Психоанализ широко изучается с момента его появления. Изначально она была создана Фрейдом и на протяжении всей истории была одной из самых влиятельных моделей, объясняющих поведение человека через бессознательные процессы. У Фрейда было несколько учеников, некоторые из них (Адлер, Юнг) имели разногласия с ним и решили создать свою собственную модель психоанализа. Вклад этих и других последователей Фрейда, таких как Хорни, Салливан и Эриксон, лег в основу того, что сегодня известно как неопсихоанализ. Основатели неопсихоанализа в целом отказываются от сексуальной теории невроза, предложенной Фрейдом, и концентрируются на других аспектах личности. В в данной работе мы рассматриваем неопсихоанализ и его основателей, а также представляем вклад неопсихоаналитиков в область клинической психологии. Читайте дальше и познакомьтесь с обширным обзором неопсихоанализа и его вклада в клиническую психологию.

психология

Введение во вклад неопсихоанализа в клиническую психологию

Цель данной работы — раскрыть научному сообществу основные особенности неопсихоаналитических перспектив, поскольку информация о неопсихоанализе скудна и порой исключена из литературы и научного поля, несмотря на то, что структура современной психологии имеет психоаналитические основания и аспекты личности, которые изначально были разработаны неопсихоаналитиками. Каков вклад неопсихоанализа в клиническую психологию? В данной работе отмечается, что в работе неопсихоаналитиков есть несколько аспектов, которые можно рассматривать как значимый вклад в клиническую психологию, поэтому в данной работе подчеркиваются такие аспекты, и мы намерены сделать их видимыми для анализа.

Противоречия Фрейда с некоторыми из его учеников стали первым историческим шагом для возникновения неопсихоанализа. Среди первых аналитиков, порвавших с Фрейдом и разработавших собственные школы мысли, были Альфред Адлер и Карл Г. Юнг. Оба они были первыми важными последователями Фрейда, Адлер был президентом Венского психоаналитического общества, а Юнг — президентом Международного психоаналитического общества. Оба разошлись с Фрейдом, потому что считали, что он слишком много внимания уделяет сексуальным влечениям. В течение 10 лет Адлер был активным членом Венского психоаналитического общества. Однако в 1911 году, когда он представил свои идеи другим членам этой группы, реакция была настолько враждебной, что ему пришлось уйти, чтобы сформировать свою собственную школу индивидуальной психологии. Адлер придавал большее значение социальным импульсам и сознательным мыслям, чем инстинктивным сексуальным импульсам и бессознательным процессам. Позже он заинтересовался психологическим чувством неполноценности и компенсаторными усилиями, направленными на маскировку или уменьшение этих болезненных ощущений. Адлер рассматривал защиты как проявления компенсаторных усилий против чувства неполноценности, связанного с детской слабостью, способ, которым человек пытается справиться с этими чувствами, становится частью его образа жизни. Адлер говорил о воле к власти как о выражении усилий человека справиться с чувством детской слабости. Теория Адлера подчеркивает, как люди реагируют на чувства по отношению к себе, как они реагируют на цели, которые ориентируют их поведение на будущее, и как порядок рождения среди братьев и сестер может влиять на психологическое развитие.

Юнг отделился от Фрейда в 1914 году, через несколько лет после Адлера, и разработал свою собственную школу мысли под названием «Аналитическая психология». Как и Адлер, Юнг не соглашался с тем, что, по его мнению, чрезмерно акцентирует внимание на сексуальности. На самом деле Юнг рассматривал либидо как обобщенную жизненную энергию. Хотя сексуальность является частью этой базовой энергии, либидо также включает в себя другие импульсы удовольствия и творчества. Юнг принял акцент Фрейда на бессознательном, но добавил к нему концепцию коллективного бессознательного. Согласно Юнгу, люди хранят в своем коллективном бессознательном совокупный опыт предыдущих поколений. Коллективное бессознательное, в отличие от личного бессознательного, является общим для всех людей в результате общей расовой принадлежности. Юнг указывает, что важной частью коллективного бессознательного являются универсальные образы или символы, известные как архетипы. Юнг подчеркивал то, как люди борются с противоположными силами внутри себя. Он также утверждал, что существует борьба между мужской частью (анимус) и женской частью (анима) человеческих существ.

Карен Хорни получила образование традиционного аналитика в Германии и приехала в США в 1932 году. Вскоре после этого она отошла от традиционного психоаналитического мышления и разработала собственную теоретическую ориентацию и программу психоаналитического обучения. Высказывания Фрейда о женщинах заставили Хорни задуматься о важности влияния культуры на неврозы. В невротическом функционировании Хорни делает акцент на том, как люди пытаются справиться с базовой тревогой, детским чувством изолированности и слабости в потенциально враждебном мире. Согласно ее теории невроза, в невротической личности существует конфликт между тремя способами реагирования на эту базовую тревогу. Эти три типа, или невротические тенденции, известны как приближение, противостояние, отступление. При приближении человек пытается справиться с тревогой, проявляя чрезмерный интерес к тому, чтобы быть принятым, нужным и одобренным. В противостоянии человек предполагает, что все люди враждебны и что жизнь — это борьба со всеми. При абстиненции, третьем компоненте конфликта, человек отстраняется от других людей в невротическом акте сепарации. Хотя каждый невротик проявляет ту или иную тенденцию как особый аспект своей личности, на самом деле проблема заключается в конфликте между тремя тенденциями в их стремлении справиться с базовой тревогой.

