Патологическая ненависть, которую известный «психоаналитик» Бруно Беттельхайм проявляет к широкому кругу родителей с момента своих первых публикаций в 1943 году и до своего самоубийства в 1990 году, несомненно, определила то, что на протяжении почти трех десятилетий тысячи матерей детей с аутизмом сначала обвиняли в том, что случилось с их детьми, а затем разлучали с ними. Правда в том, что, поскольку у нас мало данных о его биографии, мы не знаем точной даты, происхождения и причин, по которым у Беттельхайма развилась та больная ненависть, которую он открыто демонстрирует в каждой своей работе и которая в то же время послужила ему основой для того, чтобы утвердить себя в качестве авторитета и руководить без всяких вопросов и противодействия тем, что впоследствии превратилось в огромный бизнес. Фактически, после своего прибытия в Соединенные Штаты в 1939 году он сам взялся за ее переосмысление с большим количеством ложных фактов, которые были обнаружены почти сорок лет спустя благодаря расследованию, проведенному журналистом Ричардом Поллаком. Но это не биография, а скорее допрос тех данных, которые, будучи переосмысленными, реконструированными, могли бы пригодиться Беттельхайму для осуществления его мечты о славе.
Биография Беттельгейма
До публикации книги «Создание доктора Б» лишь немногие авторы, подобно Поллаку, давали нам хоть небольшое представление о событиях, которые произошли в жизни Беттельхайма до его эмиграции и которые, возможно, послужили толчком к тому, что до сих пор остается неизвестным. Однако мы знаем, что и его «уродство», и сифилис, от которого страдал его отец и который Бруно обнаружил только в подростковом возрасте, — две важные проблемы, которые не помешали ему в течение многих лет проецировать свои многообещающие мечты посвятить себя изучению философии, психологии и искусства, и только после смерти отца ему пришлось окончательно и насильно отказаться от них, чтобы посвятить себя исключительно семейному бизнесу.
Беттельгейму было ясно, что все, что он задумал, могло бы осуществиться без проблем, если бы не холодность и равнодушие его отца. За холодность и безразличие его матери, которые каким-то образом привели к тому, что его отец вступил во внебрачные отношения с другими женщинами и заразился сифилисом, что сорвало его планы на будущее. Очевидно, что Беттельхайм направил свои разбитые мечты, разочарования и неудовлетворенность в фигуру своей матери. Возможность увидеть себя с мысленным образом, который он проецировал с детства и юности, как великого философа или психолога, которого будут ценить за его интеллект, за интеллектуальные способности, которые в итоге преодолеют его комплексы и неприятие, объектом которого он всегда себя считал и которое, несомненно, приписывал своему уродству, он внезапно был разорван на части, чтобы взять на себя — даже против своего желания — роль простого «торговца» в аннексированной Вене, где он чувствовал презрение не только за то, что был евреем, но и за то, что не принадлежал к еврейской интеллектуальной элите.
Несомненно, Беттельхайм, вероятно, нашел в своей матери идеального виновника всех своих бед, молчаливого виновника, обнаруженного на его собственных сеансах психоанализа с авторитетным Ричардом Штербой, злую ведьму из сказок, эсэсовского охранника концентрационных лагерей Бухенвальд и Дахау, где он был интернирован в течение одиннадцати месяцев, но одной этой ненависти было недостаточно, и Беттельхайм отныне будет использовать ее в своих интересах.
Ярый поклонник Фрейда, который, как и Фрейд, приписывал неврологическим расстройствам психологическое происхождение, фрейдистский психоанализ стал его спасением; в конце концов, он должен был найти «причины», «основания» и «ответы», с помощью которых он мог найти «причины», «основания» и «ответы», с помощью которых он мог найти «причины», «основания» и «ответы», в которых он нуждался. и «ответы», с помощью которых он создал свою собственную индустрию аутизма, и на основе этого и огромной паутины лжи, которую он сплел по прибытии в Северную Америку, он увеличил свой авторитет и престиж, но также и свою экономику.
Менее чем за пять лет бедный венский беженец, едва сводивший концы с концами в качестве учителя, стал богатым и престижным доктором Беттельхаймом, через три года он был назначен директором ортогенной школы Сони Шенкман, писал эссе, получал награды и читал лекции.
