Включение социальных наук в сферу здравоохранения имеет целую историю романтики и разногласий, понимания и споров, позиционирования и неограниченных вторжений в определенные пространства, междисциплинарности и этического уважения. Психология как научная дисциплина не была освобождена от этой истории, и все профессионалы в мире «пси», которые в какой-то момент своей трудовой жизни работали в учреждениях здравоохранения в любой точке мира, знают и испытали истинность этого процесса в своих институциональных пространствах.

Продолжайте читать эту статью, если вы хотите узнать больше о психологии в учреждениях здравоохранения.

мозг

Роль психолога в пространстве здоровья

Психологам, работающим в сфере здравоохранения, приходится тратить много времени на демонстрацию и разграничение нашего профессионального пространства в различных больницах или центрах здравоохранения на разных уровнях, где мы работаем. Элементарное иногда бывает самым трудным для понимания, или, как говорил лис в «Маленьком принце»: «…Существенное невидимо для глаза» (Сент-Экзюпери А. де, 1986, с. 93).

Социальные науки, и в частности психология, заняли место, которое раньше занимала только медицина: место здоровья. В этой взаимосвязи психология является наукой, которая, несомненно, помогла, вмешалась, способствовала, вместе с другими дисциплинами социальных наук, так называемой «гуманизации медицинских наук».

Когда я слышу фразу «роль психологии в гуманизации медицинских наук», первое впечатление, которое я получаю, это то, что кажется, что медицинские науки были настолько бесчеловечными, что другие дисциплины пришли спасти их репутацию. Я не верю в это, медицинская наука по своей природе и концепции является одной из самых гуманизированных наук, настолько, что ее главная роль заключается в том, чтобы помочь человеку жить здоровее, заботиться о жизни и защищать ее.

Эти пояснения могут показаться излишними, но мое намерение только одно: психология в своем развитии в области здоровья не может основываться исключительно на конъюнктурных критериях. Она имеет и должна иметь свое собственное развитие как наука. Она должна уважать, сосуществовать и «очеловечивать», я бы не сказал, наименее человечные вещи, которые мы наблюдаем, но прежде всего способствовать пониманию того, почему мы являемся и действуем с большей или меньшей степенью гуманизации в нашей роли медицинских работников, и это может быть одной из ее самых скромных и совместных функций в «гуманизации» медицинских наук… «Психолог — это специалист по напряженности человеческих отношений или общения, и это специфическая область, в которой он должен действовать» (Bleger, J, 1994, p. 39).

Мы, психологи, работаем в учреждениях здравоохранения на Кубе уже несколько лет, и мы могли бы начать с того, «чего не должно быть», чтобы определить, какой была и «должна быть» роль психологии как науки в конкретной области учреждений здравоохранения.

То, чего не должно быть, и что, к сожалению, происходило и продолжает происходить время от времени, несомненно, является бесспорной межпрофессиональной этической проблемой, которая происходила с нами на протяжении всего этого времени, и это ложные функции, приписываемые психологу, которые иногда формировали ложный образ или искаженное представление о роли психологии в здравоохранении.

Какие наиболее распространенные ложные функции приписываются психологу в учреждениях здравоохранения?

  1. Запятнанная аура или предвестник несчастий.
    Нам приходилось сообщать о смертях, ампутациях, операциях и других неприятных событиях.
    Последний из могикан.
  2. После того, как пациента осмотрели десять специалистов за десять дней и ничего не нашли, а он еще и так называемый «проблемный» пациент, на одиннадцатый день вызывают нас, чтобы перед его выпиской, которая произойдет на двенадцатый день, мы выяснили, что его проблемы носят психический характер.
  3. Огнетушитель.
    В отделении возникает конфликтная ситуация, возможно, вызванная какой-то технической или этической ошибкой, которую кто-то допустил, и нас вызывают, чтобы успокоить ситуацию, контролировать расстроенных членов семьи или «протестующего» пациента.

