Оппозиционно-девиантное расстройство (ODD) или Oppositional Defiant Disorder (ODD) — это поведенческое расстройство, характеризующееся серией вызывающих, оппозиционных, враждебных и неадекватных форм поведения и поведения по отношению к авторитетным фигурам, таким как родители, учителя, братья и сестры, другие члены семьи и т.д.

Этот тип расстройства чаще встречается у детей и подростков, хотя некоторые случаи наблюдались и у взрослых. По имеющимся данным, заболевание обычно начинается в возрасте около 8 лет и до полового созревания чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, но после полового созревания частота заболевания у мальчиков и девочек примерно одинакова. Модель оппозиционного и вызывающего поведения оказывает большое влияние и очень негативно сказывается на личной, социальной и академической жизни пострадавшего человека. В частности, страдают личные отношения и успеваемость. Кроме того, было заявлено, что от 30 до 50% детей с СДВГ могут также иметь ODD или ODD, поэтому при диагностике дефицита внимания и гиперактивности это следует учитывать. В этой статье мы подробно рассказываем о причинах, симптомах и лечении оппозиционно-девиантного расстройства.

мозг

Оппозиционно-девиантное расстройство: причины

Причины оппозиционно-девиантного расстройства многочисленны, и считается, что его развитие связано с сочетанием биологических, психологических, генетических, социальных и экологических факторов. Ниже перечислены некоторые факторы, которые могут повысить риск развития этой дисфункциональной модели поведения:

  • Генетические факторы: те дети, у которых в семейной истории есть психиатрические расстройства, более предрасположены к развитию поведенческих проблем.
  • Биологические факторы: при значительных повреждениях или изменениях в таких областях мозга, как лобная доля, могут возникать поведенческие расстройства. Люди с проблемами лобной доли могут испытывать серьезные трудности с контролем своего поведения, могут быть агрессивными и импульсивными. Кроме того, было установлено, что наличие изменений в нейротрансмиттерах или химических веществах в мозге, а также одновременное наличие других расстройств, таких как СДВГ, расстройства настроения, аффективные расстройства и т.д., также оказывают определенное влияние на развитие ТНД.
  • Психологические факторы: это расстройство обычно возникает у детей со сложным темпераментом, у которых наблюдаются сложности в правильном развитии личных и социальных навыков.
  • Факторы среды: неадекватное воспитание в детстве, очень авторитарные или дисциплинированные родители, отсутствие родительского контроля или надзора, использование родителями или другими авторитетными лицами методов негативного подкрепления, жестокое обращение и т.д.
  • Социальные факторы: существуют определенные социальные обстоятельства, которые могут способствовать развитию этого расстройства, например, проживание в очень маргинальной среде или бедность.

Симптомы оппозиционно-девиантного расстройства в соответствии с DSM IV

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, оппозиционно-девиантное расстройство может быть диагностировано при наличии следующих критериев:

A) Паттерн оппозиционного, вызывающего и враждебного поведения в течение как минимум 6 месяцев, в котором должны проявляться 4 или более из следующих форм поведения:

  • Частые приступы гнева и истерики.
  • Много спорит с окружающими его взрослыми.
  • Ведет себя вызывающе со взрослыми и не подчиняется их приказам или требованиям.
  • Часто раздражает окружающих.
  • Очень чувствительны и легко обижаются или раздражаются.
  • Злится и обижается.
  • Он/она испытывает обиду и желание отомстить.

B) Значительные изменения и ухудшения в социальной, академической и профессиональной сферах пострадавшего человека.

C) Эти негативные или вызывающие формы поведения не возникают исключительно при расстройстве настроения или психотическом расстройстве.

D) Критерии диагноза диссоциального расстройства не соблюдены, а если пострадавшему 18 лет или больше, то критерии антисоциального расстройства личности не соблюдены.

Симптомы оппозиционно-девиантного расстройства у детей и подростков

Для детей и подростков с оппозиционно-девиантным расстройством характерны следующие симптомы и особенности:

  • Очень легко злится.
  • Их легко обидеть словами или поступками других людей.
  • Даже если они совершают ошибки, они склонны обвинять других людей.
  • У него довольно грубый лексикон, с оскорблениями и неуважением, когда ему говорят что-то, что кажется ему неправильным, или когда ему противоречат.
  • Проявляет сильный гнев, когда ему приказывают или просят что-то сделать.
  • Он мстителен и очень злопамятен.
  • Категорически отказывается подчиняться приказам или требованиям окружающих его взрослых и ведет себя вызывающе.
  • Склонен раздражать других без причины или мотива.
  • Постоянно вступает в споры, будь то с родителями, учителями, одноклассниками, братьями и сестрами и т.д.
  • Часто оправдывает свое поведение.
  • Не страдает от наложенных на него/нее наказаний.