Именно практикуя в качестве детского психолога в Чикагской ортогенной школе, Беттельхайм воплотил эту ненависть в своей теории «матерей-холодильников»; предположив, решив и обнародовав, что аутичное поведение провоцируется эмоциональной холодностью матерей больных детей, и самое отвратительное из всего этого, проявив свою веру в то, что провоцирующим фактором детского аутизма является желание родителей, чтобы ребенок не существовал, но это еще не все, в своей школе Беттельгейм «предписал перэктомию, удаление родителей из жизни ребенка, как решение для тяжело поврежденных детей» (Мальдонадо).
Беттельхайм заставил Ортогенную школу работать как компанию, назначив ее директором, он попросил субсидию на финансирование проекта по детскому аутизму, с этого момента школа не только финансировалась Чикагским университетом, но и стала спонсироваться Фондом Форда, организацией, созданной в 1936 году Эдселом Фордом для финансирования программ, способствующих развитию науки, образования и человеческого развития, которая была создана в 1936 году Эдселом Фордом для финансирования программ, способствующих развитию науки, Фонд Форда, организация, созданная в 1936 году Эдселом Фордом для финансирования программ по развитию науки, образования и человеческого развития, выделила ему 1,3 миллиона долларов после того, как консультативный комитет по психическому здоровью сообщил о своей абсолютной уверенности в том, что без вмешательства Беттельхайма дети-аутисты умрут от голода или окажутся в психиатрических лечебницах. Число детей, принятых в школу, никогда не превышало пятидесяти, и, по словам Беттельгейма, они были из богатых семей, которые могли полностью или частично оплатить лечение, а остальное оставалось на усмотрение государственных органов.
Исследование
Цитируя Голдберга в его рецензии «Обвиняя жертву», «Беттельхейму всегда нужен был кто-то, кого можно было бы обвинить, и самыми уязвимыми жертвами, которые были у него под рукой в то время, были убитые горем матери, которые обращались к нему за помощью и на которых он указывал как на причину аутизма их детей. Беттельхайм ложно утверждал, что обнаружил в холодильнике матери этиологию аутизма, а в психоанализе — лекарство, и лгал Фонду Форда, спонсору школы, которой он сам руководил, утверждая, что вылечил 85% детей с аутизмом».
Меня удивляет и беспокоит, что и сегодня в престижных журналах по нейропсихиатрии публикуются различные научные статьи о жизни и работе Бруно Беттельхайма, приписывающие ему новаторскую работу в лечении аутизма, как, например, Катрин Дрейфус, которая уверяет: «Пока не было известно об исследованиях Беттельхайма, аутисты считались неизлечимыми, но ему удалось вернуть многих из них к обычной жизни, приведя в движение оптимистичное, терпеливое и уважительное мышление, внимательное к частностям». Я предполагаю, что, с одной стороны, несмотря на то, что последние исследования доказывают это, Дрейфус по-прежнему игнорирует тот факт, что аутизм — это хроническое расстройство, которое длится всю жизнь больного человека, то есть не имеет лечения, а с другой стороны, что исследования, проведенные Поллаком, показывают не только то, что пока он жил в Вене Беттельхайм, не имел опыта лечения детей с аутизмом, но также и то, что многие из детей, принятых в Ортогенную школу Чикаго, имели тяжелые эмоциональные нарушения, а многие другие — нет, то есть значительная часть детей, которых, как утверждал Беттельгейм, он вылечил, точно не были аутистами, хотя он утверждал обратное с единственной целью окончательно убедиться в своем успехе.
Это случай «Пэтси», дочери богатой американки, которую Беттельхайм и его жена Джина приютили в своем доме в Вене на семь лет. Сегодня никто не знает, что именно Джина, а не Бруно, взяла на себя исключительную заботу о ребенке, пока ее мать путешествовала по старой Европе, но именно Беттельхайму принадлежит заслуга в том, что он «достиг прогресса, превзошедшего все ожидания, благодаря эффективности предоставления ребенку полностью терапевтической среды», другими словами, Беттельхайм утверждал, что произошло чудо и благодаря его терапии и применению психоанализа «Пэтси» была излечена, что противоречит исследованиям Поллака, который для их проведения взял интервью у Пэтси, подтвердившей, что она не была аутистом и никогда им не была, то есть Беттельхайм не мог «вылечить» ее аутизм, поскольку его никогда не существовало.
