Мы можем утверждать, что научная психология была продуктом философского взаимодействия и физиологии нервной системы, в частности, сенсорной системы, причем Германия считалась ее «колыбелью», чтобы затем проложить свой путь через другие страны мира. Ниже мы подробно описываем все аспекты становления научной психологии.
Вундт, Вильгельм — основание научной психологии в Германии
Целью психологии является изучение «сознательных процессов» или того, что Вундт (Германия) считает частью «непосредственного опыта». Для Вундта психологи не изучают внешний мир как таковой, они изучают психологические процессы, с помощью которых мы переживаем и наблюдаем внешний мир. Более того, они не могут отделить себя от объектов исследования, поскольку изучают свои собственные сознательные процессы.
Инструментом психологов является экспериментальное самонаблюдение или интроспекция, которая представляет собой жестко контролируемый процесс, не ограничивающийся самоотчетами, но включающий объективные измерения, такие как время реакции и ассоциации слов.
Вундт помещает психологию между физическими и естественными науками; экспериментальные и исследовательские методы, аналогичные методам физических наук для документации, используются для психологических вопросов как индуктивной, экспериментальной науки. Подход Вундта — это подход ученого, использующего экспериментальные методы для изучения этой жизни. Вундт считал, что язык, мифы, эстетика, религия и социальные обычаи являются отражением наших высших психических процессов; для него эти процессы не поддаются манипуляции или контролю, поэтому их невозможно изучать экспериментально, только через исторические записи и литературу, а также посредством натуралистических наблюдений. Он также задумал третью ветвь психологии, которая объединяет эмпирические выводы психологии с другими науками, — научную метафизику. Цель Вундта (выраженная в тексте) — создание психологии как фундаментальной науки, объединяющей социальные и физические науки.
Жане, Пьер — Парижская школа
Он был одним из представителей так называемой Парижской школы, который пошел по стопам Рибо и Шарко. Джанет интенсивно работала над гипнозом как способом изучения «подсознательного разума», применяя его в случаях истерии, предвосхищая Брейера и Фрейда в катарсическом методе. Он разрабатывает теорию полного или частичного психологического автоматизма для объяснения амнестического поведения, наблюдаемого при раздвоении личности. Он настаивает на понятии «поле сознания» и его «сужении» у пациентов из-за их психологической слабости. Он делит неврозы на истерии и пикастении (термин, созданный им вместо неврастении). Для истерии характерно «сужение сознания», а для пикастении — навязчивые идеи и компульсивное поведение.
Его метод (о котором говорится в тексте) будет заключаться в использовании внушения и гипноза для поиска и изменения патогенных воспоминаний.
Гальтон — британская школа
В английской психологии существует сильное дарвиновское влияние (этот короткий текст демонстрирует это), а также влияние философской психологии.
Гальтон был открыто озабочен наследственностью человеческих способностей и их «способностью порождать род высокоодаренных людей…».
Евгеника, дисциплина, посвященная совершенствованию расы посредством контроля над воспроизводством, возникла как следствие социального климата середины 19-го века. Гальтон пытался защитить его положительные стороны. Он применял многочисленные антропометрические тесты, чтобы проверить влияние наследственности на человека. (Создатель Лондонской антропометрической лаборатории). Представляет применение статистических методов в психологии. Мышление также было предметом изучения, при этом использовались «свободные ассоциации» и создавались тесты на ассоциации слов. Одним словом, он был одним из пионеров мировой психологии и основателем психометрическо-дифференциальной традиции.
Джеймс, Уильям — американский школьник
Он был отцом американской психологии, разработав философию прагматизма. Он исходит из прагматистского тезиса, что «восприятие и мышление существуют только с целью поведения». Он применяет принцип функционализма к психологии, перемещая ее с традиционного места в качестве отрасли философии и помещая ее в число наук, основанных на экспериментальном методе.
Определяя сознание как «поток мыслей», сознание, которое невозможно постичь, он противопоставляет его теории Вундта, который рассматривает его как ассоциацию единиц или элементов. Сознание является личным, изменяющимся, непрерывным (хотя и со взлетами и падениями, как, например, во сне) и избирательным. Подход к личному сознанию привел его к разработке теории «Я».
Павлов, Иван Петрович — Русская школа
Русский физиолог, который никогда не принимал психологию как естественную науку, но оказал большое влияние на психологию 20-го века. Он был основателем российской экспериментальной психологии. Павлов не делал различий между временными нервными связями физиологов и ассоциациями психологов, что позволило двум наукам объединиться благодаря сходному субстрату нейронного функционирования. Он работал над проблемой обусловливания и считал, что любое поведение можно объяснить стимулом и реакцией.
Метод, использованный Павловым (в тексте приведен небольшой отрывок), — это метод условных рефлексов. Эта работа над условными рефлексами заложила основу для современной модели, которая объясняет это поведение на клеточном и молекулярном уровнях.
