Перенос в психологии утвердился как один из основополагающих моментов аналитического процесса, позволяя нам найти биографическое происхождение симптомов после их интерпретации.

человек

Что такое психологический перенос

В случае с Дорой Зигмунд Фрейд имел дело с переносом. Он определил это как:

Воссоздание, реконструкция эмоций и фантазий, которые должны были быть пробуждены и осознаны в ходе анализа, с характерной подменой прежней личности на личность врача.

Другими словами: целый ряд ранних психических переживаний оживляется, но не как прошлое, а как настоящие отношения с личностью врача.

Как утверждает Селедонио Кастанедо (2008), Фрейд упоминал, что перенос может включать в себя простые или немодифицированные повторения детских переживаний или сложные и сублимированные повторения. Если в «Исследованиях истерии» (1895) тема переноса трактовалась как препятствие, а Фрейд показывал ее тесную связь с сопротивлением, то теперь она характеризуется как наиболее эффективное вспомогательное средство психоанализа.

Аналитическая ситуация приобретает свою терапевтическую возможность через перенос, но прежде всего в тех, которые становятся понятными и переживаемыми для пациента. Таким образом, эти переносы находятся в центре психоаналитического процесса, поскольку аналитик будет воздерживаться от передачи запретов, советов, мнений, рецептов и личных суждений. Переживания переноса могут проявляться постоянно, но они также могут отвергаться и подавляться пациентом, поэтому аналитик указывает на них и интерпретирует их, чтобы их природа была найдена и затем растворена интерпретационной работой.

Реакции переноса могут принимать форму позитивных, негативных или амбивалентных чувств, таким образом, достигая полного развития в неврозе переноса. Против терапевтических намерений возникают процессы сопротивления, которые могут принимать различные формы, например, экзоактивация (проживание трансферентных содержаний в действии вместо их интерпретации, проработки и растворения).

Перенос как защитный механизм

Фрейд предположил, что каждый человек обладает определенной спецификой в осуществлении своей любовной жизни. Эта специфика осуществления любовной жизни является для Фрейда результатом совокупности: врожденных диспозиций и детского опыта, которые приводят к специфике, практикуемой в любви (например, каковы условия этой любви, каковы цели, которые ставятся в этой линии любви).

В результате возникает клише — то, что регулярно повторяется/перепечатывается на протяжении всей жизни. Это позволяет нам понять фундаментальную проблему: если эта конкретная потребность или способ жить, нуждаться и думать о любви не удовлетворяется реальностью, человек будет обязан превратить все эти ожидания в то, что он/она считает средой любви — то есть все клише любви к человеку, который появляется — чтобы заставить этого нового человека, с которым он/она поддерживает любовную связь (партнера), каким-то образом удовлетворить потребности клише.

Все это связано с переносом, потому что эта специфическая форма любви, когда она не удовлетворяется реальностью, заставляет человека заполнить это место людьми, с которыми он сталкивается. В определенном смысле нормально, что эта неудовлетворенная либидинальная инвестиция направлена непосредственно на место врача (на фигуру врача) во время аналитического лечения. Фрейд говорил, что это будет зависеть от фактических связей с врачом — основано ли это чувство, например, на отцовском имаго, или на материнском имаго, или на имаго брата или сестры. Таким образом, не будет одинаковым, является ли терапевт мужчиной или нет (пациент говорит что-то вроде «я бы хотел, чтобы он был женщиной и молодым», отсюда уже присутствуют трансферентные фантазии, вращающиеся вокруг идеи аналитика).

Таким образом,  в системе Зигмунда Фрейда, является способом любви, только то, что повторяется — это выбор того, какие объекты будут взяты этим способом любви. По этой причине интересно проанализировать перенос.

  • Например, пациент, который хорошо ассоциировал себя с другими людьми, внезапно перестает это делать. По Фрейду, необходимо указать ему на то, что он думает в этот момент о событии, связанном с терапевтом (например, «когда вы останавливаетесь, это потому, что вы думаете о чем-то моем»). В этой тишине или паузе, согласно фрейдистскому подходу, необходимо спросить — думаете ли вы о чем-то?
    В других пси-техниках они не придают значения переносу как чему-то, что можно проанализировать (например, пациент говорит, что влюбился в своего терапевта), в этих пси-техниках они прерывают лечение или в итоге спят со своими пациентами.