Однако от его существования зависело заверение Беттельхайма о несуществующем опыте лечения аутизма. Именно матери Пэтси, а не Элеоноре Рузвельт, Беттельхайм обязан своим освобождением из концентрационных лагерей Дахау и Бухенвальд и последующей поездкой в США. Мне интересно, что бы подумала мать Пэтси, когда после спасения ее жизни она узнала о его жестоких теориях, которые в конечном итоге также указывали на нее как на эсэсовку, злую ведьму или просто как на эмоционально неуравновешенную мать, из-за неудач которой ее дочь стала аутистом?
В любом случае, Беттельхайм выиграл битву, и в этом отношении он бы сказал: какая мать оставляет свою дочь семь лет подряд в чужих руках? Только неадекватная мать, только мать, у которой нет чувств к своей дочери.
Происхождение
В собственном исследовании Поллака упоминается бывшая учительница этой школы, которая вспоминает, как Беттельхайм сказал ей: «Нам нужно завоевать определенное доверие в обществе, и способ сделать это — показать некоторые успехи», что, так или иначе, используя ложь, она и сделала.
Но вернемся к пресловутой теории «материнского холодильника». Никто, кто хоть немного знаком с темой аутизма, не обращает внимания на то, что эта теория была постулирована австрийским психиатром и резидентом в Северной Америке Лео Каннером в 1943 году, когда он опубликовал свое исследование «Аутистические нарушения аффективного контакта» и утверждал, что аутизм — это расстройство эмоционального происхождения, которое возникает как следствие отвержения или аффективной холодности матерей больных детей: «Еще один факт выделяется особым образом. Во всей группе очень мало по-настоящему теплых отцов и матерей, и даже некоторые из самых счастливых браков часто холодны и формалистичны в своих отношениях… возникает вопрос, способствовал ли этот факт состоянию детей или в какой степени. «Несмотря на свое утверждение, Каннер уклончиво предполагает, что: «Одиночество детей с рождения затрудняет отнесение общей картины исключительно к типу ранних родительских отношений с нашими пациентами», то есть, что аутизм может иметь биологическое происхождение, выражающееся в поведенческом плане в тяжелой трудности установления аффективных связей с другими людьми, и это само по себе, аффективная холодность матери была недостаточной для его появления, в любом случае, я убежден, что выводы исследования, проведенного Каннером, были совершенно поспешными, поскольку оно включало изучение поведения только одиннадцати детей разного возраста со своеобразным поведением.
Тем не менее, в 1949 году Каннер опубликовал в американском журнале ортопсихиатрии свою статью «Проблемы нозологии и психодинамики раннего детского аутизма», в которой он вновь связал недостаток материнского тепла с аутизмом и сравнил матерей больных детей с «холодильником». Бесполезно, что почти тридцать лет спустя он опубликовал книгу «В защиту матерей», в которой открещивается от собственной теории после того, как обнаружил, что у братьев и сестер детей с аутизмом, воспитанных одними и теми же родителями, не было схожих симптомов.
Я не сомневаюсь, что присвоение теории, за популяризацию которой вначале выступал Каннер, принесло Беттельхайму пользу как на профессиональном, так и на экономическом уровне, потому что с тех пор он стал считаться авторитетом в области аутизма, и сотни измученных, отчаявшихся родителей, но, прежде всего, с достаточными экономическими возможностями, чтобы быть в состоянии оплатить высокие цены, установленные ортогенной школой, обратились к нему в поисках помощи как для себя, так и для своих детей.
Правда в том, что знаменитый «психоаналитик» никогда не был очень оригинальным, ведь он не только позаимствовал идею Каннера, спустя годы он также «позаимствует» постулаты Анны Фрейд об «идентификации с агрессором как защитном механизме против него», использовать его в эссе, которое она напишет и в котором она постулирует, что и узники концлагерей, и дети с аутизмом идентифицируют себя со своими врагами или агрессорами в качестве защитного механизма против них, также это «заимствование» означало для него значительные преимущества для его престижа и авторитета как в теме аутизма, так и в правдивости, которая была предоставлена ему как «пережившему еврейский холокост».