Гарри Салливан никогда не имел прямого контакта с Фрейдом, а ведь именно он больше всего подчеркивал роль социальных и межличностных сил в развитии человека. Фактически, его теория известна как теория межличностной психиатрии. Салливан придавала большое значение ранним отношениям между ребенком и матерью, а также развитию тревожности и чувства собственного достоинства. Мать может проявлять беспокойство в раннем общении с ребенком. Для Салливана «Я» имеет социальное происхождение и развивается из чувств, испытываемых в контакте с другими людьми, и из отраженных оценок или восприятия ребенком того, как его ценят или оценивают другие. Самость связана с переживанием тревоги в противоположность безопасности, поэтому существует хорошая самость, которая связана с приятным опытом, плохая самость, которая связана с болью и угрозой безопасности, и не-самость, или часть самости, которая отвергается, потому что она связана с невыносимой тревогой.

Эрик Эриксон, один из ведущих психоаналитиков самости, описывал развитие в психосоциальных, а не просто сексуальных терминах. Эриксон подчеркивал психосоциальные, а также инстинктивные основы развития личности; Он расширил стадии развития, включив в них весь жизненный цикл, и сформулировал основные психологические проблемы, возникающие на этих поздних стадиях; он признал, что люди смотрят как в будущее, так и в прошлое, и то, как они строят свое будущее, может быть такой же важной частью личности, как и то, как они интерпретируют свое прошлое. Эриксон разработал психосоциальную теорию, которая подчеркивает взаимную адаптацию между индивидом и окружающей средой, подчеркивая роль, которую Фрейд отводил самости, но наделяя ее другими качествами, такими как потребность в доверии, надежде, умении, близости, любви и целостности. Он рассматривал «я» как творческую силу, которая позволяет эффективно решать проблемы. Эриксон рассматривает развитие как процесс, длящийся всю жизнь, его взгляд отражает его интерес к межличностным и культурным потребностям развивающейся личности. Он описывает жизненный цикл, состоящий из этапов, на каждом из которых перед человеком ставятся задачи, которые он должен выполнить. Неспособность разрешить конфликты конкретного этапа делает преодоление трудностей на более поздних этапах. Стадии Эриксона варьируются от приобретения чувства доверия к другим людям до удовлетворения собой и своими достижениями, а также чувства порядка и смысла жизни, которое развивается в более поздние годы. Он был более оптимистичен, чем Фрейд, в своей вере в то, что эго может овладеть как инстинктивными влечениями, так и вызовами окружающей среды, что приведет к жизни в относительном довольстве. Эриксона особенно интересовала способность человека достигать как мастерства, так и творчества.

Среди наиболее широко распространенных сегодня переработок психоанализа — теория Жака Лакана, который основывает свою теорию на структуралистской лингвистике, утверждая, что бессознательное конструируется как язык. Благодаря Лакану был построен новый мост между психоанализом и лингвистикой, который произвел революцию в психологической теории и практике, особенно в психотерапии, поэтому некоторые теоретики считают его самым важным психоаналитиком после Фрейда. Среди его вклада в новое психоаналитическое видение психики: его интерпретация невроза как происходящего от реактивации либидо в его теории жизненной энергии оргона или бионов и использование психофизических экспериментов и создание оборудования для демонстрации своих теорий и трансформации психических состояний испытуемых взамен традиционной психоаналитической вербальной терапии, а также, например, его так называемая «вегетотерапия». Необходимо также упомянуть работы Анны Фрейд, которую можно считать основательницей детского психоанализа, и Мелани Кляйн, которая подчеркивала важность игры для познания бессознательного у детей и определяющую роль матери в психике детей, в силу их важности для психоаналитической интерпретации детского психического развития. Впоследствии развилось сильное неопсихоаналитическое движение, которое продолжается и по сей день в многочисленных школах и теориях, разрабатывающих свои собственные разработки на основе фрейдовских представлений о психике, таких как бессознательное, инстинкты, сексуальность, индивидуальный опыт и травматический опыт (особенно в раннем детстве), динамика личности, нормальное и патологическое, психоаналитический метод и т.д.
Относительно вклада Фрейда в психологию Антонио Дамасио утверждает: «По мере того как идут годы и мы накапливаем все больше данных о том, как работает мозг, люди все больше понимают, что неврология подтверждает многие идеи Фрейда» (цит. по Paniagua, 2004). (цитируется по Paniagua, 2004). В 1958 году Джеффри Горер писал о «разбавленном влиянии» психоанализа на нашу культуру: «Благодаря работе Фрейда к слабым и обездоленным принято относиться с заботой и состраданием, а также с попыткой понимания, что является одним из немногих изменений, которых нам не нужно стыдиться в климате мнений нынешнего века» (цитируется по Waelder, 1960). Говоря «разбавленное влияние», этот британский антрополог имел в виду именно последствия идей Фрейда в других областях, помимо клинического применения психоанализа. На протяжении многих лет велись дебаты о неопсихоаналитических теориях, и, согласно Рамиресу, Дж. (2006), большинство текстов, созданных некоторыми аналитиками, отражают отношение, очень близкое к принижению, которое многие теоретики когнитивно-поведенческой терапии приписывают психоаналитической клинике за то, что она не дает эмпирически доказуемых данных.