В психоанализе, когда возникает этот позитивный перенос в его эротизированной ветви, не рекомендуется прерывать лечение, а анализировать этот перенос непосредственно как сопротивление. Если мы прервем лечение, сопротивление победит.

Виды переноса в психологии

Мы должны помнить, что для Фрейда любой элемент, который останавливает нормальный ассоциативный поток устройства, является сопротивлением, даже если этот перенос осуществляется в любовных терминах.

Например, пациент говорит: «О, как хорошо сегодня одет аналитик» или «Как красиво сегодня выглядит аналитик». И в тот момент, когда он думает об этом, но не говорит, для Фрейда это уже сопротивление (даже если это любовь).
Перенос — лучший способ прервать лечение, потому что вы, вероятно, можете относительно хорошо справиться, когда пациент нападает на вас в смысле негативного переноса, но все становится намного сложнее, когда пациент использует любовь как форму сопротивления. Таким образом, Фрейд предполагает, что существует два типа переноса, которые необходимо различать:

  • Позитивный перенос: соответствует всем нежным чувствам, которые пациент может испытывать по отношению к терапевту или аналитику. Одновременно они делятся еще на два: эротические чувства и дружеские/приятельские чувства.
  • Негативный перенос: соответствует чувствам враждебности по отношению к аналитику.

Примеры перевода

Далее мы рассмотрим примеры различных типов переноса, чтобы более четко увидеть концепцию и то, как она применяется.

Эротический позитивный перенос

В позитивном переносе с эротическими чувствами может быть представлена сцена из следующего примера:

Пациент, который приходил в клинику и относительно хорошо разговаривал и общался, вдруг лечение перестало иметь для него значение (он вдруг пишет, что на следующем сеансе он должен присутствовать на свадьбе, а на следующем говорит, что у него нет денег и он не может прийти, чтобы не говорить и не анализировать его появление). Это может проявляться и в другом случае, когда резистенция очень очевидна в том смысле, что эротизация связи устраняет аналитическую часть (потому что человек не собирается анализировать парня или жену). Изменения связаны с эротизацией связи, чтобы мы перестали работать аналитически, а начали делать что-то как пара.

И здесь можно привести примеры, когда аналитики в конечном итоге спят со своими пациентами или даже женятся на них — тем самым вызывая очень серьезные ятрогенные проблемы — Если они спят вместе, то срабатывает сопротивление эротизированного позитивного переноса.

Позитивный перенос с дружескими чувствами

Например, это происходит, когда пациенты понимают, что аналитик принимает их, слушает их, уделяет им время, чтобы выслушать их, и они рассматривают это как дружеский подарок.

Негативный перенос

Здесь пациенты, например, говорят, что аналитик — дурак, что он их не любит и не заботится о них. Даже иногда, когда они меняют терапевта, они начинают новый процесс с того, что новый терапевт говорит что-то вроде «Я понял, что мой предыдущий аналитик не так много знал, не так много читал, не так много понимал». Такие интеллектуальные атаки также могут быть элементами сопротивления. Проблема негативного переноса заключается в том, что, если его не интерпретировать, он заканчивается прерыванием терапии.

Здесь Фрейд четко сказал, что перенос является сопротивлением только тогда, когда он негативен или когда он эротизирован (только в этих случаях перенос должен быть интерпретирован). Фрейд берет термин у Блейлера, чтобы установить особый признак невротических личностей: амбивалентность. Амбивалентность — это совпадение, с одной стороны, негативного переноса с нежным (неэротизированным) позитивным переносом.

Великий фрейдистский совет заключается в том, что если вы как аналитик видите негативный перенос, интерпретируйте его, причем делать это нужно быстро и не ждать до следующего сеанса, потому что другого сеанса может и не быть (на следующий сеанс вас пригласили на свадьбу или день рождения, а на следующий сеанс у вас не будет денег).


Библиография
Кастанедо Секадас, К. (2008). Шесть психотерапевтических подходов. Современное руководство.