Человек — это обычный человек в поисках необычной судьбы. Инвалид — это необычное существо, находящееся в поисках общей судьбы. Профиль каждого человека, будь то инвалид или нет, состоит из сильных и слабых сторон, связанных со средой, в которой развивается каждый человек, способностью к эмоциональному контролю, психологическим равновесием, социальными навыками, большей или меньшей уязвимостью к агентам, вызывающим тревогу или стресс, и т.д.

Инвалидность — это не характеристика человека, а результат его индивидуальности по отношению к требованиям окружающей среды. Тип и степень инвалидности, которой страдает человек, лишает его возможности самостоятельно обеспечивать себя, заставляя искать другие альтернативы для удовлетворения своих основных потребностей. В рамках нашего учреждения именно здесь должны действовать консультанты, направляя заключенных так, чтобы они могли развивать деятельность в соответствии со своими личными особенностями, готовиться к саморазвитию и добиваться интеграции в социальную среду, в которую они попали, частью которой они пытаются быть.

мозг

Различные понятия: здоровье и болезнь

  • Здоровье: состояние физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (W.H.O.). «Ситуация относительного физического, психологического и социального благополучия — максимально возможная в любой данный исторический момент и при любых социальных обстоятельствах, — рассматривая эту ситуацию как продукт трансформирующегося взаимодействия между индивидом — биопсихосоциокультурным образованием — и его окружением — физико-химико-психосоциокультурным и экономико-политическим образованием (Энрике Сафоркада).
  • Процесс «здоровье — болезнь»: оба аспекта взаимообусловлены, поскольку само понятие процесса подразумевает постоянное движение, в котором воплощаются экзистенциальные потребности и развитие потенциальных возможностей каждого субъекта.
  • Тогда здоровье и болезнь будут двумя полюсами этого процесса, и к ним можно применить законы диалектики: одно не существует без другого. Одно существует внутри другого. В какой-то момент одно может стать другим.
  • «Болезнь — это не только биохимическая проблема или изменение в биологии субъекта, но и опыт, который затрагивает человека в целом. Больной человек — это не просто тело или простое живое существо. Он — личность, существо, наделенное интеллектом и самосознанием, с жизненным проектом и ответственностью за свою судьбу». «Болезнь — в человеке; человек сам делает себя больным. Что реально, так это заболевший человек, живущий процессом заболевания. Болезнь человека — это проблема человека» (Г. Асеведо).
  • Состояние «Здоровье» не приобретается раз и навсегда, а строится из взаимосвязи «трех областей жизни»: области межличностных отношений, которая включает вклад «достаточно хорошей окружающей среды и использования нечеловеческой окружающей среды». область личной психической реальности, называемая «внутренней». область «культурного опыта, который начинается с игры и ведет ко всему, что составляет наследие человека: искусствам, историческим мифам, медленному развитию философской мысли и тайнам математики, социальным институтам и религии».
  • В нашей культуре всегда существовала тенденция рассматривать здоровье как отсутствие болезни или, с психологической точки зрения, как «отсутствие психоневротического расстройства». Но мы не можем отнести патологическое к простому возникновению конфликтов, потому что ни симптом, ни конфликт не определяют патологическое.
  • В этом контексте Эмилиано Галенде определяет психическое здоровье как «состояние относительного равновесия и интеграции конфликтных элементов, составляющих субъект культуры и групп, с прогнозируемыми и непредвиденными кризисами, субъективно и объективно поддающимися регистрации, в котором люди или группы активно участвуют в своих собственных изменениях и изменениях своего социального окружения».

Из парадигмы здоровья (которая отходит от гегемонистской медицинской парадигмы): «Здоровье было бы проектом, болезнь — переломом, а жизнь — процессом, который стремится к телесности. В этом процессе человек отвечает, и в этом ответе он становится со-творцом. Он преобразует окружающую среду и преобразует себя. Он не просто пассивный субъект своей болезни, он воссоздает ее ежедневно» (Г. Асеведо).

Концепция инвалидности и эволюция значения

Терминология, используемая для обозначения людей с той или иной формой инвалидности, менялась и развивалась на протяжении истории параллельно с применяемыми технологиями вмешательства и социально обусловленными процессами взаимоотношений между людьми. За последние три десятилетия можно выделить два основных различия и намерения для классификации инвалидности:

  • Международная классификация нарушений, инвалидности и недостатков (ICIDH), сильно опосредованная гегемонистской медицинской моделью.
  • Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ).

