Путешествие по миру — это занятие, которое позволяет нам познакомиться с различными культурами, обычаями и местами. Во время отпуска люди любят путешествовать, проводить несколько дней в разной обстановке и нарушать однообразие. Но что, если путешествие в определенные места может привести к развитию психопатологических симптомов?

Иерусалим, Париж, Непал, Индия, Флоренция и Гавайи — места, где наблюдалось развитие подобных симптомов. Иерусалимский синдром» — это, из всех них, синдром с самым высоким процентом психотической симптоматики. Продолжайте читать статью, в которой мы рассказываем об иерусалимском синдроме, его причинах, симптомах и лечении.

Иерусалим

Что такое Иерусалимский синдром?

Иерусалимский синдром подразумевает появление психотических симптомов (таких как бред и галлюцинации), испытываемых некоторыми туристами при посещении города и его святых мест.

Психиатр Яир Бар-Эль дал название синдрому после того, как заметил, что эти проблемы не являются единичным случаем и возникают у небольшого числа туристов.

Больница «Центр психического здоровья Кфар Шауль» является местом, связанным с уходом за туристами, у которых развивается подобная симптоматика, и где они получают психиатрическую и психологическую помощь. Команда Яира Бар-Эля заметила, что в период с 1980 по 1993 год в среднем 100 человек в год поступали с симптомами этого синдрома, 40 из них требовалась госпитализация.

Типы пациентов с Иерусалимским синдромом

Рабочая группа Яира Бар-Эля определила различные типы пациентов, основываясь на своем клиническом опыте.

Тип I

Первая группа будет состоять из людей, которым уже был поставлен диагноз психотического расстройства до их поездки в Иерусалим. На самом деле, именно само расстройство, в котором мы можем найти бредовые идеи, могло послужить мотивом для поездки в Святую землю, место, где эти пациенты хотели бы завершить «свою миссию».

В свою очередь, внутри этого типа мы можем найти другие подтипы:

  • Во-первых, есть пациенты, которые либо отождествляют себя с библейским персонажем, либо убеждены, что этот персонаж — они сами.
  • Во-вторых, мы можем наблюдать пациентов, которые идентифицируют себя, на этот раз, с политической или религиозной идеей.
  • Третья группа состоит из людей, которые приписывают израильской судьбе целебные свойства.
  • Последняя группа состоит из пациентов, которые проявляют свои психические проблемы в виде семейных проблем.

Тип II

Второй тип пациентов включает пациентов, которые демонстрируют идиосинкразические идеи и могут демонстрировать психологические проблемы, хотя это не формирует расстройство или болезнь (например, они могут демонстрировать навязчивые идеи, хотя им нельзя поставить диагноз обсессивно-компульсивного расстройства).

Эту группу также можно разделить на две подкатегории в зависимости от того, о чем идет речь:

  • Группы людей: они привлекают внимание, хотя из-за своей симптоматики не получают специализированной помощи.
  • Одинокие» люди, причем эта подгруппа меньше предыдущей.

Группа III

Это будет та группа, в которой мы обнаружим синдром как таковой. В эту группу мы отнесли пациентов, у которых в прошлом не было психиатрического анамнеза (по крайней мере, не такого, как в предыдущих группах).

Это пациенты, которые страдают острым психозом, когда попадают в город (или в одно из его священных мест). У них обычно не бывает зрительных или слуховых галлюцинаций.

Симптомы иерусалимского синдрома

Группа Яира Бар-Эля разработала ряд критериев для выявления таких пациентов. У пациентов нет предыдущей истории психиатрического заболевания (нет предыдущих психотических эпизодов, употребления психоактивных веществ или значительных проблем, связанных с семьей или работой). Они прибывают в Иерусалим как любые другие туристы, без какой-либо «особой миссии» или какой-либо другой связанной с этим цели. Обычно они путешествуют в сопровождении членов семьи и/или в составе группы людей.

Пациенты страдают от острой психотической реакции, в которой можно выделить 7 стадий:

  1. Появление тревожных симптомов, возбуждения, нервозности и напряжения.
  2. Проявляет желание бродить по городу в одиночестве.
  3. Одержимость гигиеной.
  4. Подготовка белого халата, часто с помощью гостиничного белья.
  5. Нужно кричать, вопить или петь стихи из Библии, псалмы или религиозные гимны.
  6. Проведение марша или шествия к святым местам в пределах города.
  7. Проведение публичной проповеди в святом месте. Такая речь может сбить с толку и призывает человечество к более нравственному и здоровому образу жизни.

После выздоровления эти пациенты способны вспомнить все, что произошло, хотя часто они стыдятся этого и избегают говорить об этом.

Подробнее о психотическом срыве читайте в этой статье.

Причины иерусалимского синдрома

Мы должны рассмотреть причины иерусалимского синдрома в соответствии с различными группами пациентов, о которых мы упоминали:

  • Для первых двух групп (у которых была предыдущая психиатрическая история или предыдущие психологические проблемы) их предыдущие проблемы или расстройства играют главную роль в развитии Иерусалимского синдрома». Как мы видели, поездка в Иерусалим может быть либо следствием их проблем, либо спусковым крючком для скрытой ситуации.
  • С другой стороны, в третьей группе (в которой нет предыдущей психиатрической истории или предыдущих психологических проблем) причина может быть больше связана с духовным и религиозным измерением каждого человека и поездкой в религиозно знаковое место, такое как Иерусалим.

Лечение иерусалимского синдрома

В случае группы III, состоящей из пациентов без психиатрической истории, наблюдается хорошее спонтанное восстановление менее чем за неделю, т.е. восстановление происходит естественным образом (тем более, чем дальше от города и святых мест).

Несмотря на высокий процент спонтанного выздоровления, лечение, по опыту Яира Бар-Эля, будет состоять из:

  • На психиатрическом уровне будут использоваться легкие транквилизаторы и/или мелатонин.
  • Улучшение и укрепление семейных отношений и содействие возвращению в туристическую группу.
  • Психологическая помощь во время кризиса.
  • В некоторых случаях можно обратиться за помощью к священнику.

С другой стороны, по мнению доктора и его команды, важно, чтобы профилактику могли проводить экскурсоводы, чтобы они были обучены выявлению возможной симптоматики.

Иерусалимский синдром имеет некоторое сходство с синдромом Стендаля и Парижским синдромом.

Если вы хотите прочитать больше статей, связанных с Иерусалимским синдромом: причины, симптомы и лечение, мы рекомендуем вам посетить нашу категорию Клиническая психология.


Библиография
Анна Полещик, Лукаш Свечицкий (2013) Иерусалимский синдром.
Луиза Ховард (2000) Переписка. Британский журнал психиатрии (176) 492-498
Регис Айро, доктор медицины, и Томас Х. Валк, доктор медицины (2018) Психоз, связанный с путешествиями (TrP): анализ ландшафта.
Яир Бар-Эль, Римонда Дерст, Грегори Кац, Йозеф Зислин, Зива Штраус и Хаим Ю. Ноблер (2000) Иерусалимский синдром.