Обычно мы ассоциируем дислексию с людьми, находящимися в детском или подростковом возрасте, но дислексией страдают не только на этих двух стадиях, ею можно страдать и во взрослом возрасте. По этой причине мы посчитали необходимым написать о дислексии у взрослых в этой статье : дислексия у взрослых: симптомы и лечение. Здесь мы рассмотрим особенности дислексии у взрослых, а также конкретные упражнения для лечения и улучшения дислексии у взрослых.
Дислексия у взрослых: определение
Дислексия — это нейробиологическое расстройство, которое влияет на приобретение и понимание навыков чтения. Поэтому люди с дислексией испытывают трудности как в чтении, так и в письме, ведь когда человек пишет, он также вынужден читать.
Дислексия обычно проявляется, когда человек находится в процессе обучения чтению, но если ее не лечить должным образом в детстве, то обычно ее последствия сохраняются и во взрослой жизни. Более того, если лечение, полученное в детстве, было неудовлетворительным, проблемы во взрослой жизни будут более серьезными. Таким образом, выраженность трудностей во взрослом возрасте будет зависеть от таких факторов, как тяжесть расстройства, помощь, полученная в детстве и подростковом возрасте, интеллект человека и др. Таким образом, раннее выявление, а также соответствующий ранний уход и лечение могут предотвратить сохранение определенных трудностей в подростковом и взрослом возрасте.
Здесь мы подробно объясним, что такое дислексия, ее симптомы, типы и причины.
Симптомы дислексии у взрослых
Ниже перечислены симптомы дислексии у взрослых:
- Трудности в понимании текстов или низкий уровень понимания прочитанного: эта трудность является более или менее сложной в зависимости от сложности текста.
- Чтение становится утомительным и неприятным занятием.
- Трудности при чтении вслух или в присутствии других слушателей.
- Страдаю от головных болей при чтении.
- Трудночитаемый шрифт.
- Ошибки в написании и трудности с их распознаванием.
- Плохая устная и письменная речь.
- Неуверенность в себе и низкая самооценка.
- Недостаток внимания.
- Неправильное положение при удержании карандаша.
- Трудности с латеральностью, т.е. с различением правого и левого.
- Трудности в математике.
- Отсутствие техники или стратегии обучения.
- Трудности с памятью при запоминании конкретных фактов или имен.
- Составление чтения незнакомых слов.
- Трудности в организации.
- Трудности при письме: добавление, инверсия, замена и/или удаление букв или слов.
Лечение дислексии в зрелом возрасте
Дислексия обычно обнаруживается, когда ребенок находится в процессе обучения чтению, поэтому рекомендуется раннее лечение. Однако если она обнаруживается в зрелом возрасте, то это, скорее всего, связано с тем, что человек не учился в школе или является неграмотным. Если дислексия выявлена в зрелом возрасте или если трудности, возникшие в детстве или юности, сохраняются и во взрослом возрасте, лечение будет проходить сложнее, но все же рекомендуется лечить ее с помощью специалистов.
Хотя расстройство одно и то же, эволюционная стадия заставляет его проявляться по-разному. Поэтому важно иметь специальное лечение для взрослых, которое будет отличаться от того, как лечат дислексию у подростков или детей.
Взрослые с дислексией склонны проявлять эмоциональные симптомы (беспокойство, разочарование, низкая самооценка, печаль…), поскольку в повседневной жизни они постоянно сталкиваются с препятствиями, которые провоцируют эти разочарования и чувство печали. Более того, на эти эмоциональные симптомы также влияет недостаток знаний людей о дислексии у взрослых, поскольку люди обычно ассоциируют дислексию с детским и подростковым возрастом. Недостаток знаний приводит к отсутствию поддержки, понимания и осмысления со стороны окружающих пациента людей, будь то семья, друзья или коллеги по работе.