МКИДХ

Она была построена на основе медицинской модели и в итоге свелась к социальному обеспечению или реабилитации в форме индивидуального лечения. Проект был разработан в 1976 году Всемирной организацией здравоохранения и опубликован в 1980 году, став ценным инструментом для специалистов и учреждений, работающих с людьми с особыми потребностями.

Она функционировала как элемент сопротивления упрощенному пиджингу и «навешиванию ярлыков», которые использовались в дегуманизирующем отношении к людям с ограниченными возможностями. Его самым большим вкладом было установление четкого различия между: нарушениями, инвалидностью и гандикапами (понятия, которые я уточню позже), что позволило прекратить обозначать ситуации прилагательными: мы перестали говорить о «моголоидах» или «даунах», а начали говорить о «людях с синдромом Дауна», терминология, которая не исключает их состояние как людей. Но, несмотря на свою полезность, эта классификация не смогла отразить важность социальной среды и осталась причинно-следственной, однонаправленной и редукционистской моделью.

Так, 22 мая 2001 года Всемирная ассамблея здравоохранения единогласно одобрила МКФ — классификацию, которая была принята 191 страной в качестве нового международного стандарта для описания и определения здоровья и инвалидности. Он был разработан на основе принципов психосоциальной интеграции и концепций интеракционистского развития между личностью и ее окружением. Это дало толчок к ресигнификации инвалидности, поместив ее в новую парадигму диалектики «личность-среда». Это создает серьезные проблемы для социальных систем, которые обязательно должны быть изменены для того, чтобы включить в них людей с ограниченными возможностями.

Международная классификация нарушений, инвалидности и недостатков (МКИДХ)

Обесценивание определяется как любая постоянная или временная потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Оно включает в себя наличие или возникновение аномалии, дефекта или потери телесной конечности, органа или структуры, или дефекта в функциональной системе или механизме организма. Обесценивание подразумевает органическое расстройство, которое вызывает функциональное ограничение, объективно проявляющееся в повседневной жизни.

Мы можем говорить о физических, сенсорных, психических или родственных нарушениях. Согласно этой классификации, инвалидность — это ограничение или отсутствие (вследствие нарушения) способности выполнять какую-либо деятельность способом или в пределах диапазона, который считается нормальным для человека. Она может быть временной или постоянной, обратимой или необратимой. Инвалидность — это неблагоприятная ситуация, в которой оказывается данное лицо вследствие нарушения или инвалидности, ограничивающей или препятствующей выполнению функции, которая является нормальной для данного лица в соответствии с возрастом, полом, социальными факторами и особенностями его культуры.

В течение некоторого времени «Движение за права инвалидов» пересматривает понятие инвалидности. Она рассматривает его как несоответствие между человеком и его окружением, а не как прямое следствие его нарушений. «Инвалидность возникает в результате нарушения, существующего в обществе, которое создает барьеры, препятствующие интеграции и мешающие пониманию» (Декларация от октября 1994 года). Сегодня все больше утверждается идея о том, что нарушение здоровья человека приводит к инвалидности, а взаимосвязь между этим, индивидуальными особенностями человека и обуславливающими факторами окружающей среды может привести или не привести к инвалидности.

Люди с ограниченными возможностями — это цельные люди с дисгармоничным телом и ограничениями в физическом и/или умственном развитии, которые пытаются найти свое место в мире и улучшить качество своей жизни через реальный опыт и ежедневные жизненные переживания. Инвалидность — это не характеристика человека, а результат его индивидуальности по отношению к требованиям, предъявляемым к нему окружающей средой.

История инвалидности с точки зрения самих людей, а также отношение общества к ним, признает длинную траекторию, которая проходит от ликвидации и изоляции, через помощь и институционализацию, и заканчивается, в наше время, реабилитацией и социальной интеграцией. Навешиваем ли мы ярлыки или признаем инвалида как существо с полными правами? Навешиваем ли мы ярлыки, чтобы негативно маркировать или признаем, чтобы позитивно дискриминировать?

Простое понятие «маркировка» подразумевает конкретное показание с четким отрицательным значением. Напротив, «признание» открывает дверь доступа к тому, в чем до сих пор было отказано, единственной возможной альтернативе для достойного разрешения.

Инвалид

Мы должны предотвратить превращение недостатков или инвалидности жителей в препятствие, укрепляя их здоровые аспекты, повышая их самооценку и способствуя обмену, творческому самовыражению и общению, как вербальному, так и невербальному.

