Страхи являются обычным явлением и необходимы для развития человека. Однако эти страхи могут быть легкими, то есть вызывать тревогу и определенное беспокойство, или же они могут перерасти в фобии. В этой статье  мы расскажем о том, что такое страхи и фобии, а также об их различиях, чтобы вы понимали, когда следует использовать каждый из этих терминов.

волнение

Что такое страх

Страх имеет огромное значение в психическом и духовном развитии человека. Есть страхи неизбежные, то есть когда речь идет о реальных опасностях, которые могут угрожать каждому человеку, или когда приходится преодолевать неизбежные трудности.

Иногда страхи и опасения поощряются родителями и педагогами по различным причинам, таким как: дисциплина, стремление добиться послушания, неуверенность в себе или простое незнание. Так можно вызвать всевозможные страхи, которые могут быть спровоцированы объектом, ситуацией или человеком, но истинное происхождение которых лежит в другом месте. Однако следует отметить, что эти проблемы могут быть вызваны внешним миром, реальными ситуациями страха, такими как недостаточный уход, отвержение ребенка и т.д.

При освоении реальных ситуаций страха может нарушаться психическое равновесие ребенка, возникают конфликты между тем, чего хочет и в чем нуждается ребенок, и тем, что ему дают или отказывают люди.

Аспекты страха

Первичный страх младенца: примитивный или первичный страх, который представляет собой переживание дистресса, вызванного телесным напряжением, и может возникнуть, когда младенец, все еще зависимый от мира, испытывает потребности, которые не удовлетворяются в относительно короткое время (голод, жажда, желание тепла и нежности, а также удобного положения и отдыха). [Здесь мы не можем говорить о страхе как таковом, а скорее о рефлексе, которым ребенок реагирует на внутренние ощущения или стимулы окружающей среды, Шпиц].
Страх разлуки: обычно появляется на 6-8 месяце жизни ребенка, он основан на том, что ребенок не узнает свою мать в незнакомце и поэтому боится, что потерял ее, страх разлуки также возникает, когда ребенок не испытывает достаточной нежности и тесного телесного контакта. [Первое появление страха в собственном смысле слова, Шпиц].
Страх наказания: как правило, запреты и ограничения диктуются под угрозой наказания, вызывая у ребенка чувство вины и страх наказания за каждое отклонение от того, чему его учили и чего от него ждут. Так ребенок узнает, что его могут принять и полюбить только в том случае, если он будет соблюдать установленные правила.
В этой фазе развития ребенка очень важную роль играет порождение страха, интенсивность, с которой налагаются запреты и ограничения, а также аспект угрозы или исполнения самого наказания, и уже не позволяет ребенку никакого собственного движения, именно здесь индивид способен лишь на механическое и условное отношение.

Польза страха

Страх необходим, потому что если бы он не испытывался, человеческие и животные виды вымерли бы, потому что не осознавали бы опасности. Страх появляется раньше боли, потому что он возникает в результате предвидения возможного вреда в ближайшем будущем, хотя он еще не наступил, поэтому он является сигналом тревоги, который включается, чтобы сообщить о неизбежности вреда и последующей боли, а также подготовить организм к любой опасности, чтобы встретить ее наилучшим образом и не погибнуть.

Тревога (страх без опасности)

Реакция страха на пусковое событие, которое обычно не считается событием, вызывающим страх. Тревога, конечно, не является немотивированной и бессмысленной, а возникает в результате точных, хотя и преувеличенных и абсолютизированных рассуждений, которые превращают нечто, очевидно плохое для большинства людей, в чрезвычайно опасное событие для субъекта.

Другими словами, не внешние события, какими бы они ни были, вызывают реакцию страха, а то, что мы думаем о них.

Невроз страха

Это характеризуется тем, что в большинстве случаев отсутствует объект страха. В этом случае у человека возникает постоянная предрасположенность к страху, который может возникнуть в любой ситуации.

Невроз страха может возникать самостоятельно или сопровождаться другими невротическими симптомами. Раздражительность в целом (постоянно присутствующая) и тревожное ожидание любого серьезного события относятся к патологической картине невроза страха.

Что такое фобия и ее классификация

Это компульсивная, постоянная озабоченность объектом, животным или человеком, которого субъект боится. Это также иррациональный страх определенных ситуаций или объектов, который предполагает более чем незначительную ситуацию или неудовольствие, сопровождающийся постоянным избеганием, слишком сильным отчаянием и противостоянием, приводящим к паническим атакам.

Классификация простых фобий и генерализованных фобий

Самым важным критерием для определения фобической патологии является именно уровень экзистенциального расстройства, до которого она доводит страдающего.

  • Простые фобии: которые только мешают людям переживать определенные ситуации; например, боязнь змей, боязнь воды, боязнь замкнутых пространств, боязнь полетов и т.д….
  • Генерализованные фобии: которые полностью блокируют личность и препятствуют большинству переживаний: например, синдром панических атак или навязчивые идеи, агорафобия и ипохондрические мании.
  • Разница между простыми фобиями и генерализованными фобиями заключается в степени структурированности восприятия страха, то есть в том, насколько страх проник в отношения субъекта с реальностью и насколько он, соответственно, ограничивает их.

Происхождение фобии

Он возникает на фаллической стадии, со 2-го по 5-й год жизни. На этой стадии ребенок хочет отвергнуть неприятные воспоминания и, следовательно, развивает сильное страдание — фобию — против воспоминания о событии, ребенок не осознает этот процесс, пока не произойдет психическое явление самозащиты.

Различия между страхом, тревогой и фобией

  • Страх — это нормальная и универсальная, необходимая и адаптивная эмоция, которую мы все испытываем при столкновении с определенными стимулами, как реальными, так и воображаемыми.
  • Тревога — это психофизиологическая реакция тревоги, возникающая, когда человеку необходимо реагировать на определенные ситуации, стрессовые события или стимулы, воспринимаемые как угрожающие, опасные или неопределенные, реальные или воображаемые, внутренние или внешние. Как и страх, он также является нормальной, необходимой, адаптивной и даже позитивной реакцией, поскольку готовит организм к мобилизации в ситуациях, требующих более высокой активации нейронов, чем во многих других ситуациях, не связанных с какими-либо трудностями.
  • Страх и тревога перестают быть нормальными, адаптивными, необходимыми и позитивными реакциями, когда они превышают порог толерантности, отсутствует восприятие контроля, происходит постоянное избегание аверсивного стимула, они значительно мешают нормальному и адаптивному функционированию.