Исследования и влияние Беттельхайма
Спустя много лет после опровержения Каннером теории аффективной холодности как причины аутизма и утверждения Бернардом Римландом, что аутизм является генетическим расстройством, в одном из своих последних интервью, данном Американскому журналу психиатрии, Беттельхайм заявил; «Моими главными недоброжелателями являются в основном родители детей с аутизмом, неспособные признать собственную ответственность, гораздо проще утверждать, что это генетика, что все дело в фатальности, конечно, эти дети особенно чувствительны, они интерпретируют как угрозу каждый жест своих родителей, поэтому они чувствуют себя отвергнутыми и предпочитают укрыться в полной изоляции. Менее чувствительный ребенок в тех же обстоятельствах мог бы стать невротиком, делинквентом или бунтарем. Главное — помочь детям, на это сторонники генетической теории не способны».
Нет никаких фактических доказательств того, что Бруно Беттельхайм изучал психологию, не говоря уже о том — несмотря на его известное восхищение отцом психоанализа — что он был учеником Фрейда в то время, когда жил в Вене. Учитывая, что Зигмунд Фрейд жил в Вене с 1860 по 1938 год в своем доме на Бергассе 19 в центре города и предположительно принадлежал к той же интеллектуальной гильдии, что и Беттельхайм, не должно казаться странным, что в какой-то момент их карьеры и несмотря на разницу в возрасте, они должны были вступить в контакт, но этого не произошло. Никто из венских беженцев, которые, как и Бруно, эмигрировали в Америку в то время, не свидетельствует и не подтверждает «эту дружбу», и даже не вспоминает, что читал какие-либо из «его книг» или встречался с ним, когда он «якобы» занимал профессорскую должность в Венском университете в течение четырнадцати лет.
Исследование Поллака также показывает, что Беттельхайм заново создал свою биографию во многих других аспектах. Но каковы были мотивы Беттельхайма? Я убежден, что, с одной стороны, многие из этих мотивов были связаны с воссозданием в реальности новой страны автопортрета самого себя, который он фантазировал на протяжении многих лет и на который, по его мнению, он имел право претендовать, а с другой стороны, только от этого автопортрета, изобилующего ложью, исправленного и преувеличенного до неприличия, зависел ключ к его успеху и престижу. Ему нужно было заново изобрести себя, чтобы стать кем-то, чтобы иметь авторитет, чтобы получить доступ в интеллектуальные круги, о которых он так мечтал, и именно тогда он полностью стер свое прошлое простого рабочего в семейном бизнесе и извлек из него только эпизоды, которые позже послужат ему для осуществления его целей, то есть существование Пэтси, о которой мы уже говорили, и его пребывание в концентрационных лагерях Бухенвальд и Д ахау. Америка предложила ему лучшие из возможностей; гадкий утенок мог, наконец, стать лебедем, а от этого Беттельхайм не был готов отказаться.
Он сравнивает матерей аутичных детей с охранниками СС.
В 1943 году Беттельхайм написал «Индивидуальное и массовое поведение в экстремальных ситуациях», эссе, которое стало известным только в 1945 году, когда мир узнал о судьбе шести миллионов евреев в лагерях уничтожения нацистской Германии, и которое позже Беттельхайм включил в свою знаменитую работу «Пустая крепость», хотя и с некоторым изменением, поскольку первоначально это эссе послужило ему основой для того, которое он напишет позже, утверждая без раздумий, что поведение детей с аутизмом очень похоже на поведение заключенных в концентрационных лагерях; «Реконструируя или предполагая, как аутичные дети воспринимают мир, я могу утверждать, что так же, как узники концлагерей воспринимали мир, в котором они жили. »
Однако Беттельхайма это не устраивает, и тогда он прибегает к презрительному сравнению, утверждая, что поведение матерей детей с аутизмом такое же, как у охранников СС.
Анализ Беттельхайма начинается с описания так называемых «мусульманских» заключенных, которых другие заключенные называли таким образом, потому что они смирились с тем, что умрут так, как пожелают эсэсовцы, принимая смерть, не проявляя никакого сопротивления, не борясь за выживание и отождествляя себя с врагом. По мнению Беттельхайма, «мусульмане» позволили эсэсовцам овладеть ими психологически и эмоционально, поскольку они интернализировали свои желания, трансформируя свою внутреннюю реальность в соответствии с внешней, имея взгляд на себя и мир, подобный тому, который имеют дети с аутизмом.