  • Языковая способность: специфический ресурс, характерный для человеческого вида; инструмент для понимания и выражения эмоций, мыслей и намерений; способ устного ответа; процесс кодирования и декодирования сообщений и смыслов, включающий множество когнитивных, слуховых, визуальных, графо-моторных, эмоциональных и социальных навыков, все они поддерживаются адекватной неврологической основой.
  • Язык организуется и развивается в тесной взаимозависимости с этими навыками, и нарушение в любом из них означает изменение в его развитии. Но общение не ограничивается исключительно сферой языка; существует множество других ресурсов для общения, помимо устной речи. Противоположность молчанию — это не речь. В любом случае, молчание человека с инвалидностью ставит нас перед необходимостью нарушить его, открывая новые альтернативные способы общения и поощряя творческие действия.
  • Творчество — это межсубъектный процесс, который закрепляется через постановку спонтанных и совместных жестов, позволяющих конструировать несуществующее. Творчество и возможность создания чего-то нового — это бессознательные потенциалы, присущие каждому человеку, которые развиваются во взаимодействии с окружающей средой. Это не способности гениев; мы не говорим о Моцарте, Пикассо или Борхесе. Творческий и креативный потенциал не является качеством меньшинства. Главное — выйти и найти тот творческий жест, который в своем потенциальном состоянии ждет, чтобы кто-то придал ему форму.

В психоэмоциональном измерении инвалидов становится очевидным один аспект: наличие вызывающего, деструктивного и самоагрессивного поведения, часто связанного с их неспособностью общаться и выражать свои чувства. Эта особенность представляет собой серьезную проблему для учреждений, служб и специалистов, отвечающих за это, поскольку является элементом, который препятствует и мешает достижению целей, которые каждый из них предлагает достичь.

Терапия (любого вида) для людей с ограниченными возможностями (детей или взрослых) должна быть направлена на улучшение качества их жизни, укрепление значимой сети, обеспечивающей поддержку, дружбу и привязанность, и содействие приобретению адаптивных навыков, которые облегчают и благоприятствуют их отношениям с окружающей средой и раскрытию их потенциала.

Творческий интеллект: характеристики, примеры и как его развивать

Разница между обороной и дефицитом

Что означает дефицит? Согласно словарю «дефицит» — это «отсутствие или нехватка чего-то, что считается необходимым», т.е. отсутствие чего-то, что считается необходимым. Другими словами, существует недостаток, который приводит к неудовлетворенным потребностям. Если мы перенесем это на психологический порядок, то скажем, что субъект испытывает дефицит, когда он не может делать, думать или чувствовать то, что ему нужно или хочется, становясь жертвой своих страданий и собственного дискомфорта.

Поэтому:

  • Дефицит: субъект, находящийся в состоянии дефицита, расстроен, потому что он/она не может думать, чувствовать или делать то, что он/она хочет или нуждается.
  • Защита: субъект в состоянии защиты не хочет думать, чувствовать или делать что-либо, что может причинить ему дистресс; он избегает встречи со своим дистрессом, активируя защитные механизмы.

Защитные механизмы

  • Защитные механизмы возникают из потребности субъекта справиться с двумя или более противоположными требованиями, которые пересекаются и сосуществуют внутри него.
  • Они являются результатом внутреннего конфликта между бессознательным желанием субъекта и ограничениями, налагаемыми реальностью. Слово «защита» обозначает бессознательный процесс, как физический, так и психический, направленный на то, чтобы избежать высвобождения страданий, максимально снизив риски для целостности и самооценки субъекта.
  • Обычно они действуют через подавление, вызывая уродства, которые приводят к появлению симптомов. Симптомом может быть попытка восстановить баланс сил, то есть компромисс между желаемым и порицаемым, или способ ослабить фрустрацию, вызванную невозможностью получить желаемое (будь то из-за личного дефицита, неожиданных внешних факторов или не до конца проработанной реальности).
  • Конфликты и препятствия в развитии, нарциссические раны, травматические события и неблагоприятные семейные условия вызывают ослабление самости (повышенную уязвимость) и появление защитных поз и характерных репрессий, а также реактивацию симптоматических образований.
  • Репрессия является одним из важнейших защитных механизмов и именно она порождает образования бессознательного: симптомы, сны, неудачные поступки. Но в психическом аппарате действуют и другие защитные процессы, которые также связаны с подавленным материалом и показывают сопротивление субъекта противостоять тому, что его огорчает.

Отрицание — самообман

«Механизм, с помощью которого внимание отвлекается от болезненного или неприятного события, чтобы избежать чувства дистресса и неприятных ощущений». «Анестетический» способ реагирования на чувство дискомфорта и эмоциональную боль.