Психоанализ и неопсихоанализ и их авторы

Рамирес Дж. (2006) также отмечает, что со временем психоанализ стал восприниматься как антагонист научной процедуры, поскольку его основной субстрат находится на стороне нематериального и далек от сознания, связанного с разумом.

Трудно обобщить достижения, которые были сделаны в психоаналитической терапии в последние годы, потому что их так много и они настолько разнообразны, что часто представляют собой самостоятельные теоретические и терапевтические системы. Оно не относится к тем, кто с самого начала не соглашался с основными постулатами фрейдистского психоанализа (Юнг, Адлер, Ранк). В настоящее время принято считать, что термин «психоанализ» относится только к тем моделям, которые основаны на выводах Зигмунда Фрейда. Исходя из этого, можно попытаться провести определенную (весьма произвольную) классификацию развития и расширения психоанализа в зависимости от:

  • Возраст пациента и тип патологии: что касается первого, то психоанализ сегодня применяется практически ко всему возрастному диапазону: дети (А. Фрейд, Джелин), подростки (Бос), взрослые и молодые люди (что всегда было основной группой) и даже пожилые. Что касается типа патологии, то уже было указано, что в настоящее время психоанализ проводится при большинстве психопатологий, помимо неврозов: психотические расстройства (Rosenfeld, Searles), пограничные расстройства личности (Kernberg), нарциссические расстройства (Kohut, Kernberg), психопатические личности, сексуальные дисфункции, психосоматические расстройства и даже некоторые зависимости (как дополнение к другим методам лечения) и др.
  • Модальность лечения: помимо индивидуальной терапии, психоанализ применяется к парам (Дикс, Вилли, Лемэр), группам (Бион, Фоулкс, Анзье, Каэс, Ялом), семьям, образовательным системам (Пишон Ревьер, Блегер), учреждениям (Шавартейн) и т.д.
  • Выделяется элемент теории: психология эго (Хартманн, Лоуэнштейн, Крис), теория объектных отношений (Клей, Фэрбасир, Балинт, Кернберг), нарциссизм (Кохут, процесс сепарации-индивидуации (Малер), язык и сигнификатор (Лакан) и др.

Обзор вклада неопсихоанализа в область клинической психологии начинается с исследований Альфреда Адлера и Уильяма Глассера, Адлера (1870-1937), австрийского неофрейдистского психоаналитика, известного своим подходом «Индивидуальная психология», и Уильяма Глассера (1925-), американского психиатра, гуманиста и создателя «Терапии реальности» и «Терапии выбора». Эти два теоретика внесли предложения по объяснению преступного поведения и аспектов, которые должны быть приняты во внимание психологами и другими исследователями для понимания этой глобальной угрозы. И Адлер, и Глассер проводили наблюдения в тюрьмах и психиатрических больницах. Адлер считается провозвестником гуманизма в европейской психологии, а Глассер прославился своими противоречивыми подходами к личности преступника. Адлер — один из первых теоретиков, утверждающих особенность сознательного решения «я» и постулирующих сознательную ответственность за решения. Адлер считал, что личность является составной, но функционально единой. Он придавал большое значение социальным процессам личности и тому, что человек рождается с сильным чувством неполноценности, которое побуждает его сознательно или бессознательно стремиться к самосовершенствованию.

Файст и Файст ( (цит. по Vásquez, 2008) приводят лонгитюдное исследование Дугласа Догерти, Майкла Мерфи и Джастина По (2001), которое доказывает связь между низким уровнем социального интереса и преступным поведением. Хотя исследователи различают два типа правонарушителей, находящихся в тюрьмах, которые они изучали: с низким социальным интересом и с нормальным социальным интересом, они обнаружили, что те, у кого низкий социальный интерес, после освобождения склонны к более частым рецидивам, в то время как те, у кого хороший социальный интерес, демонстрируют лучшие адаптационные тенденции, реинтегрируясь в общество (работа, семья, община) и избегая попадания обратно в тюрьмы. Интересное и тщательное исследование преступности в 1970-х годах в Гвадалахаре, Мексика (Jiménez, 2006), совпадает с демографическими характеристиками, указанными Адлером, связанными с эффектом разрушенного чувства общности. Было установлено, что большинство заключенных проживают в районах с ограниченными ресурсами и услугами, многие из них приехали из других штатов и временно проживают (avecinados, мигранты) в Гвадалахаре с трудностями интеграции в общество, и большинство из них имеют очень низкий уровень образования (48% имеют не более начального образования, только 16% начали, но не закончили базовое среднее образование, 20% вообще не имеют никакого образования, и только 8% имеют степень бакалавра).