Различия и общие черты между школами в научной психологии
Французская школа сохраняет позицию, далекую от экспериментаторского направления немецкой школы, а также от ассоцианизма и атомизма британской школы. Исследования французской школы сосредоточены на человеке и его психических процессах.
Американская школа и немецкая школа определяют сознание совершенно по-разному: «поток мыслей» (Джеймс) и «совокупность переживаний, пережитых человеком» (Вундт). Джеймс был убежден, что всякая деятельность функциональна; применив биологические принципы к разуму, он сформулировал Функционалистскую теорию психической жизни и поведения.
К британскому эволюционизму можно отнести немецкую экспериментальную психологию. Вундт (Германия) считается основателем общей психологии (взрослый, нормальный и обобщенный разум), а Гальтон (Англия) — основателем индивидуальной психологии (индивидуальные различия в способностях человека). Гальтон был первым, кто изучал индивидуальные различия и разрабатывал тесты на умственные способности. Что касается используемых методов: немецкая школа Вундта изучает разум объективно и научно. Он ввел измерение и эксперимент в эту дисциплину, которая до тех пор была отраслью философии; французская школа — внутреннее и внешнее наблюдение, принципиально клинический и гипнотический метод; американская школа выбрала экспериментальный и исследовательский метод, совпадая в этом вопросе с немецкой школой; британская школа ввела статистические методы, применяемые в психологии; и, наконец, русская школа использовала метод условных рефлексов.
Короче говоря, мы можем наблюдать общую цель всех школ, которая заключается в том, чтобы обеспечить психологию научным и экспериментальным подходом, продвигая ее как независимую науку.
История психических заболеваний. понятие и лечение
Происхождение психических заболеваний связано с распространенной в Древней Греции практикой, которая заключалась в клеймении рабов на видном месте, чтобы их можно было распознать как неполноценных людей.
В классической античности психические расстройства объяснялись нарушениями, возникающими в мозге в результате гоморального дисбаланса. Эти состояния были связаны с одержимостью бесами, поэтому от таких людей нужно было держаться подальше.
В Средние века душевнобольных считали грешниками, дьяволопоклонниками, которые должны были «заплатить» страданиями за свою «слабость» и отсутствие веры, и этот тип объяснения сохранялся до конца 16 века.
В XVII и XVIII веках психические или эмоциональные расстройства рассматривались как добровольный отход от разума, который должен был быть исправлен интернированием и суровыми дисциплинарными мерами. В те века душевнобольных запирали и отстраняли от общественной жизни. Цель их изоляции заключалась не в лечении, а в защите общества от тех, кто нарушал социальные нормы. Критерий животности обозначил безумие в XVIII веке. Это нулевая степень человеческой природы: сумасшедший — это не больной человек, это животное. Поэтому приручение и ожесточение — это методы их господства. Бесчеловечные действия по отношению к интернированным (порка, избиение, заковывание в цепи, жестокое обращение всех видов) оправдываются этой свободной животностью безумия, где человека больше не существует. (Мишель Фуко).
В XIX веке преобладали соматические объяснения психических заболеваний; являясь объектом медицинского изучения, психологические расстройства рассматривались как дисфункция мозга, которую необходимо лечить морально в соответствии с принципами, установленными французским психиатром Филиппом Пинелем (1745-1826). Среди психиатров широко распространилась одна жалоба: сумасшедших и преступников объединяли в одну группу. Новое осознание безумия возникло благодаря опыту заключения. Не гуманное отношение к сумасшедшим выделяет их среди заключенных: смешение — это несправедливость по отношению к другим заключенным. Безумие становится все более и более индивидуализированным. Из первоначального хаотичного пространства Средневековья, где смешивались безумные и здравомыслящие, возникли все более утонченные практики разделения по отношению к безумию. Однако приюты того времени были настоящими сумасшедшими домами. Преобладающая атмосфера, далеко не способствующая хорошему развитию пациентов, способствовала их декомпенсации и дезорганизации.
XX век характеризовался внедрением и развитием психоанализа, расширением нозологической классификации психических заболеваний, начатым Эмилем Крейпелином (1856-1926), развитием неврологии, физиологии и биохимии, основой для развития органицистской психиатрии, подъемом психофармакологии и, наконец, началом психосоциологических концепций психического здоровья и болезни. Что касается нынешней ситуации, то до сих пор слово душевнобольной, психически больной, сумасшедший и т.д. ассоциируется с насилием, преступлением и т.д. Этих пациентов считают своего рода городскими хищниками, жестокими и неконтролируемыми, которые, даже находясь на лечении, могут взорваться и причинить вред своим ближним, их часто оценивают как невосстановимых, непродуктивных для общества, виновных в том, что у них есть эта болезнь, лишенных мотивации или просто неспособных справиться со стрессом из-за недостатка характера.
Всемирная федерация психического здоровья (WFMH) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) работают над демистификацией психических заболеваний и с 1992 года отмечают 10 октября как «Всемирный день психического здоровья».
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.