Используя техники психодрамы, управляемой фантазии или социодрамы, они сами создают сценарий, в котором консультант является главным действующим лицом. Однако я считаю, что иногда необходимо быть не только актером, но и сценографом, режиссером, сценаристом и т.д. И все это вместе создает то, что можно назвать психотерапевтическим сценарием. В этой статье мы узнаем, как создавать психотерапевтические сценарии, а также дадим определение этой психологической технике, которая может помочь в лечении некоторых заболеваний или расстройств.

психология приема

Что такое психотерапевтические сценарии — На примере

Когда я работал в учреждении для людей с зависимостями (кокаин, марихуана, цемент, алкоголь и т.д.), одной из моих функций было проведение психотерапии. Однажды ко мне в офис пришел молодой человек 15 лет, которого я буду называть Луис. Он жил со своей матерью и старшим братом, который также часто употреблял наркотики, и они часто делали это вместе.

На одном из сеансов Луис сказал: «Я чувствую себя как в лабиринте. Он сказал мне об этом уже в конце сеанса, поэтому я поработал с этой цифрой и подумал о том, чтобы уделить ей больше внимания на следующем сеансе. И у меня возникла идея. Воспользовавшись тем, что большинство сотрудников института были в отпуске, у меня возникла идея создать лабиринт в зале заседаний, что я и сделал, используя стулья, столы, метлы, швабры и все остальное, что можно было использовать для выполнения упражнения. Прямо в центре лабиринта я поставил два стула, на которых часто сидел, чтобы это было место для терапевтической работы.

Луис прибыл в консультационную комнату, и пока мы шли к залу заседаний, я объяснил ему упражнение, которое заключалось в том, что он должен был войти в зал заседаний и через лабиринт добраться до своего кресла. Луис вошел, на мгновение огляделся и начал пробираться по лабиринту. Я прошла на свое место и ждала его, пока через некоторое время он не дошел до своего кресла. Там я прочитал ему рассказ Хорхе Букая, который идеально подходил для этого упражнения.

Все это помогло Луису осознать, что он сам создал этот сценарий (свой собственный лабиринт), и в свою очередь он обнаружил, что может достичь другого сценария и перенаправить себя к нему. По другому сценарию он должен был прекратить нюхать смолу, продолжить учебу и попытаться наладить отношения со своей девушкой. Чтобы закрепить сценарий, который создал Луис, я объяснил ему, что проще всего делать это пошагово, как если бы это была раскадровка (сценарий фильма или рекламного ролика, сделанный покадрово с рисунками сцены, которая будет происходить. Это позволяет режиссеру иметь очень четкое представление о том, что он собирается делать в этот день.

Наконец, это позволило ему шаг за шагом создавать новые альтернативы для реализации собственного жизненного плана, потому что вместо того, чтобы видеть все свои проблемы как единое целое, он смог разбить их на части и создать новые сценарии, которые позволили бы ему расти как личности.

Доска объявлений

Сюжетная доска — это сценарий, выраженный не только в словах, но и в образах и, говоря иначе, сцена за сценой целого, составляющего сценарий. Таким образом, это целое, разделенное на части для его понимания и исполнения, а затем сумма целого.

  • Сначала производится полный поиск главной фигуры, чтобы это дало нам материал для начала написания сценария.
  • Как только у нас есть фигура, мы начинаем работать с незаблокированными областями цикла опыта. Это для того, чтобы придать человеку сил и сплоченности, а также начать давать ему инструменты, которые позволят ему создать сценарий.
  • Затем человеку предлагается построить альтернативный сценарий решения проблемы, который позволит ему/ей взглянуть на вещи по-другому.
  • На этом этапе психотерапевт предоставляет человеку все, что находится в пределах его досягаемости (в пределах консультационной комнаты), чтобы начать создавать сценарий. Здесь очень важно, чтобы психотерапевт поощрял творческие способности человека.
  • В то же время человека просят написать сценарий того, что будет происходить в сценарии (все должно быть предельно ясно о персонажах, действиях, которые будет выполнять каждый человек и т.д.).
  • Имея письменную информацию и сценарий, человека просят нарисовать сцену за сценой, нанести текст, который идет рядом с каждой сценой, и положить его перед собой.
  • После того, как они получили все вышеперечисленное, их просят начать режиссировать сцену (психотерапевт разыгрывает конфликтную часть, а человеку дается вся конструктивная часть сцены, чтобы он ее разыграл. (Это позволит человеку поработать над полярностями и построить свой собственный сценарий под другим углом, чем тот, под которым он всегда его проживал).

