Поведение — это все, что люди делают или говорят (действия, реакции, ответы, поступки,…). Когда определенные формы поведения человека не соответствуют действительности (например, агрессивное поведение), над ними необходимо работать, чтобы изменить их и, таким образом, способствовать улучшению качества жизни.

Мы расскажем о подкреплении, наказании, моделировании и угасании, а также о других психологических методах, позволяющих научиться новому поведению, устранить или усилить существующее поведение. Вы хотите узнать 8 из этих методов модификации поведения? Продолжайте читать статью от mentalnii: 8 техник модификации поведения.

поведение

1 Положительное и отрицательное подкрепление

Одним из основных методов модификации поведения является подкрепление. Благодаря своей эффективности положительное и отрицательное подкрепление является одним из наиболее широко используемых методов модификации поведения.

Когда применять армирование? Для того чтобы иметь возможность положительно или отрицательно подкреплять то или иное поведение, необходимо определить, является ли оно уместным или неуместным. Когда мы говорим о подходящем поведении, мы имеем в виду то поведение, которое мы хотели бы видеть часто повторяющимся. Одним из приемов или стратегий, обеспечивающих повторение такого поведения в следующий раз, когда человек сталкивается с той же ситуацией, является подкрепление конкретного поведения. Существует два типа подкрепления: положительное и отрицательное.

Положительное подкрепление

Что такое положительное подкрепление? Когда выбирается положительное подкрепление, цель состоит в том, чтобы подкрепить желаемое поведение сразу после его возникновения с помощью награды, чтобы увеличить вероятность его повторения.

  • Примеры положительного подкрепления: поздравление за выполненное поведение и объятия.

Отрицательное подкрепление

Что такое негативное подкрепление? Когда выбирается отрицательное подкрепление, речь идет не о предоставлении вознаграждения, а об удалении или лишении чего-то неприятного для человека, чтобы вероятность повторения желаемого поведения также увеличилась. В этом смысле и отрицательное, и положительное подкрепление имеют одну и ту же цель: увеличить вероятность повторения желаемого поведения, хотя и разными способами.

  • Пример отрицательного подкрепления: уменьшение домашнего задания

2. прерывистое подкрепление

Прерывистое подкрепление относится к той же технике модификации поведения, что и выше (положительное и отрицательное подкрепление), но подкрепление используется не постоянно, а периодически. Другими словами, речь идет не о том, чтобы подкреплять одно и то же поведение каждый раз, когда оно выполняется, а о том, чтобы подкреплять его время от времени.

3. Вымирание

Угасание — еще один из наиболее часто используемых методов модификации поведения. В этом случае оно осуществляется путем отмены предыдущего положительного или отрицательного подкрепления с тем, чтобы поведение со временем исчезло. Таким образом, с прекращением подкрепления человек начнет переставать выполнять определенные действия, пока, наконец, не наступит момент, когда поведение полностью исчезнет. Эта техника всегда работает постепенно, чтобы положить конец нежелательному поведению, которое предполагается устранить.

4. Увядание

Угасание — это еще одна техника модификации поведения, которая подразумевает постепенное изменение поведения. Оно предполагает сопровождение поведения другого человека с помощью средств (вербальных, физических…) для преобразования его в желаемое поведение. В этом смысле эти вспомогательные средства должны быть отменены с течением времени, пока человек не будет в состоянии самостоятельно выполнять желаемое поведение, не нуждаясь в помощи.

5. Формирование

Формирование или лепка поведения осуществляется, когда цель состоит в том, чтобы заставить человека совершить определенное поведение, чего раньше никогда не делалось. Для осуществления этой техники модификации поведения в первую очередь необходимо подкреплять реакции, сходные с желаемым поведением, а по мере формирования желаемого поведения цель состоит в том, чтобы погасить подходы, сходные с желаемым поведением.

6. Наказание

Еще одним из наиболее часто используемых методов модификации поведения, особенно в детском возрасте, является наказание. Применение наказания в качестве немедленного последствия после совершения нежелательного поведения снижает вероятность повторения такого же нежелательного поведения в будущем. Существует два вида наказания: позитивное и негативное.

Позитивное наказание

Наказание — это аверсивный или карательный стимул, который используется для снижения частоты проявления определенных форм поведения в аналогичных ситуациях. Хотя это может быть и наказанием, в данном случае это будет называться наказанием.

Негативное наказание

В этом случае наказанием является удаление приятного стимула.

  • Примером негативного наказания является лишение подростка мобильного телефона.

7. Сытость

Для того чтобы изменить поведение с помощью техники насыщения, подкрепление должно быть представлено массово и чрезмерно, так что чрезмерное присутствие подкрепления ослабляет ценность самого подкрепления, что приводит к восприятию подкрепления как чего-то аверсивного. В этом смысле, когда ценность подкрепления ослабляется путем преобразования его в нечто карательное, человек начинает избегать выполнения определенных видов поведения, чтобы в то же время избежать этих массивных подкреплений.

Пример пресыщения стимулом или подкреплением

Чтобы лучше понять насыщение, приведем следующий пример: ребенок никогда не хочет есть овощи, но всегда хочет есть мясо и картофель, поэтому в течение нескольких дней ему дают только мясо и картофель, пока он не устает от этой пищи и не находит ее неприятной, так что в конце концов он решает есть то, что его родители считают более подходящим.

8. Систематическая десенсибилизация

Систематическая десенсибилизация — это наиболее широко используемая техника модификации поведения для лечения фобий и других расстройств, связанных с тревогой. Это трехступенчатая техника:

  1. Обучение релаксации: обучение пациента навыкам расслабления с помощью различных техник релаксации.
  2. Иерархическое ранжирование ситуаций, вызывающих страх: иерархическое ранжирование ситуаций, которых боится пациент, от наименее страшных до наиболее страшных. Например, пациент с фобией пауков (арахнофобией) будет выстраивать свои ситуации в иерархию, во-первых, представляя себе паука, во-вторых, видя изображение паука, и так далее, пока не дойдет до присутствия живого паука, в движении и в реальной жизни. Кроме того, после создания иерархического списка ситуаций, вызывающих страх, пациент должен показать степень тревоги, вызываемой каждой из ситуаций в списке, и, таким образом, перечислить их в соответствии со степенью тревоги, вызываемой каждой ситуацией (например, от 0 до 10).
  3. Систематическая десенсибилизация: включает в себя воздействие на пациента в ситуациях, вызывающих страх, начиная с наименее боящихся и постепенно продвигаясь вверх по списку. Воздействие может осуществляться через воображение, виртуальную реальность и живое воздействие. Таким образом, в зависимости от пациента и его конкретной ситуации, врач должен будет выбрать, какой тип воздействия наиболее подходит для пациента. Кроме того, постепенно продвигаясь по иерархии, созданной пациентом, следует сочетать ее с техниками релаксации, чтобы уменьшить страх и тревогу, которые ситуации могут вызывать у пациента.

Библиография
Лабрадор, FJ (2008). Методы модификации поведения .
Мартин, Г., и Груша, Дж. (2008). Модификация поведения: что это такое и как применять .