В заключение, для Беттельхайма «мусульмане» интернализировали желание эсэсовцев не жить так же, как дети-аутисты интернализируют желание своих родителей, чтобы они не существовали.
Никто не подвергал сомнению его предложения; более того, эти предложения вскоре, по мере публикации Беттельхаймом многих других эссе, превратились в точные факты, великолепно изложенные «учеником» Фрейда. Таким образом, «механический мальчик Джоуи» привлек внимание всего медицинского сообщества, которое с готовностью поддержало теорию «матери-холодильника». Беттельхайм утверждал, что Джоуи был лишен человечности и превращен в машину из-за родительского отвержения, иногда сочетающегося с любовью. Он описывает отчужденную мать, которая позволяла Джоуи плакать часами, когда он был голоден, и которая была занята только собой, то есть Джоуи не вызывал в ней никаких чувств. В результате Джоуи создал воображаемые машины для управления своим телом и разумом, потому что быть человеком было слишком больно.
Мнение Беттельхайма всегда сосредоточено на родителях, именно их он анализирует, вынося субъективные суждения, для которых он не предоставляет никаких доказательств, кроме собственного мнения, основанного на простом интервью, которое он может исказить по своему усмотрению, именно их он обвиняет в том, что они сделали из Джоя машину, машину, которая не развивается и не взаимодействует, потому что они не приносят ему никаких чувств. В его эссе нет подробного описания аутичного поведения, такого как покачивание тела, плохой зрительный контакт, психическая ригидность, боязнь определенных звуков, эхолалия, перестановка местоимений и т.д. Прочитав ее внимательно, я считаю, что доктор Беттельхайм был бы не более чем никем, если бы у него не было поддержки, которую он, к сожалению, получил от медицинского сообщества того времени, присвоившего ему категорию большого авторитета по теме аутизма на более чем тридцать лет, ведь только в 1967 году Беттельхайм публикует «Пустую крепость», трактат, в котором он продолжает делиться с миром своим придуманным «опытом» в лечении аутичных детей, которые, по его собственным словам, «Матери, со своей стороны, либо из фрустрации, либо также из тревоги, отвечают не добротой, а скорее гневом или намеренным безразличием, что создает новую тревогу у ребенка, дополненную ощущением, что мир (в лице матери) не только вызывает дистресс, но и гнев или безразличие».
В этом трактате Беттельхайм описывает случай нескольких детей, первый из которых — Лори, невербальный аутист, фокусируясь, что неудивительно, на ее родителях: он описывает мать как нарциссическую, отца как незаинтересованного в Лори, поскольку он убежден, что она необратимо повреждена, и делает вывод, что проблема кроется в матери или в обоих родителях.
Затем он приводит случай Марсии, у матери которой было трудное детство, так как ей приходилось заботиться о семье, и она возмущалась тем, что она женщина, выходит замуж, но не любит отца. Оба родителя хотели, чтобы Марсии не существовало, но по разным причинам. Отец, чтобы получать больше от матери, а мать, чтобы быть свободной от них обоих. Как следствие всех этих негативных чувств, Марсия воспринимает знаки желаний обоих родителей; что ее нет, и решает жить в небытии, т.е. Марсия решает жить, чтобы отомстить своим родителям.
В качестве введения к этой статье Беттельхайм цитирует — предвосхищая свои собственные идеи — Экштейна и Валлестена, которые при обсуждении психотических детей вспоминают историю о Гензеле и Гретель, иллюстрируя, как «неприятная мать» трансформируется в сознании ребенка, вызывая у него параноидальное представление о матери как о пожирающей ведьме. В этом отношении Беттельхайм подчеркивает, что разрушительная фигура матери или пожирающей ведьмы является порождением воображения ребенка, но, в свою очередь, это же воображение в реальности проистекает из разрушительного намерения личности матери.