С другой стороны, доктор Бернардо Кликсберг (2001) в своей статье «El crecimiento de la criminalidad en América Latina: Un tema urgente» указывает на другое социальное условие, также отмеченное Адлером как фактор, предрасполагающий к преступности и невротизму, — условия труда. В своей книге «Смысл жизни» (1935) Адлер определил некоторые специфические характеристики личности преступника, предложив типологию девиантного поведения. Короче говоря, причина преступности, по мнению Адлера, соответствует трем центральным постулатам его теории индивидуальной психологии: неуправляемое чувство неполноценности, неправильно направленная потребность во власти и неудачное или слабое чувство общности. Неудача — это нездоровый психологический и социальный опыт, который порождает нездоровый образ жизни. Бесполезно продолжать работу с человеком в отрыве от его контекста без внедрения моделей социальной трансформации.

Глассер, со своей стороны, считает, что человек несет ответственность за поиск соответствующего удовлетворения обеих потребностей и не может считать себя жертвой чего-либо или кого-либо, если он не берет на себя эту ответственность, он несет ответственность даже за свой собственный недостаток, вопрос, который вызвал много споров, поскольку он противоречит общественной, судебной и криминалистической политике безответственности психически больных путем виктимизации психически больных. Человек учится быть свободным в той мере, в какой он учится осуществлять свой выбор и брать на себя ответственность за поиск ключевого человека в своей жизни, с которым он может направлять и удовлетворять свои эмоциональные потребности. В целом Адлер и Глассер предлагают следующие перспективы: важность процессов сознания, подход ответственности, важность процесса принятия решений, подход гуманизма.

Мендес, Ибаньес и Рамос (1999) в исследовании с двумя пациентами с депрессией показали два пути, по которым может пойти психоаналитическая модель. Оба лечения проводились в рамках службы психического здоровья сообщества Мадрида с рамками одной еженедельной сессии и ограниченной продолжительностью в один год. У одного из пациентов терапевтическая цель заключалась в том, чтобы попытаться понять пациента, работая над конкретной темой, которая появляется в его дискурсе, то есть, пытаясь уменьшить его преследующее чувство вины, предлагая модель менее требовательного мандата суперэгоики или модель, более соответствующую чувству реальности. У другого пациента целью было открыть рамки, в которых симптоматическая жалоба может быть выставлена без вопросов, пытаясь артикулировать ее с остальными компонентами личности в двойной сфере: артикуляция с самим собой. Это исследование показывает, что многие пациенты не обладают способностью представлять причины и следствия, приписывать своему поведению или чувствам намеренность и переживать их, поэтому психоаналитическая терапевтическая работа сосредоточена не на выявлении смыслов у этих пациентов, а на их создании в рамках терапевтических отношений, причем вмешательства терапевта направлены на то, чтобы помочь пациенту пережить сам смысл, развеяв сомнения в достоверности его опыта. Современная психотерапевтическая работа имеет различные терапевтические подходы, но также выступает за применение комбинированных или многомерных методов лечения, которые необходимы тем больше, чем тяжелее психопатологические расстройства, подлежащие лечению.

Исследования Маргарет Малер, посвященные ранним фазам детства, позволили детально понять процессы индивидуации и раннего формирования идентичности. Ее вклад в клиническую область позволил получить более точную информацию о развитии объектных отношений. Актуальность исследований Малера (1975) во многом обусловлена его методологической стратегией, в которой прямое наблюдение за детьми всегда было связано с казуистическим опросом и теоретической интерпретацией. Это позволило ему избежать ограниченной эмпирической модели.

Исследование Валадеза (2006) о взаимосвязи эмоций и познания в творчестве: на примере Карла Густава Юнга раскрывает некоторый вклад Юнга в современную психологию. Юнг погрузился в свой собственный мир бессознательного и таким образом сконструировал свою теорию коллективного бессознательного, Юнг структурировал свой собственный опыт как научный проект. Из этого следует, что существует неразрывный процесс между теорией, опытом и методом — отличительная черта, характерная для неопсихоаналитиков. Это простирается даже дальше, чем познание, и этим подтверждается, что эмоции не менее важны, поскольку они становятся способом познания; и могут показать процесс конфигурации нового символического поля.

