что, посетив пару семинаров, они могут считать себя гештальт-терапевтами. Мы не хотим, чтобы гештальт казался другим течениям или подходам чем-то несерьезным, чем-то для людей без подготовки или клинического опыта.