Теперь мы должны спросить себя: как Беттельхайм пришел к такому выводу? Правда в том, что мы не знаем, потому что, кроме его собственного мнения, в его эссе нет никаких объективных доказательств того, что матери Джоуи, Лори, Марсии или Марты были отчуждены, или психически расстроены, или испытывали негативные чувства к своим детям, или желали, чтобы их дети не рождались, и он не предоставил эффективных доказательств того, что у этих же матерей был предыдущий психиатрический диагноз каждой из патологий, которые он оценил в них, и он не предоставил их просто потому, что этих диагнозов не существует. Беттельхайм ограничился тем, что по-своему, так, как ему хотелось, интерпретировал «психику» тех родителей, которые пытались искать ответы, основываясь только на его особом «психоанализе», но каким образом он психоанализировал их, проведя одно или два интервью, после которых он обвинил их в том, что они являются причиной аутизма их детей, и посоветовал им поступить в ортогенную школу Чикаго, в которой уже в шестидесятые годы платили по восемь тысяч долларов за ребенка?
В своем великолепном исследовании «Творчество доктора Б» Ричард Поллак пишет, что всегда считал, что его мать преувеличивала, когда говорила, что доктор Беттельхайм ненавидит всех родителей, однако его мнение изменилось после их первой встречи, Его мнение изменилось после первой встречи с Беттельхаймом (Поллак устроил это интервью, чтобы поближе познакомиться со своим аутичным братом Стивеном — заключенным Ортогенной школы в Чикаго в течение пяти лет) и был совершенно поражен жестокостью и презрением, с которым тот отзывался о его матери, утверждая, «что причина проблем в том, что она вела себя как еврейская мать».
Но если вернуться к случаю Марты, то Беттельхайм описывает предысторию ее родителей, например, тот факт, что до рождения Марты ее мать была в депрессии, потом у нее родилась дочь, которая развивалась нормально, потом она сделала аборт, была прооперирована, и ее жизнь осложнилась, ей посоветовали больше не иметь детей, но, игнорируя это, она забеременела Мартой. Отношения между матерью и дочерью стали более сложными, чем в начале, и отец решил сделать выбор между женой и второй дочерью, так как был убежден, что если они продолжат жить вместе, то одна из них окажется в психиатрической клинике. Наконец, отец принял решение в пользу своей жены; Марта не должна жить, отец считал, что Марта уничтожает свою мать, и Марта, почувствовав отношение отца, решила жить как невербальный аутист. Далее Беттельхайм рассказывает, что после нескольких лет преданной заботы Марта открыла своему консультанту веру в то, что ее мать хотела засунуть ее в духовку, а затем съесть. Он сравнил ее с «Гретель» и пришел к выводу, что ужас, тревога и аутизм Марты были ее собственным творением, то есть ужас был способом Марты визуализировать и объяснить себе чувства матери по отношению к ней, а аутизм был спонтанной реакцией, возникшей как защита. И здесь доктор Беттельхейм снова удачно использует «заимствование» чужих идей, в данном случае это постулат Анны Фрейд об «идентификации жертвы с агрессором как механизме самозащиты», который он выдвигает на первый план в работе «Пустая крепость и рождение эго».
Ложь Беттельхайма, биографические подробности, которые он сам же и изобрел, его мания величия, его горячее восхищение Фрейдом и психоанализом, его вульгарное отсутствие оригинальности, его жизненная потребность перестать быть гадким утенком и превратиться в прекрасного лебедя, даже.., ненависть, которую он, возможно, испытывал на протяжении всей своей жизни к родителям, мне было бы все равно, если бы все эти факторы не были фатально объединены с попустительством тех, кто поддерживал его, тех, кто подбадривал его, тех, кто искал легкий ответ под рукой, и который Беттельгейм каким-то образом предоставил им, в результате чего виновным оказался один человек; матери. Даже разумное появление Римланда на сцене аутизма не смогло остановить их, механизм был запущен, и пройдет сорок лет, прежде чем кто-то скажет: «Они не матери-холодильники, не злые ведьмы из сказок, которые принесли такую славу и престиж такому мошеннику, как Беттельгейм, они не гестаповцы, которые наслаждались унижением и пытками тысяч мужчин, женщин и детей только за то, что они были евреями, они не эмоционально неадекватны, их жесты не побуждают их аутичных детей отступить в пустую крепость как единственную альтернативу жизни, лишенной привязанности, они не виновны в разочарованиях и недовольстве презренного существа, которое воспользовалось собственной жестокостью, чтобы создать индустрию аутизма.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.