В отделении возникает конфликтная ситуация, возможно, вызванная какой-то технической или этической ошибкой, которую кто-то допустил, и нас вызывают, чтобы успокоить ситуацию, контролировать расстроенных членов семьи или «протестующего» пациента.
Короче говоря, я мог бы привести много других примеров, но это самые распространенные, которые, не встретив ожидаемого противодействия со стороны медицинского персонала, попросившего нас разобраться с ними, заставляют нас задать классический вопрос: «Для чего же вы тогда психологи?

Очень быстро, я бы сказал, прежде всего, чтобы предотвратить использование нас в этих ложных функциях, научить, в каких функциях мы можем быть лучше использованы и таким образом позволить выполнить первую цель существования психологической службы в медицинском учреждении: гарантировать интегральность медицинской помощи, которую получает пациент, леча и оценивая не только его тело, но и его субъективный мир.

Какова же наша цель, или какова должна быть роль психологии в учреждениях здравоохранения?

Работа психолога в учреждениях здравоохранения возможна только при наличии органа, который координирует, регулирует, обеспечивает методологию действий, планирует и оценивает всю деятельность, связанную с психологической помощью, которая осуществляется в данном учреждении. Этим органом является Психологическая служба, которая должна соответствовать всем условиям, организации и функционированию остальных институциональных служб здравоохранения.

Многочисленные виды деятельности, которые может осуществлять психологическая служба в медицинском учреждении, можно сгруппировать следующим образом:

  • Оказание психологической помощи пациентам, родственникам и обслуживающему персоналу учреждения.
  • Использовать и применять различные формы и методы психологического вмешательства на индивидуальном, групповом и институциональном уровне.
  • Интегрироваться в междисциплинарную работу различных служб учреждения.
  • Способствовать повышению удовлетворенности населения получаемыми услугами, участвуя в оценке и приведении этих услуг в соответствие с ожиданиями населения и растущими возможностями учреждения.
  • Способствовать улучшению психического благополучия и психического здоровья обслуживающего персонала путем проведения институциональной профилактической работы.
  • Участвовать в отборе, оценке и классификации персонала по уходу, требующего определенных психологических условий для выполнения своей работы.
  • Развивать центральное направление исследований и предлагать преподавание и научную деятельность с программой, методологически ориентированной на цели службы в учреждении.

Все эти функции имеют одну общую черту: Они стремятся спасти субъективность, присутствующую в каждом действии, в каждый момент и в каждом звене процесса оказания помощи, происходящего в медицинских учреждениях, и там мы, безусловно, гуманизируем, делаем более целостными все отношения, которые устанавливаются между различными субъективностями, которые вмешиваются, например, когда врач обращается к своему пациенту, предоставляя ему информацию, объясняя лечение, направляя его к другому специалисту, когда два специалиста должны провести консультацию по делу и принять решение, когда служба должна организовать способ подхода к проблеме, которую они представляют.

Существует множество задач, которые психолог может решать с помощью различных средств, начиная от клинической диагностики, институциональной диагностики, индивидуального, семейного, группового и институционального психологического вмешательства.

Что потребуется психологу для выполнения этих многочисленных задач?

Историческое развитие, которого психология, в ее применении к медицинским учреждениям, достигла на Кубе, требует существования профессионала-психолога, который должен обладать, по крайней мере, в качестве необходимого условия обучения, третьим измерением (и таким образом мы были бы на одном уровне со всем технологическим развитием современной медицины).

Этот трехмерный вид состоит из:

  • Клиническое видение.
  • Социальное видение.
  • Институциональное видение.

Этот трехмерный взгляд, уместный в контексте ряда методологических рабочих предпосылок и интегрированного технического инструментария, позволяет ему выполнять три основные задачи: профилактику, психологическую диагностику и психологическое вмешательство, и это формирует образующую структуру психолога, работающего в учреждениях здравоохранения, из которой он строит свои рабочие задачи.