Как только эта сцена завершена, человек покидает консультационную комнату, чтобы закончить эту первую часть, и пока он находится снаружи, ничего не говорится, только наблюдается то, что человек делает, и это учитывается в момент закрытия. Это повторяется до тех пор, пока весь сценарий не будет завершен. (Иногда это упражнение выполняется за одну сессию, в других случаях — за несколько сессий.

Если это так, то человека отпускают так же, как он закончил эту сцену, чтобы процесс изменения происходил с помощью инструментов самого консультанта, как сказал бы Перлз: «Процесс организмической саморегуляции») Проделав все вышеперечисленное, происходит объединение каждой из сцен. Для этого нужно попросить человека сделать краткое резюме того, что он узнал в каждой сцене. Затем предлагается превратить все, чему они научились, в жизненный проект. В таком случае человека просят построить его, все очень четко, с краткосрочными и долгосрочными целями.

При этом мы добиваемся того, что человек не только не отвлекается от того, чему он уже научился, но и повторяет один и тот же процесс снова и снова. Это позволит сделать синапсы в мозге более прочными и надежными. Кроме того, построенный сценарий будет инкорпорирован и интроецирован, чтобы перенести его не только в ментальную плоскость, но и в жизненный проект.

Песочница

  • Сначала вы делаете полную прорисовку в поисках главной фигуры, чтобы она дала вам материал для начала написания сценария.
  • Как только у нас есть фигура, мы начинаем работать с незаблокированными областями цикла опыта. Это делается для того, чтобы придать человеку силу и сплоченность и начать давать ему инструменты, которые позволят ему создать сценарий.
  • Затем человеку предлагается построить сценарий, альтернативный его проблеме, который позволит ему взглянуть на вещи по-другому.
  • На этом этапе психотерапевт предоставляет человеку все, что находится в его распоряжении (в пределах консультационной комнаты), чтобы он начал создавать сценарий. Здесь очень важно, чтобы психотерапевт поощрял творческие способности человека.
  • В то же время, человека просят написать сценарий того, что будет происходить в сценарии (все должно быть очень четко, персонажи, действия, которые будет выполнять каждый человек и т.д.).
  • После этого человеку предлагается построить сценарий в песочнице (она должна быть более или менее одного метра в длину и одного метра в ширину) и ему предоставляется все необходимое (материал для изготовления моделей).
  • После того, как он закончил, его просят озвучить каждого персонажа, которого он выставил на сцену, психотерапевт время от времени вводит негативную часть, которая не позволяет закрыть гештальт (это выставление персонажей, и наблюдение за реакцией клиента, не делая никаких комментариев по этому поводу).
  • Терапевт рисует картину сценария, заключает ее в круг и делит на восемь частей, чтобы поместить ее в круг опыта (используется в гештальт-психотерапии). Сделав это, вместе с клиентом он/она побуждает клиента перенести конфликтующие части в неконфликтные области.

После этого происходит закрытие, чтобы клиент обнаружил свое собственное осознание. После этого ему/ей предлагается реализовать всю эту информацию в жизненном проекте. Если клиент соглашается, его просят нанести его на модель и построить его там. После этого его/ее просят описать, как он/она будет его/ее выполнять.

Таким образом, мы следим за тем, чтобы человек не просто придерживался того, что он уже выучил, а чтобы один и тот же процесс выполнялся снова и снова. Это позволит синапсам, созданным в мозге, стать более сильными и прочными, так что человек не только останется в ментальной карте, но и включит и внедрит сценарий, который он/она построил, чтобы перенести его не только на ментальный план, но и в жизненный проект.

Конечно, эти две техники не единственные, построение сценариев — это процесс, который имплицитно присущ каждому из нас, что позволяет нам иметь различные способы их построения, цель которых — не только представить себе этот сценарий, но и осуществить его, чтобы мы могли предложить консультируемому возможность не только взять на себя ответственность за свою жизнь, но и ответственность и риск быть в состоянии изменить ее.