Для Лакана (1966) в работе «Наука и истина» субъект cogito открыл путь современной науки, поэтому этот шаг был необходим для возникновения самого психоанализа; а субъект, над которым он оперирует, является субъектом науки. Лакан предлагает, чтобы наука сама дала дорогу созданию идеи бессознательного, поскольку именно из пустоты, которую она порождает посредством языка, бессознательное будет говорить, понимая, что наука, изгоняя субъекта, низводит его до такой функции, что только благодаря воздействию языка она сможет объяснить свое существование как эффект этой пустоты. Лакан (1964) утверждает, что психоаналитическая терапия будет пониматься как согласованное действие человека, которое дает ему возможность иметь дело с реальным посредством символического, состоящее именно в том, чтобы заставить его говорить. В самом акте говорения есть момент, который может затронуть самую глубокую часть каждого субъекта, проясняя отношения между словом и желанием, через аффект. Напротив, есть действия некоторых специалистов, которые уделяют мало внимания речи каждого «пациента».

В более позднем исследовании Рамирес (2007) предлагает подход к психоанализу и специальному образованию детей; в своем материале он упоминает, что для Pernicone (2001) очень важно знать, как слушать ребенка с особыми образовательными потребностями, поскольку он/она имеет потребность и право выражать, как субъект, свои страдания и получать внимание как нечто большее, чем просто объект-тело. Вот почему для таких диагностированных особых потребностей должен существовать специальный психоанализ, который адаптирует свою клинику и подходы к требованиям конкретного языка, издаваемого субъектом, который взывает о заботе. Раньери (2000) отмечает, что для того, чтобы говорить о вмешательстве психоаналитика в конституирование субъекта, достаточно примера аналитической клиники с детьми, которая действует, исходя из построения сцены игры. Этот акт, который не только сопровождает и развлекает, представляет собой модель выражения (в некоторых случаях единственную), так как включает в себя подход его тесной связи с фантазией. Таким образом, можно говорить о языке, который выражается настолько обыденно, что им часто пренебрегают.

Другие авторы неопсихоанализа и терапевтические стратегии

Мелани Кляйн работает над концепцией игры в своей статье «Воплощение игры в детях» (1929), где она ясно показывает, как игра служит репрезентацией бессознательных фантазий, желаний и переживаний ребенка, которые невозможно передать словами. Это означает, что страдания, возникающие в процессе развития, становятся впоследствии симптомами, которые вызывают нарушения в жизни ребенка, поэтому анализ с помощью прислушивания к языку игры позволяет снять эти страдания, даже если есть проблемы с символизмом. Для Кляйн игра — это новое выражение архаического символизма, факт, который может даже объяснить проблемы выражения, языка и социализации. Это привело к идее, вместе с Aberasturi (2004), разработать технику в клинике, в которой ребенок может свободно внести часть своего выражения в игру, а терапевт наблюдает за типом игры и ролями, в которых находится субъект, чтобы затем провести устную интерпретацию или в рамках той же игры. Это при условии, что существуют повторяющиеся игры и учитывается собственный язык субъекта, чтобы он мог свободно проявиться как автономная личность. Все эти техники в настоящее время применяются в терапии с детьми и подростками в области клинической психологии.

Еще одним из самых выдающихся авторов неопсихоанализа является Хайнц Кохут. Вклад Кохута сформировал так называемую школу психологии самости, которая сегодня объединяет множество последователей из различных дисциплин, включая психоаналитиков, психологов, психиатров, врачей и педагогов со всего мира. В 1977 году он опубликовал свою книгу «Анализ Я», Кохут определяет это понятие как «психоаналитическую абстракцию низшего уровня (близкого к опыту), то есть как содержание психического аппарата». То есть, это то, что субъекты могут описать о себе как переживание чувств и когнитивное представление, которое охватывает ощущение себя человеком во времени.

Фундаментальная патология нарциссической личности, говорит нам Кохут, заключается в том, что ни самость, ни архаичные нарциссические объекты не прошли достаточной катехизации, поэтому они подвержены временной фрагментации. Или же они могут быть достаточно хорошо катектированы, но не интегрированы с остальной частью личности, что лишает зрелое «Я» нарциссического катексиса. Таким образом, именно осознание собственной уязвимости порождает дистресс нарциссов. Основным источником их дистресса является психологическая неспособность регулировать самооценку и поддерживать ее на нормальном уровне. Этот дистресс проявляется в терапевтической клинике следующей преходящей симптоматикой: едва уловимыми, но пронизывающими чувствами пустоты и депрессии, которые ослабевают, как только устанавливается нарциссический перенос, или усиливаются, если нарушаются отношения с аналитиком.

Иногда у пациента создается впечатление, что он не совсем реален или у него притуплены эмоции. Он выполняет свою работу без энтузиазма, увлекаясь рутиной и не проявляя инициативы. Эти проблемы возникают, когда нарциссический перенос разрушен. Внешний Я-объект, внешний поставщик самооценки, был утрачен. В таких случаях это называется нарциссическим переносом, поскольку чувство собственного достоинства устанавливается и поддерживается связью с терапевтом. Кохут считал, что психологические расстройства возникают при наличии серьезных недостатков в структуре самости. Нежелательный ранний опыт может помешать развитию «я».