На протяжении многих лет психологи выполняли множество задач в учреждениях здравоохранения на Кубе. Приведу лишь один пример: в клинической хирургической больнице «Hermanos Ameijeiras» в Гаване, Куба, работа психологов в различных отделениях медицины, хирургии, психиатрии и интенсивной терапии, и это лишь некоторые из них, хорошо известна и признана. Уход за пациентами с хроническими нетрансмиссивными заболеваниями, пациентами, перенесшими трансплантацию, работа с родственниками в целом, с родственниками доноров, работа в образовательных клиниках, работа с различными мультидисциплинарными группами, короче говоря, во всех областях, которые развивались в этом учреждении, психология здоровья присутствовала и развивалась одновременно.

Эта обширная работа по уходу всегда сопровождалась систематической исследовательской работой. Основным направлением работы и исследований службы психологии клинической хирургической больницы «Hermanos Ameijeiras» на протяжении нескольких лет является изучение «Психологических факторов, влияющих на течение, прогноз и лечение хронических неинфекционных заболеваний». В последние четыре года или около того в это направление была включена новая тема: изучение «Психологических факторов, влияющих на качество медицинских услуг».

Я собираюсь остановиться на этом последнем аспекте в качестве заключительной точки, поскольку речь идет об исследованиях, которые мы начали развивать в последнее время, и которые приблизили нас, как профессионалов в области психологии, к подходу к институциональным этическим проблемам, теме, которая стала очень важной при внедрении социальных наук в область здравоохранения.

Не может быть качественного обслуживания в секторе здравоохранения, если среди наших профессионалов нет этического поведения. Этические проблемы являются одним из важнейших показателей, говорящих в пользу ухудшения качества медицинской помощи, оказываемой в медицинском учреждении.

Учреждение здравоохранения является более здоровым и, следовательно, обеспечивает более высокое качество медицинской помощи в той мере, в какой оно уважает достоинство своих пациентов и персонала, ценит их способности и потенциал, уважает и учитывает их решения, — это также фундаментальные условия здоровья (Хартия Сантьяго, 1996) и важнейшие условия, которые должны присутствовать в этическом поведении.

Находясь как психологи во всех этих уголках больницы, с нашим трехмерным взглядом, мы имели большое преимущество: мы жили почти со всем персоналом больницы, почти в каждый момент времени, и как наблюдатели мы были свидетелями ряда ситуаций, где центральной проблемой было какое-то этическое нарушение, или отсутствие дилемматического размышления, которое могло бы вовремя решить проблемы. Как сказал Платон: «Я мог бы предложить вам великие примеры этого, и не одними доводами, а тем, что вам больше нравится: фактами» (Plato, 1947, p. 24).

С профессионалами в области психологии в нашем институте произошло то, что, почти не осознавая этого, мы присвоили себе другой взгляд, четвертый взгляд. Это четвертое визуальное измерение — конструктивный критический взгляд, который заставил нас включиться в эти этические проблемы и привлечь остальных профессионалов к проведению профилактической работы «внутри самого учреждения здравоохранения», а значит, и внутри каждого из нас, подвергая сомнению нашу гуманистическую подготовку. Это работа каждого и для каждого.

Я забыл сказать вам, когда говорил о том, что психологи иногда представляют нас в таком виде, что нам приписывают «дар много говорить» и убеждать других с определенной легкостью. Я считаю, что эти «истинные качества», которыми мы обладаем, помогли нам, психологам здравоохранения на Кубе, осуществить мечту многих психологов в мире: присоединиться к удивительному миру психологии здоровья не только из изолированных консультационных кабинетов, но и в признанных учреждениях здравоохранения, где их работа признается и уважается и закрепляется существованием институционализированной психологической службы.

Есть большая правда, которая не очень технична, но очень важна: работа психологов в медицинских учреждениях на Кубе — это работа, сделанная с большой любовью, жертвой и преданностью, которая позволила нам заслужить свое собственное пространство и уважение всех медицинских работников, которые сопровождали нас день за днем.

Этот кубинский опыт должен быть известен, он демонстрирует истинную роль и истинный вклад, который психология здоровья может внести в решение задачи, о которой мы говорили в начале так называемой гуманизации медицинских наук.