Самоубийство — это сложное явление, включающее биологические, психологические, социологические, философские, моральные компоненты… Акт самоубийства, который ВОЗ в 1970 году определила как одну из основных проблем общественного здравоохранения, всегда был связан с человечеством и его обычаями. В этой статье мы подробно поговорим о суицидальном поведении и его профилактике.
История концепции самоубийства
Самоубийство (от латинской этимологии sui — сам и caedere — убивать) — это транскультурный и универсальный человеческий акт, который присутствовал во все века с момента возникновения человечества. В одни эпохи оно каралось и преследовалось, в другие — терпелось, причем отношение к нему в разных обществах сильно различалось в зависимости от их философских, религиозных и интеллектуальных принципов (Bobes García, González Seijo and Saiz Martínez, 1997).
В Библии уже упоминаются сцены самоубийственных поступков, таких как поступок Авимелеха, который был смертельно ранен и попросил своего оруженосца убить его. Царь Саул покончил с собой, а его оруженосец, увидевший это, пронзил его мечом и умер вместе со своим царем. Советник Ахитофела повесился, когда узнал, что его совет был отвергнут. Зимри стал царем путем заговора, но когда он увидел, что народ не поддерживает его, он вошел во дворец и заключил его с собой в темницу. Иуда после предательства Иисуса повесился.
Самсон лишил себя жизни, обрушив храм, внутри которого находились его враги и он сам. Майя поклонялись Икстаб, богине самоубийства и жене бога смерти, она также была божеством виселицы; в традиции майя самоубийство считалось чрезвычайно почетным способом умереть.
Галлы считали разумным самоубийство по старости, по смерти мужа и жены, по смерти вождя или по причине тяжелой или мучительной болезни. Аналогично, для испаноязычных кельтов, викингов и норманнов старость и болезни были разумными причинами. У германских народов (вестготов) самоубийство во избежание позорной смерти считалось похвальным.
В Греции и Риме встречаются упоминания о самоубийствах в связи с героическим и патриотическим поведением, а также в связи с социальными и солидарными узами, фанатизмом или безумием, а также о самоубийствах при содействии сената.
Во времена классической античности самоубийство людей с неизлечимыми болезнями считалось необходимостью, преобладала идея, что тот, кто не способен позаботиться о себе, не сможет позаботиться и о других. В Риме наказывалось только иррациональное самоубийство, самоубийство без видимых причин. Считается, что смертельно больной человек, совершивший самоубийство, имел достаточный мотив. Поэтому самоубийство, вызванное нетерпением боли или болезни, допускалось, так как говорилось, что оно вызвано усталостью от жизни, безумием или страхом бесчестья. Идея умереть хорошо (eu thanatos) была summun bonum, потому что лучше умереть сразу, чем страдать от несчастья день за днем. В Древней Греции у трупа ампутировали руку, которой было совершено самоубийство, и хоронили в отдаленном месте без погребальных церемоний.
Во времена Римской империи самоубийство одобрялось и даже считалось благородным поступком. Древние римляне под влиянием стоицизма признавали множество законных причин для его практики. Римский философ Сенека восхвалял его как высший поступок свободного человека. Этот стоический философ указывал, что жизнь следует рассматривать с точки зрения качества жизни, а не количества; умирать рано или поздно — не имеет значения.
Японцы совершали сеппуку или харакири — ритуальное самоубийство путем разворачивания, чтобы смыть бесчестье. В Индии, в Бенаресе, совершается смерть через сути (сати) — индийский обычай, когда женщины, овдовев, замуровывают себя на погребальном костре умершего мужа.
Осуждение суицидального поведения в христианской доктрине восходит ко Второму Орлеанскому собору в 533 году, последовавшему за учением святого Августина. Для Августина самоубийство было грехом. Несколько ранних соборов христианской церкви постановили, что те, кто совершил самоубийство, не могут быть подвержены обычным церковным ритуалам после смерти, а в средние века Римская католическая церковь прямо осудила эту практику. Средневековое законодательство предписывало конфисковать все имущество самоубийцы, а труп подвергался всевозможным унижениям, голову таскали по улицам и выставляли на публичной площади в качестве наказания, чтобы отучить от подобного поведения. В раннем Средневековье в Италии и Франции трупы самоубийц таскали голыми по городу, а затем вешали для всеобщего поругания (Teraiza and Meza, 2009). Второй Ватиканский собор назвал самоубийство позорным делом, которое посягает на цивилизованность человека и представляет собой тягчайшее оскорбление Творца. Католическая церковь канонизировала только одну самоубийцу, святую Пелайю, которая бросилась в пропасть, чтобы над ней не надругались обидчики.