Тонкий психологический процесс, который переплетается с функционированием центральной нервной системы и нейронных механизмов. Дэниел Гоулман спрашивает: как возможно, что человеческие существа способны реагировать на боль с чувством полного онемения? Мозг может выбирать, как он будет воспринимать боль, и обезболивание или успокоение боли является таким же неотъемлемым свойством этой системы, как и восприятие самого неприятного ощущения.

Характеристики:

  • Дистресс, угрожающий пересилить человека, гасится отвлечением или переключением внимания, что также влечет за собой устранение аффективных аспектов переживания и невозможность адекватного переживания чувства.
  • Это приводит к избеганию стресса, мучений, тревоги и болезненных жизненных ситуаций, в которых субъекту приходится сталкиваться с реальностью, которую он должен пережить.
  • «Когда способность к самообману мобилизуется, чтобы защитить нас от беды, начинаются проблемы: мы становимся жертвами слепых пятен и игнорируем целые области информации, которую было бы очень удобно знать, даже если это знание причиняет нам какую-то боль.
  • Его можно рассматривать как полезный инструмент для психического самосохранения и выживания, поскольку иногда он является благотворным и даже необходимым. Однако это не всегда так. Искаженное внимание может искажать опыт и тормозить действия, что делает его крайне опасным фактором.
  • «Люди, которые хронически избегают или отрицают свои чувства, перестают автоматически обращать внимание на референты своего опыта, не символизируют эмоции в сознании, не способны создавать новые значения-смыслы и не могут способствовать действиям, имеющим отношение к их благополучию».

Экстремальные эмоциональные реакции

Хронические дезадаптивные реакции, вызванные внезапным и массивным вторжением тревоги и проявляющиеся в появлении непроизвольных мыслей и неконтролируемых чувств, которые трудно проработать или символизировать.

Марди Хоровиц перечислила различные формы, явные или скрытые, которые чрезмерное вторжение тревоги и чувства дискомфорта принимает на психическом аппарате:

  • Внезапные приступы чрезмерных эмоций: всплески чувств, которые то возникают, то исчезают, не образуя постоянного настроения.
  • Преоккупация и руминация: постоянное, повторяющееся и неконтролируемое осознание стрессового события, которое выходит за рамки обычного анализа проблемы и ее осмысления.
  • Навязчивые и внезапные мысли: они возникают беспричинно; они не имеют никакого отношения к задаче, которую человек выполняет в данный момент.
  • Постоянные чувства и идеи: они чрезмерны, и если их запустить, их невозможно остановить.
  • Гипервозбудимость: чрезмерная настороженность, порождающая состояние постоянного напряжения.
  • Бессонница: невозможность заснуть из-за появления навязчивых и совершенно тревожных идей и образов.
  • Кошмары: нарушенный сон и пробуждение с чувством страдания или тревоги. Содержание кошмара не всегда напрямую связано с событиями реальной жизни.
  • Ошеломляющие ощущения, которые врываются в сознание: они необычайно интенсивны и не соответствуют ситуации в данный момент.
  • Реакция испуга или вспышки: это реакция на стимулы, которые обычно не вызывают такой реакции.

*Как видно из списка, тревога может проявляться по-разному, значительно ухудшая настроение и общую работоспособность человека. В этих случаях необходимо активизировать процесс эмоциональной регуляции, который будет обсуждаться позже.

Создание терапевтической связи

  • Связь между профессионалом и резидентом должна быть основана на взаимодействии и взаимодополняемости, с акцентом на хорошее общение между сторонами и включение эмоционального.
  • Эмпатия — это выученный навык, который применяют на практике только те терапевты, которые ищут в своих теоретических моделях разумные объяснительные системы, повышающие их способность понять, что происходит с их клиентом. Другими словами, эмпатия проявляется только в тех терапевтических отношениях, которые направлены на повышение уровня понимания проблемы, подлежащей лечению.
  • «Эмпатия означает согласие или приближение к согласию по качествам переживаний, интенсивности, ритмам, способам загрузки и выгрузки, общения и оговорок к общению».

Сочувствие

Это способность представить себя на месте другого, что приводит к глубокому и полному пониманию его чувств, желаний, идей и действий.

Его следует понимать не просто как понимание ментального и эмоционального состояния другого человека, а как сложный результат ряда коммуникативных навыков по зондированию и декодированию субъективной реальности другого.

Это не означает привязанности или сочувствия со стороны терапевта, но открытое и активное отношение, ориентированное на выявление способствующих условий, которые для каждого звена конфигурируют эмпатию, и соответствующее реагирование на них.