Аксенчук (2006) отмечает, что в такой стране, как Франция, где в настоящее время проводятся кампании против депрессии, правительство считает, что лучшим методом противодействия этому заболеванию является фармакологический, а психоанализ — наименее жизнеспособным вариантом, поскольку в мире головокружения и чрезвычайной конкурентоспособности необходимо найти гипербыстрые рецепты для всего, что дисфункционально. Аксенчук (2006), в отличие от поведенческих терапий, для которых уникальность страданий субъекта не имеет практически никакого значения, поскольку рецепт, который необходимо применить, всегда один и тот же: внушение; предлагает психоанализ как терапию, которая: Не довольствуется недолговечными симптоматическими улучшениями, не подразумевает возврата к прежнему состоянию, не заключается в принуждении субъекта к соответствию универсальным идеалам здоровья, взросления или адаптации к «той» реальности.

Блатт (2009) указывает, что существуют различные типы пациентов, и что высоко самокритичные, перфекционистские и интроективные пациенты демонстрируют значительно большие успехи в интенсивной длительной психотерапии и психоанализе. Люди, чрезмерно озабоченные вопросами самоопределения и самооценки, обычно обладают интеллектуальными ресурсами и способностями к саморефлексии, необходимыми для конструктивного участия в длительном интенсивном психоаналитическом лечении.

Блатт (1992) предполагает, что для интроективных, высоко самокритичных пациентов может потребоваться значительно более длительное и интенсивное лечение, чтобы они смогли установить терапевтические отношения и начать изменять укоренившиеся негативные ментальные репрезентации себя и других. Интроективные пациенты, озабоченные вопросами автономии и контроля, также, вероятно, будут негативно реагировать на произвольные ограничения в терапевтическом процессе и более конструктивно реагировать на процесс лечения, в котором они участвуют в принятии решения о том, когда закончить лечение. Эти выводы согласуются с результатами недавнего исследования Consumer Reports (Seligman 1995), которое показало, что пациенты сообщили о большем терапевтическом выигрыше в процессе открытого лечения.

Исследование, проведенное в 2004 году Алонсо, упоминает, что психотерапия — это взаимодействие между теорией, техникой и практикой, однако это взаимодействие должно быть гибким и не стандартизированным для всех людей, по этой причине считается, что не существует идентичного терапевтического подхода для каждого человека, а скорее Юнг предлагает подход, в котором через опыт, чтобы установить контакт, в котором человек пытается узнать в каждом отдельном случае мечты, целительные тенденции, чтобы активировать их, чтобы они могли быть использованы сознательно и привести субъекта к самоисцелению.

В книге «Юнгианская терапия. Неврозы не имеют негативного оттенка, поскольку воспринимаются как возможность достичь творческой трансформации. Он предусмотрел следующие терапевтические стратегии (Alonso 2004):

  • Процесс достижения индивидуации — это достигается путем дифференциации Я от тени, анимы, анимуса и самости, избегая отождествления с ними и тем самым достигая «Полноты» и цельности.
  • Работа с персоной и тенью, анимой и анимусом — из которых субъекту удается проявить как свои принятые, так и непринятые части. Эта фаза состоит из момента болезненного признания, перед лицом которого пациенту необходимо помочь научиться использовать его для самопреобразования.
  • Растворение комплексов — эта стратегия направлена на то, чтобы человек избегал идентификации или проекции и сумел идентифицировать и озвучить подавленные аспекты, чтобы интегрировать противоположности из аффективной активности, которая достигается при переживании события, породившего комплекс.
  • Толкование символов через сны — это толкование позволит узнать причину и цель сновидения, а также облегчит познание аспектов реальности субъекта, которые компенсируются во время сновидения. Это достигается путем свободного ассоциирования сновидения, при этом необходимо следить за тем, чтобы не отклоняться от символов, содержащихся в его содержании.
  • Использование вспомогательных методов, таких как активное воображение, которое заключается в проведении диалога, в котором сочетаются рациональное и иррациональное.
  • Дидактический анализ — имеет трансцендентальное значение с точки зрения Юнга, поскольку подразумевает необходимость для каждого аналитика быть проанализированным, прежде чем анализировать других людей.

Основополагающие принципы психоанализа

Юнгианский анализ, хотя он и не предлагает стереотипных техник, рассматривается как процесс, который необходимо изучить и научить пациентов, чтобы они могли применять его самостоятельно и избежать зависимости от терапевта.

Лама (2001) указывает, что в психоанализе объектом изучения является «вербальный материал пациента, выражающий его субъективную версию мира», поскольку «анализируется не жизнь пациента, а его психика». И изучение психики, сознательного и бессознательного, является задачей, которая лучше всего отличает психоанализ от других методов лечения. Лама (2001) утверждает, что исследования с использованием методов визуализации мозга показали, что мозжечок играет важную роль с момента рождения и на протяжении первого года жизни. Мозжечок представляет собой субстрат самой примитивной мнемонической системы, которая сохраняет и организует самые архаичные воспоминания, особенно те, которые связаны с двигательным опытом, но также и те, которые происходят из других сенсорных модальностей. Благодаря раннему опыту мозжечок создает карты или чертежи себя и окружающего мира, которые позволяют создать модель себя в мире. То, что происходит в течение первого года жизни, когда мозжечок соединяется с таламусом и теменной корой, является трансцендентным.