Сегодня самоубийство осуждается в христианской, иудейской и исламской религиях. Именно начиная с 19 века это чувство социализации, заложенное в ритуале, было утрачено. Зарождающееся общество отвергло эту средневековую парадигму. Смерть была освобождена и перешла в частную сферу, труп был завуалирован в доме, похоронен в семье, и в этом смысле смерть все больше и больше зависела от воли человека. Таким образом, западное общество отмежевалось от смерти и, в частности, от самоубийства. Для Ясперса и философов-экзистенциалистов самоубийство является высшим проявлением человеческого достоинства и способом человека выразить свою свободу.
Определение и показатели суицидального поведения
Самоубийство является запретной темой в нашей культуре, потому что мы не были воспитаны в духе идеи смерти, даже если это смерть от естественных причин, и потому что преобладающие религиозные верования в Южной Европе всегда считали это предосудительным поведением. Самоубийство не фигурирует в глоссарии Американской психиатрической ассоциации и не считается психическим расстройством ни в МКБ-10, ни в DSM-IV, но это серьезная социальная проблема, которая подчеркивает распад как личности (биопсихосоцио-духовный), так и сообщества (социальная изоляция, слабые традиции, экономическая бедность, отсутствие социальной поддержки и т.д.). (García Alandete, Gallego-Pérez и Pérez-Delgado, 2007)l.
ВОЗ определяет суицидальный акт как любое действие, посредством которого человек причиняет себе вред, независимо от степени намерения и от того, знаем ли мы истинные мотивы, а самоубийство — как смерть в результате суицидального акта (Pascual Pascual et al., 2005). Другими словами, самоубийство — это действие добровольного и преднамеренного лишения себя жизни. Суицидальная попытка, наряду с самоубийством, являются двумя наиболее представительными формами суицидального поведения. Однако полный спектр суицидального поведения состоит из суицидальной идеи: угрозы, жеста, попытки и завершенного действия. Поэтому можно провести различие между:
- Суицидальное поведение: Поведение, направленное на сознательное или бессознательное совершение акта самоубийства.
- Риск самоубийства: вероятность того, что человек намеренно попытается покончить жизнь самоубийством.
- Завершенное самоубийство: успешно совершенный акт самоубийства.
- Неудавшееся самоубийство: Суицидальный акт, который не достиг своей цели из-за непредвиденных обстоятельств.
- Симулированный суицид: суицидальный акт, который не достиг своей цели, потому что он был симулирован или представлен как реальный, когда не было реального намерения совершить этот акт.
- Суицидальные мысли: мысли и планы по совершению суицидального поступка.
- Суицидальный жест: действие, подразумевающее с помощью действий, часто с некоторой символикой, что будет совершено самоубийство.
- Суицидальная угроза: словесное указание на суицидальные действия, которые должны быть осуществлены.
- Коллективное самоубийство: суицидальное поведение, осуществляемое несколькими людьми одновременно. В этом типе самоубийства обычно один человек в группе является побудителем, а остальные — зависимыми. Групповые самоубийства, будь то большое количество людей или только двое (например, пара любовников или супругов), представляют собой крайнюю форму идентификации с другим человеком. Самоубийства в больших группах, как правило, происходят в культах и в эмоционально напряженных ситуациях.
- Рациональное самоубийство: человек, погруженный в хроническую, недееспособную, прогрессивно ухудшающуюся болезнь, принимает решение, что самоубийство — это решение его страданий.
- Попытка самоубийства: сюда входят преднамеренные самоповреждения с разной степенью намерения умереть и травмы, не имеющие летального исхода.
- Парасуицид или преднамеренное причинение вреда — это совокупность форм поведения, при которых субъект добровольно и намеренно причиняет физический вред, следствием которого является боль, обезображивание или повреждение какой-либо функции и/или части своего тела, без явного намерения покончить с собой. Парасуицид включает самоповреждения (например, перерезание запястья), самоотравление (проглатывание наркотиков) и самоожоги.
Хотя в США используется термин «попытка самоубийства», в Европе его называют парасуицидом или преднамеренным самоповреждением. В последние годы стали проводить различие между фатальным и несмертельным суицидальным поведением, что представляется более уместным.
Суицидальное поведение представляет собой непрерывный процесс от мыслей в различных их проявлениях, угроз, жестов и попыток до реального самоубийства. Наличие любого из этих показателей (мысли, угрозы, жесты и попытки) следует рассматривать как признак риска (Pérez Barrero and Mosquera, 2002).
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.