Она предполагает поддерживающую, но не инвазивную модальность, поскольку должна включать возможность для пациента «моделировать» аналитика в соответствии со своими потребностями.

Цели эмпатического слушания

  • Укреплять прочные связи, основанные на доверии и взаимном уважении.
  • Способствовать взаимодействию, взаимодополняемости и хорошему общению.
  • Получение точной информации об эмоциональной реальности клиента.
  • Достичь подхода к возможным переменным, вовлеченным в проблему.
  • Для облегчения будущих переговоров.

Поддерживающие отношения

Терапевтическая связь возможна только через построение отношений доверия, поддержки, понимания и диалога, в которых специалист будет выполнять функцию помощи пациенту в открытии для себя пути к благополучию.

Характеристики поддерживающих отношений

  • Аутентичность: прозрачность. Чем более аутентичными и прозрачными будут отношения, тем более благоприятными будут результаты.
  • Принятие: уважение к другому как к целому и отдельному существу, с собственными желаниями, чувствами и поступками, даже если они противоречат нашим собственным. Чем большее принятие и симпатия, тем более полезными будут отношения.
  • Эмпатия: полное понимание чувств и мыслей консультируемого; глубокое восприятие их личного смысла, без осуждения или анализа.

Цели

  • Что достигает клиент:Изменение самовосприятия и Я-концепции.
  • Повысить их самооценку.
  • Приобретают большую способность принимать собственные решения.
  • Быть более уверенным в себе.
  • Более уверенно смотреть в лицо своим переживаниям, проживая их с интенсивностью и без страха.
  • Лучше принимают свое отношение к другим людям, более удовлетворительно взаимодействуют с ними.
  • Лучше переносите разочарование, вызванное трудностями или препятствиями, которые трудно разрешить.
  • Уменьшить защитные и/или реактивные реакции.
  • Улучшить свою способность встречать новые ситуации с оригинальным и творческим подходом.
  • Достичь лучшей адаптации к окружающей среде и реальности, в которой они живут.

Как я могу создать поддерживающие отношения?

Консультант должен воспринимать нас как последовательных, надежных и заслуживающих доверия людей. Когда безусловное внешнее отношение сопровождается чувствами скуки, скептицизма или отвержения, оно в итоге воспринимается как бессодержательное и не заслуживающее доверия. Сам того не осознавая, мое общение становится противоречивым: мои слова передают сообщение, в то время как все остальное мое существо передает раздражение, которое я испытываю.

  • Мы должны быть достаточно выразительными и прозрачными, чтобы показать себя такими, какие мы есть, без двусмысленности и противоречий.
  • Не нужно «слепо» ставить дистанцию между нами и консультантом, занимая отстраненное и безличное профессиональное отношение. Чувствовать и открыто относиться к другому как к человеку, по отношению к которому мы испытываем позитивные чувства, не вредит отношениям.
  • Мы должны быть достаточно сильными, чтобы принимать и уважать консультанта, не сливаясь с ним или поглощаясь его или ее зависимостью.
  • Мы должны признать индивидуальность другого, позволяя ему «быть тем, кто он есть»: честным или лживым, ребенком или взрослым, отчаявшимся или полным уверенности.
  • Необходимо, чтобы наши действия и отношение не воспринимались консультантом как опасность. Мы должны попытаться освободить его от того, что он/она воспринимает как внешнюю угрозу, чтобы он/она мог/могла начать переживать, справляться со своими внутренними чувствами и конфликтами.
  • Чувство оценки также представляет собой внешнюю угрозу. Ценностные суждения не стимулируют развитие личности. Положительные оценки могут быть не менее опасными, чем отрицательные. Чем больше в отношениях не будет суждений и оценок, тем легче консультанту понять, что центр ответственности лежит на нем самом.
  • Важно рассматривать консультанта как активное существо, способное к имманентному творческому развитию. «Утвердить другого — значит принять его полную потенциальность. Я утверждаю его в себе и в нем самом по отношению к его потенциальности, которая теперь может развиваться и эволюционировать» (Мартин Бубер).

Имейте в виду:

«Оптимальные поддерживающие отношения могут быть созданы только психологически зрелой личностью. Моя способность создавать отношения, способствующие развитию других людей как независимых личностей, является функцией развития, достигнутого мной самим».

Ложная дихотомия «разум-тело

Картезианская формулировка «я мыслю, следовательно, я есть» и представление о развоплощенном разуме, который думает, рассуждает и выносит моральные суждения совершенно независимо от тела, мешают понять истинную сущность человека, представляя его как фрагментированный и разделенный организм, вместо целостного существа, биологически сложного, но в то же время хрупкого и уникального.