По этой причине рекомендуется работать, с одной стороны, над всеми аспектами, связанными с письмом и чтением (правописание, понимание, выражение…), а с другой стороны, над уже упомянутыми эмоциональными симптомами.
Упражнения для лечения дислексии у взрослых
Специфического лечения дислексии у взрослых не существует, но вот несколько примеров упражнений, которые могут помочь улучшить вашу ситуацию. Следует отметить, что существуют упражнения, которые охватывают более одного аспекта, требующего внимания.
1. Упражнения на понимание прочитанного
Например, работа с фрагментами популярных и традиционных историй — хорошее упражнение для улучшения дислексии у взрослых. Это истории, о которых пациент, возможно, уже знает. После прочтения некоторых фрагментов пациент должен ответить на вопросы о понимании, которые покажут, что он/она понял/а текст. Если бы мы хотели увеличить степень сложности, мы бы попробовали работать с фрагментами историй, придуманных или неизвестных пациенту. Это упражнение можно обобщить и работать не только с рассказами или сказками; полезными могут быть также песни, стихи, фильмы и т.д. Цель этого упражнения заключается в том, чтобы пациент смог улучшить беглость чтения, улучшить способность интерпретировать и понимать прочитанное, улучшить устную речь и даже выразить свое мнение о прочитанном.
Другой пример упражнений на понимание прочитанного — выявление различий, то есть нахождение различий между двумя очень похожими текстами. В этом упражнении для взрослых с дислексией пациент должен прочитать два текста, представляющие собой одну и ту же историю, и найти в них различные детали.
2. Упражнения по орфографии
Упражнения для отработки правописания и движений, необходимых для написания каждой буквы. Например, заниматься с книгами по каллиграфии и много читать. Это упражнение для работы над дислексией у взрослых можно выполнять самостоятельно. Но его можно использовать и в качестве занятия, которое специалист отправляет пациенту в качестве домашнего задания, как будто это домашняя работа. Таким образом, когда пациент возвращается в клинику с выполненным домашним заданием, он может поговорить со специалистом о книге, которую ему предстоит прочитать, и написать конспект, который впоследствии будет корректироваться специалистом, указывая пациенту на допущенные им ошибки и положительно подкрепляя достигнутые им успехи.
Другим примером, связанным с этим типом упражнений, может быть проведение диктантов для исправления орфографических ошибок. В этом случае целью также будет подчеркнуть, что пациент сделал неправильно, но также и то, что он/она сделал/а правильно, с целью повышения его/ее самооценки и толерантности к фрустрации.
3. Упражнения, связанные с миром труда
В случае со взрослыми также может быть интересно поработать над составлением биографической справки, сопроводительного письма или заданий в конкретной профессиональной области взрослого пациента с дислексией.
4. Упражнения, связанные с самооценкой
Как упоминалось выше, также важно работать над личностными и эмоциональными аспектами взрослых с дислексией. Важно, чтобы пациент осознал свои сильные и слабые стороны. Пациент может составить список сильных и слабых сторон. После составления списка пациент должен предложить идеи, которые, по его/ее мнению, могли бы быть полезны для укрепления его/ее слабых сторон. Таким образом, пациент может укрепить свою самооценку, принятие расстройства и терпимость, одновременно улучшая свои навыки письма.
5. Групповые занятия
Создавайте групповые пространства, где пациенты, например, могут рассказать о своем опыте, о том, как они ведут себя, когда чувствуют себя расстроенными, какие стратегии они используют для укрепления своей фрустрационной толерантности и т.д. Групповые занятия также могут быть использованы для практики чтения в присутствии других людей, чтобы избавиться от страха читать на публике, а также для выполнения групповых упражнений, например, упражнений на самооценку для взрослых.
Библиография
Габер, Н. (SF). Дислексия в зрелом возрасте .
Монтальван, М. (2008). Расстройства восприятия дислексии: предложение корректирующих упражнений.
Портеллано, Дж. А. (2005). Дислексия в любом возрасте.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.