Симптомы оппозиционно-девиантного расстройства у взрослых

Как мы уже упоминали, хотя это и не очень распространено, оппозиционно-девиантное расстройство может встречаться и у взрослых. У взрослых ниже перечислены общие признаки и особенности их личности и поведения:

  • Агрессивное и/или насильственное поведение.
  • Всегда хочет быть правым и «побеждать» в спорах.
  • Вступает в споры с авторитетными лицами.
  • Предпринимает действия только потому, что уверен, что они расстроят или разозлят окружающих.
  • Очень обидчив и легко расстраивается.
  • Часто спорит с членами семьи, друзьями, коллегами, начальником и т.д.
  • Чувствует себя угнетенным социальными правилами или нормами.
  • Не воспринимает конструктивную критику.
  • Это неуважительно.

В случае взрослых также очень важно лечить оппозиционно-девиантное расстройство, поскольку в противном случае оно может перерасти в антисоциальное расстройство личности.

Психологическое лечение оппозиционно-девиантного расстройства

Лечение оппозиционно-девиантного расстройства должно проводиться с учетом особенностей каждого случая, поскольку оно может варьироваться в зависимости от возраста больного и тяжести симптомов.

Необходимо начать психологическое лечение, чтобы помочь пациенту развить все навыки, которые позволят ему/ей решать свои проблемы и управлять своими эмоциями и неадекватным поведением. В частности, необходимо взять под контроль агрессивное поведение, научиться соответствующим социальным нормам и поведению, а также правильно использовать язык. Психотерапия может включать следующее:

  • Индивидуальная терапия: Когнитивно-поведенческая терапия обычно используется для того, чтобы пациент мог решать свои проблемы, развивать навыки общения и контролировать свою импульсивность и гнев.
  • Семейная терапия: используется для внесения определенных изменений в семейное окружение и отношения в семье, поскольку необходимо поощрять желательные модели поведения и, с другой стороны, устранять те, которые могут поддерживать негативное и вызывающее поведение пациента. Важно улучшить общение между разными членами семьи, а также взаимодействие между ними.
  • Групповая терапия: групповая терапия с другими детьми с оппозиционно-девиантным расстройством может быть очень полезна для развития соответствующих личных и социальных навыков.

Фармакологическое лечение оппозиционно-девиантного расстройства

В некоторых случаях психотерапия может сочетаться с применением некоторых лекарственных препаратов. В целом, фармакологическое лечение обычно не применяется при оппозиционно-девиантном расстройстве, а рекомендуется только при наличии других симптомов или расстройств, например, депрессии, тревоги, СДВГ и т.д.

Однако следует всегда следовать рекомендациям врача относительно использования лекарств и всегда избегать самолечения.

Оппозиционно-девиантное расстройство: рекомендации для родителей
Некоторые советы, которые родители могут принять во внимание при обучении и жизни с ребенком с оппозиционно-девиантным расстройством, следующие:

  • Старайтесь развивать хорошую эмоциональную связь с детьми.
  • Воспитывать детей с помощью положительного подкрепления, т.е. признания и поощрения хорошего поведения, будь то простой комплимент или улыбка.
  • Избегайте расстраиваться или проявлять агрессию по отношению к детям, чтобы не усугубить их негативное или вызывающее поведение. Важно успокоиться и подождать некоторое время, чтобы избежать чрезмерной реакции или чрезмерного реагирования. Старайтесь быть хорошим примером для подражания для своих детей.
  • Улучшите общение с детьми, стараясь сделать его как можно более позитивным, потому что если это будут одни споры и упреки, их дисфункциональная модель поведения станет еще хуже.
  • Установите гибкую дисциплину с разумными пределами. Избегайте чрезмерной авторитарности или очень строгой дисциплины, так как детям с этим расстройством очень трудно подчиняться приказам, и это может иметь обратный эффект.
  • Важно научиться наказывать за плохое поведение конструктивным способом.
  • Старайтесь проводить больше времени со своими детьми, делать что-то вместе и прилагать усилия для улучшения обстановки в семье.
  • Оппозиционно-девиантное расстройство: причины, симптомы и лечение — Оппозиционно-девиантное расстройство: рекомендации для родителей