«Мы есть, а затем мы мыслим, и мы мыслим только в той мере, в какой мы есть, потому что структуры и операции бытия вызывают мысль».

Эмоции и разум взаимно и постоянно взаимосвязаны. Неконтролируемые эмоции могут порождать иррациональное поведение, оказывая сильное (и даже тревожное) влияние на рациональность. В то же время определенные виды рассуждений или суждений, которые мы сами строим в процессе взаимодействия с социальной и культурной средой, могут по-разному влиять на наше эмоциональное состояние и наше самочувствие, порождая психологические заболевания. Тело и душу нельзя мыслить как отдельные сущности; душа живет благодаря телу, а тело «обретает тело» в существовании души.

Эмоции

  • Они являются результатом «сочетания процесса психической оценки, простого или сложного, с реакцией на этот процесс, что приводит к телесному эмоциональному состоянию и дополнительным психическим изменениям».
  • Они вызывают ряд изменений в телесном состоянии, связанных с мысленными образами, которые активируют определенные системы мозга (миндалину, переднюю поясную кору и гипоталамус).
  • Сами по себе они не являются ни хорошими, ни плохими.
  • Они могут быть адаптивными или дезадаптивными, функциональными или дисфункциональными.
  • Они становятся осознанными и превращаются в чувства, когда субъект обращает внимание на телесно воспринимаемое ощущение, символизируя его в «замечании». Когда эта символизация уместна и реакции субъекта на нее адекватны пережитому эмоциональному опыту, это означает, что эмоции могут функционировать как руководство для адаптивных действий, способствуя процессу принятия решений и разрешения конфликтов, а также обучению тому, как смягчить хрупкое «я».

Адаптация к изменениям согласно психологии

Чувства

  • Они предполагают «осознание» ощущений, которые эмоции передают телу, что закрепляет телесный опыт.
  • Они побуждают нас к чувственному восприятию и организации себя для выполнения конкретных действий; но мы не должны путать их с действием. То, что мы чувствуем — это одно (внутренний субъективный опыт), а то, что мы делаем в ответ на наши чувства (поведение) — совсем другое.
  • Суть ощущения эмоции связана с регистрацией изменений, происходящих в организме, и откликом, который эти изменения оказывают на когнитивные процессы, мотивацию и сами действия.
  • Адаптивные эмоции
  • Это те, которые предоставляют нам информацию и учат нас защищать себя от всего, что может причинить нам боль или вред.
  • Они позволяют развернуть адаптивное действие, ориентированное на избежание неприятных или болезненных ситуаций в будущем, что порождает тенденцию действия, направленную на цели, организованные в функции конкретных целей, и на более высокий уровень адаптации.

Дезадаптивные эмоции

Они полностью дисфункциональны и включают в себя создание дезадаптивных эмоциональных схем, которые, когда их вызывают, приводят к неуместным или чрезмерным реакциям, которые становятся привычным способом реагирования.
«Это дезадаптивные реакции сложной дисфункциональной или крайне напряженной системы, в которой разнообразные биологические, биохимические, аффективные, когнитивные и поведенческие факторы определенным образом сочетаются, чтобы автоматически вызвать неадекватную реакцию».
Они проявляются в том, что Гринберг назвал «чувствами дистресса», которые включают вторичные реакции беспомощности, безнадежности, страха, стыда, гнева, отчаяния и тревоги. В определенных обстоятельствах такое поведение может стать защитным или саморазрушительным. Например, когда гнев маскирует скорбь, когда избегание психологической боли становится хроническим, или отрицание чувства неуверенности и безнадежности затягивается надолго.

Эмоциональная регуляция

По мнению Гринберга и Пайвио, этот процесс состоит из двух этапов:

Первый этап

Начинается цикл «самоорганизации»: процесс, в ходе которого основные аффективные и нейрохимические механизмы, физиологическая активация и экспрессивно-моторные процессы интегрируются в целостную картину. «Со временем этот паттерн опыта переживается как чувство и в конечном итоге символизируется в осознании, порождая вторичную эмоцию (например, печаль или гнев)».

Второй этап

Способность к саморефлексии и когнитивные процессы взаимодействуют с процессом самоорганизации, чтобы достичь адекватного баланса между опытом и его выражением, тем самым получая доступ к все более адаптивным аффективным регуляторам.

В двух фазах процесса эмоциональной регуляции нейробиологические и психосоциальные факторы взаимосвязаны; оба играют важную роль в развитии существа, и нарушение функционирования любого из них может привести к сбоям в синтезе эмоциональных и когнитивно-мотивационных реакций, вызывая тот или иной вид эмоционального дефицита.