По мере того как эти структуры созревают, активируют свои собственные мнемонические системы и способны создавать собственные карты опыта, предыдущие мозжечковые карты не разрушаются. Они не только не разрушаются, но информация из карт, составленных мозжечком, сохраняется, используется совместно и влияет на разработку новых таламокортикальных карт/представлений. Другими словами, самые архаичные воспоминания будут перенесены в высшие центры, и почти ничего из нашей биографии не будет потеряно. Поэтому новая модель «я-в-мире», назовем ее «кортико-лимбической», в которой будут находиться сложные представления о себе, мире и отношениях между ними, будет создаваться не с нуля, а под влиянием предыдущего мозжечкового опыта. На самом деле, мозжечок продолжает оказывать определенный контроль над когнитивными функциями взрослого человека и поэтому уже не считается просто органом управления движениями. В этом смысле мнемонические системы мозжечка — это карты ЦНС, необходимые для того, чтобы иметь возможность «составлять карты».

С точки зрения функционирования мозга, во время эдиповой стадии происходит важное событие: межполушарная миелинизация становится достаточной для того, чтобы происходил замечательный обмен информацией. Хотя в возрасте 9 или 10 лет межполушарная миелинизация еще не завершена, в течение третьего года межполушарные отношения резко меняются, и левое полушарие — языковое полушарие — становится доминирующим над правым. Поэтому начало эдиповой стадии, психологически и нейроанатомически критического эволюционного периода, должно совпасть с радикальным изменением в обработке информации. Созревание ЦНС позволит полушариям головного мозга функционировать более согласованно и укрепит работу мнемонических систем, связанных с достижением целостного «я». Успешный переход от доэдиповой к эдиповой стадии зависит от способности мозга координировать различные межполушарные функции, включая интеграцию функционирования в соответствии с первичным процессом — правое полушарие — с функционированием в соответствии с вторичным процессом — левое полушарие.

Другим следствием межполушарного взаимодействия может быть приведение в движение новых и более зрелых — невротических — защитных механизмов. На самом деле, репрессия может быть только результатом определенной блокировки межполушарного обмена, что может быть проверено с помощью методов нейровизуализации. Психический конфликт возможен только при соединении различных функциональных отделов мозга, в противном случае архаичные схемы или паттерны могут сосуществовать, даже если они взаимно несовместимы.

Физиологическое и психологическое созревание у конкретного ребенка может происходить не так быстро, как у среднестатистического, например, по росту, и это не означает патологии. Не похоже, что динамика эдипова драйва может быть пережита и проработана идентичным образом. Бигемисферный» мозг сделал бы доступным для психического аппарата ряд сублимационных механизмов, которые очень необходимы в эдиповом сценарии. В случае задержки миелинизации, межполушарное взаимодействие потребует, чтобы общая информация продолжала проходить через архаичные структуры ЦНС. Таким образом, риск примитивных когниций, аффектов или поведения, пронизывающих эдиповы конфликты и объектные отношения, представляется очевидным.

Эти гипотезы, хотя и основаны на эмпирических данных, все еще спекулятивны, но они являются показателем того, какие отношения могут быть установлены между нейронаукой и психоанализом в начале 21 века.

Междисциплинарные исследовательские сети, связывающие области неврологии и психоанализа, сформировались во многих крупных городах мира, дав начало Международному нейропсихоаналитическому обществу (основанному в Лондоне в 2000 году).

Марк Солмс, нейропсихолог из Кейптаунского университета (Южная Африка), в статье, опубликованной недавно в журнале Research and Science под названием «Фрейд возвращается», указывает, что неврологи находят доказательства в поддержку некоторых теорий Фрейда, а также собирают воедино механизмы, лежащие в основе описанных им психических процессов, Он также утверждает, что неврологи осознают, что биологические описания мозга более последовательны, если они интегрированы с психологическими теориями, которые Фрейд выдвинул столетие назад, подтверждая существование бессознательных психических процессов,

За годы своего существования психоанализ превратился в огромный плюрализм различных теоретических концепций и техник; в 1979 году Джозеф Э., бывший президент Международной психоаналитической ассоциации, пришел к выводу, что, несмотря на существование различных концепций, психоаналитики объединены вокруг трех фундаментальных принципов:

  1. Существуют бессознательные психические процессы и барьеры для их осознания.
  2. В психической жизни существует непрерывность.
  3. Существует психическая энергия, которая исходит из соматических источников, но отличается от них.

Вклад неопсихоанализа, хотя из-за вариативности подходов, концепций и его интенсивной исторической эволюции на протяжении более чем полувека, трудно сделать обобщения относительно характерных черт, но в обобщенном виде их можно выделить:

Его рассмотрение социальных и культурных процессов, включая образование, как формирующих элементов личности и/или провоцирующих внутриличностные и/или межличностные конфликты.

Углубленное изучение проблем человеческого существования (как человек должен жить и что он должен делать), таким образом, переходя от сугубо психологического в его клиническом проявлении к философскому в его аксиологическом, этическом и т.д. аспектах.

Критическое отношение к современному обществу, которое дегуманизирует человека и отчуждает его личность, порождая подавленного, патологического субъекта, полного конфликтов и травм. Поэтому функция неопсихоанализа — реформировать его, чтобы во многих случаях рассматривать этот путь как идеальный способ модификации самого этого больного и извращенного общества.

Поиск определенных жизненных ценностей, которые должны стать объектом психологического внимания как способ гармонизации личных интересов с интересами общества.

Поиск индивидуальности и волевого действия человека в преодолении своих конфликтов и травм, а также развитие его личности; поэтому в его категориальном корпусе преобладают такие термины, как саморазвитие, самоопределение, самореализация, саморефлексия, зрелая личность, развитая личность и др.

По Геттингену (цитата по Laverde, 2008) психоаналитическая терапия — это: «Терапия, которая включает в себя пристальное внимание к взаимодействию терапевта и пациента, работающая с постоянным использованием интерпретативных и поддерживающих вмешательств, адаптированных к потребностям пациента». А согласно Марци (цит. по Laverde, 2008) психоаналитический клинический метод — это состояние, которое активируется через связь, поддерживающую пару аналитик-аналитик, основанную на первичных концепциях психоанализа: динамическое бессознательное, фантазия, перенос, контрперенос, которые придают трехмерное измерение психической реальности.

Неопсихоаналитическая терапия сосредоточена на реконструкции и интерпретации, психоаналитик не занимается реконструкцией и интерпретацией в поисках научных выводов, а пытается вызвать ряд желаемых клинических эффектов из метапсихологических изменений, которые он приводит в движение в бессознательных конфликтах пациента.

Психоаналитическая теория и практика утверждают, что психоаналитическая работа, и в частности интерпретация, заставляет бессознательные содержания, которые поддерживают конфликты в активном состоянии, перейти в сферу сознательного, вторичный процесс или область эго, посредством устранения защит/сопротивлений и соответствующих инсайтов.

Обсуждение

Существует бесчисленное множество хулителей Фрейда, утверждающих, что его теории — не более чем конечный продукт самоанализа его личности. Например, Eynseck (2004) собрал и подверг критике все исследования эффективности психоанализа, придя к выводу, что психоаналитическое лечение не улучшает показатель спонтанной ремиссии неврозов. Однако, перед лицом такой разрушительной критики, ученые уровня Антонио Дамасио и Эрика Канделя, двух великих представителей современной нейронауки, считают, что биология может внести большой вклад в понимание различных бессознательных психических процессов и в объяснение терапевтической пользы психоанализа; и что, в свою очередь, психоанализ может помочь продвижению нейронаучных исследований; а также, что основные идеи Фрейда об эмоциональном мире созвучны самым передовым перспективам современной нейронауки. Дискуссия продолжается среди неопсихоаналитиков, которые продолжают проводить исследования, используя новые подходы в той же области.

Выводы

Фрейд и его последователи были, несомненно, влиятельными фигурами 20-го века; их теории обозначили границы до и после в понимании человеческой природы, культуры, искусства, религии. Вклад неопсихоанализа открыл новые пути в различных сферах человеческого поведения и послужил мощным стимулом для исследований. Психоанализ — самое популярное из психологических учений, он является частью нашей культуры, он оставил свой след в таких разных областях, как неврология, психиатрия, психология, педагогика, социология, философия, герменевтика, антропология, история, религия, литература, искусство, кино и т.д.

Неопсихоанализ также является актуальным скорее из-за своей полемики, чем из-за количества материалов. Отчасти это связано с тем, что научное сообщество отнесло ее к псевдонаукам, и она потеряла свою идентичность и суть. Несмотря на многочисленные заявления об обратном, кажется очевидным, что неопсихоанализ продолжает вносить жизненно важный вклад в современное понимание природы и этиологии различных видов психопатологии, и, в свою очередь, этот вклад способствует лучшему пониманию динамики терапевтического процесса. Принимая во внимание наш обзор вклада психоанализа, мы считаем, что необходимо оценить этапы курса терапии в неопсихоаналитическом подходе и провести больше исследований в этой области, чтобы переформулировать техники и таким образом достичь более приемлемого уровня в клинической области.

Что касается терапевтического процесса, мы считаем, что применение психоаналитических знаний должно развиться в различные формы психотерапии, которые могут быть относительно краткими и целенаправленными, разрывая шаблон длительного и тяжелого кушетного лечения. Сегодняшним неопсихоаналитикам необходимо сосредоточиться на создании новой концептуальной основы для современной психологии, которая позволит выполнить задачу, начатую Фрейдом, и примирить клиническую область и психоанализ.