Этот процесс регуляции эмоций может быть дисфункциональным как в плане недостаточного, так и избыточного контроля эмоциональных переживаний и экспрессии. «С одной стороны, чрезмерный контроль и подавление эмоций являются дисфункциональными, оба эти фактора лишают людей способности быстро ориентироваться в окружающей обстановке, что приводит к внутреннему стрессу. С другой стороны, отсутствие контроля и неспособность регулировать эмоции могут привести к серьезному нарушению социальных отношений, часто нанося ущерб межличностным отношениям или причиняя боль другим людям, что также вызывает длительный внутренний стресс. Сбалансированная способность как испытывать эмоции, так и регулировать их контекстуально подходящими способами является высшим критерием здоровья».

Эмоциональный интеллект: определения

«Она позволяет знать и управлять своими эмоциями, мотивировать себя, распознавать эмоции у других и управлять отношениями.
«Это набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека успешно справляться с требованиями и давлением окружающей среды» Бар-Он (цит. по Mayer, 2001).
«Она относится к способности распознавать значение эмоций и их взаимосвязи, а также рассуждать и решать проблемы соответствующим образом. Она также включает в себя способность использовать эмоции для выполнения когнитивной деятельности» Mayer et al. (2001).
Эмоциональный интеллект: характеристики.
Доступ к нему осуществляется через адекватную интеграцию «ум-сердце», которая позволяет синтезировать эмоциональную сферу с когнитивно-мотивационным измерением.
Она включает в себя принятие наших эмоций, их исследование и способность изменять те негласные эмоциональные схемы, которые по каким-то причинам должны быть изменены.
«…включает в себя распознавание наших чувств и самоанализ. Это также подразумевает понимание наших эмоций в момент их возникновения и умение управлять ими для достижения наших целей. Осознание эмоций помогает каждому из нас управлять своими чувствами, чтобы они не захлестнули нас. Она помогает нам заботиться о себе и контролировать наше беспокойство, гнев и печаль».
«Развивая навык замечать эмоции, принимать и символизировать их, говорить и размышлять о них, а также получать доступ и развивать другие, более сострадательные и справляющиеся части «я», более проблемные и уязвимые части «я» регулируются и смягчаются».

Самооценка и самопринятие

Это способность каждого человека ценить, принимать и уважать самого себя, признавая свои потребности и потенциал. Это ключевой компонент Я-концепции, т.е. совокупности установок и убеждений о себе, включая убеждения о слабостях, достоинствах и чертах личности, которые отличают человека от других. То, как человек действует, думает и чувствует, является отражением того, насколько он принимает, уважает и доверяет себе.

  • Люди с высокой самооценкой защищают себя от вреда, признают и удовлетворяют свои потребности в позитивном ключе, отстаивают свои права и так далее. Уважая себя, они уважают и других, что еще больше развивает их способность любить.
  • Люди с низкой самооценкой не ценят и не уважают себя, склонны игнорировать свои потребности и всегда ставят себя ниже других, считая себя неполноценными. Одни ставят нужды и потребности других людей выше своих собственных; другие уходят от мира, считая, что им нечего предложить. Они часто чувствуют себя безнадежными, испытывают большие трудности с получением и отдачей ласки, что наполняет их гневом и обидой, заставляя участвовать в рискованном поведении.

Самопринятие также является ключевой частью Я-концепции и напрямую связано с самооценкой. Это способность признавать свои недостатки и достоинства как свои собственные. Полное самопринятие подразумевает, что мы не скрываем и не игнорируем существование наших негативных или темных сторон, но и не склонны преувеличивать их, в то же время ценя наши хорошие стороны. Такое принятие позволяет нам свести к минимуму наши недостатки и развить наши положительные качества или добродетели.

Терапевтический процесс

«Переход от несостоятельности к эмоциональному, инструментальному и социальному расширению возможностей, поддерживаемый построением самокритики, которая позволяет субъекту перестать компульсивно и защитно убегать от возникающих проблем, решительно столкнувшись с ними. Это прохождение позволяет повысить эмоциональную состоятельность пациента, позволяя ему/ей играть ведущую роль в своей жизни».

Исцеление означает:

  • Преобразование образа повседневной жизни пациента: его образа жизни, его способа болеть и испытывать страдания.
  • Перестройка смысла их жизни, ведущая их к принятию активной роли.
  • Производить значительные изменения в том, как они интерпретируют реальность и разрешают свои конфликты.
  • Генерировать альтернативные действия, которые приводят к благополучию.

Терапевтическое лидерство

«Нет ничего более трудного, чем взять на себя руководство, ни более опасного, ни более неопределенного в отношении успеха, чем взять на себя руководство введением нового порядка вещей» (Макиавелли).

Профессионал в своей роли лидера должен действовать как регулятор и агент перемен, способный:

  • стимулировать, мотивировать и внутренне укреплять жителей.
  • способствовать проведению мероприятий, которые способствуют взаимодействию и позволяют им развивать самостоятельность.
  • создавать союзы с жителями и добиваться консенсуса между ними.
  • способствовать контролю эмоций с помощью стратегий сдерживания и создания, направленных на разрядку тревоги, страдания, гнева, страха и т.д. Пример: графическое
  • выражение, игры, истории, марионетки, язык тела и т.д.
  • находить приемлемые альтернативы возникающим конфликтам, дискомфорту и фрустрирующим ситуациям.

Устойчивость

«Универсальная способность человека справляться с трудностями, преодолевать их и даже укрепляться или преображаться под воздействием пережитых невзгод». Она является выражением текучести психического аппарата, в отличие от кристаллизации, и позволяет развивать третичные процессы, понимаемые как творческие процессы».

«Динамический процесс, приводящий к позитивной адаптации в условиях сильных испытаний» (Luthar et al.).

«Способность выходить из неблагоприятных ситуаций, адаптироваться, восстанавливаться и получать доступ к осмысленной и продуктивной жизни» (ICCB, 1994).

Факторы, влияющие на устойчивость:

  • то, что субъект воспринимает как поддержку: У меня есть.
  • то, что дает ему/ей идентичность и интрапсихическую силу: Я есть; Я есть.
  • что касается их навыков межличностного общения и разрешения конфликтов: Я могу.

Основные компоненты жизнестойкости

  • понятие невзгоды, травмы, риска или угрозы для развития человека. Пример: жизнь в бедности; смерть любимого человека.
  • позитивная адаптация или преодоление невзгод, что и позволяет определить, имел ли место процесс жизнестойкости. Адаптация считается положительной, когда индивид
  • достигает социальных ожиданий в соответствии с той стадией развития, на которой он находится, не вызывая при этом дезадаптации. Если положительная адаптация
  • происходит, несмотря на воздействие неблагоприятных факторов, она считается устойчивой адаптацией.
  • понятие процесса, которое подразумевает динамическое взаимодействие между факторами риска и факторами устойчивости всех видов: биохимическими, эмоциональными,
  • когнитивными, познавательными, биографическими, социально-экономическими и социокультурными.

Характеристики жизнестойкого субъекта

  • социальная компетентность
  • низкая восприимчивость
  • эффективное преодоление
  • способность к взаимодействию и адаптации
  • сопротивление разрушению
  • позитивное жизненное поведение
  • особый темперамент
  • когнитивные способности

Заключительные размышления

  • Каждый человек — это сложная организация, состоящая из целого ряда биологических, психологических и социальных факторов. Человек характеризуется как открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, и его существование и структура зависят от внешнего мира. Это саморегулирующаяся и самосоздающаяся система, открытая для построения знаний и последовательных процессов обучения.
  • Субъект с его возможностями и трудностями конструирует мир, устанавливает аффективные связи и тем самым закрепляет свою субъективность. Это происходит и в случае людей с ограниченными возможностями, и чтобы спасти этот особый предмет, мы должны изменить наш способ мышления о них и подхода к ним, что подразумевает изменение парадигмы: мы должны не подчеркивать их измененные функции, а спасать их аспекты, отдавая предпочтение их возможностям, потенциалу и особенностям.
  • С этой позиции мы сможем подойти к проблемам людей с ограниченными возможностями, лучше понять их и разработать открытые и постоянно меняющиеся стратегии вмешательства. Наша цель — способствовать их целостному развитию на основе адекватного процесса развития — обучения и стимуляции здоровых областей, поскольку они могут компенсировать изменения в пораженных областях.
  • Теоретические инструменты, которые я обсуждал в этой статье, необходимы для терапевтического подхода ко всем типам проблем, независимо от того, связаны они с инвалидностью или нет. Возможно, разница заключается в том, что при лечении людей с ограниченными возможностями терапевтам приходится деструктурировать, сенсибилизировать и развивать креативность в большей степени, чем мы привыкли. Нельзя упускать из виду, что перед нами инвалид — «очень особенный» человек, у которого есть не только особые потребности, но и особые способности, которые необходимо развивать.