Эмоции позволили людям адаптироваться к окружающей среде и обеспечить выживание нашего вида на протяжении всей эволюции. Все наши эмоции содержат послание и побуждают нас к действию. Знать их и уметь управлять ими — задача не из легких, по крайней мере, в некоторых обстоятельствах, но она вносит значительный вклад в психологическое благополучие.

Осознание собственных эмоций и эмоций других людей — это первый шаг к тому, чтобы уметь управлять ими. Подумайте, сколько раз вы останавливались, чтобы подумать о своих эмоциях, находили их в виде телесных ощущений и размышляли о том, какое послание они хотят до вас донести.

В этой статье мы расскажем вам, что такое эмоциональное осознание: характеристики и примеры.

Вам также может быть интересно: Эмоциональная эмпатия: что это такое, характеристики и примеры

мозг

Что такое эмоциональная осведомленность?

Эмоциональная осведомленность — это знание и распознавание собственных эмоций и эмоций других людей. Рассмотрев определение эмоциональной осведомленности, давайте поговорим об уровнях.

В 1987 году Лейн и Шварц разработали теоретическую модель, включающую пять уровней эмоционального сознания, сложность которых возрастает по мере продвижения по уровням. Эти же авторы участвовали в разработке инструмента оценки под названием «Шкала уровней эмоциональной осведомленности» (Лейн, Р.Д., Куинлан, Д.М., Шварц, Г.Е., Уолкер, П.А. и Цейтлин, С.Б., 1990)[1], в котором 20 сцен описываются с помощью ситуаций, затрагивающих двух людей, а затем спрашивается, что бы чувствовали оба человека. Ниже мы кратко объясним, из чего состоят эти пять уровней эмоциональной осведомленности.

  • Уровень 1. Телесные ощущения: этот первый уровень ограничен физическими ощущениями, которые вызывают эмоцию: «У меня узел в животе», «Я плохо себя чувствую» и т.д.
  • Уровень 2. Тенденция к действию: на втором уровне человек уже готовится к действию, но без идентификации эмоции как таковой. Например, «Я плохо себя чувствую и хочу уйти отсюда».
  • Уровень 3: Единичная эмоция: на этом третьем уровне эмоция идентифицируется как таковая: «Я боюсь», «Я удивлен» и т.д.
  • Уровень 4: Смешанные эмоции: на этом уровне наши эмоции смешиваются с эмоциями другого человека. «Если я получу приз за лучшего работника, а не мой коллега, я буду чувствовать себя счастливым, а он — грустным».
  • Уровень 5. Сочетание: этот последний уровень представляет собой сочетание смешанных эмоций. Например: «Если награду за лучшую работу получу я, а не мой коллега, я буду чувствовать себя счастливым, а он — огорченным. Но при этом я буду переживать за него, а он, несомненно, будет гордиться мной».

Характеристики эмоционального сознания

Почему эмоциональная осведомленность так важна и каковы ее преимущества? Эмоциональное самосознание подразумевает, по словам Дэниела Гоулмана[2]:

  • Знать, какие эмоции мы испытываем и почему мы их испытываем.
  • Знать, какие связи имеют наши чувства, мысли, слова и действия.
  • Осознание того, как наши чувства влияют на нашу работу.
  • Иметь базовое представление о наших ценностях и целях.

Примеры эмоциональной осведомленности

В нашей повседневной жизни мы можем найти множество примеров, связанных с распознаванием наших эмоций. В некоторых случаях это распознавание происходит легко, а в других осознать их бывает сложнее. Давайте рассмотрим несколько примеров эмоциональной осведомленности:

  • Представьте, что вам нужно провести презентацию на публике. Перед этим моментом вы будете сильно нервничать, т.е. испытывать некоторое беспокойство. Вам даже не составит труда определить, в каких частях тела вы ощущаете это беспокойство: «Я боюсь сделать плохо, у меня комок в горле», «Я беспокоюсь, что не смогу хорошо объясниться, у меня пересохло во рту» и т.д. Знание этого является примером эмоционального самоанализа.
  • Теперь подумайте о ситуации пандемии, которую мы переживаем: какие эмоции вы испытываете? Возможно, в данном примере распознавание эмоций сложнее, поскольку мы испытываем одновременно множество эмоций: гнев, печаль, разочарование… Разделить и идентифицировать их будет более сложной задачей, что повлияет на управление ими и также является примером эмоционального самоанализа.
  • Эмоциональная осведомленность также включает в себя распознавание эмоциональных состояний других людей. Подумайте, например, о медицинских работниках, интервью с которыми мы видим на телевидении: какие эмоции они испытывают, когда говорят о коллапсе в отделениях интенсивной терапии? Те же самые эмоции возникают, когда они выписывают пациентов? Какие эмоции вы можете определить в обоих случаях?
  • Наконец, на более повседневном уровне мы можем понять, что чувствует друг, когда мы сделали комментарий, который мог его обидеть. Они могут испытывать гнев, а мы — стыд за свой поступок.

Мероприятия по развитию эмоционального сознания

Для того чтобы работать над эмоциональной осведомленностью, можно провести ряд мероприятий разного типа. Вот некоторые рекомендации и упражнения для работы над эмоциональной осведомленностью:

1. Психообразование

На более теоретическом уровне мы можем документировать себя и читать об эмоциях и эмоциональном функционировании, узнавать о типах существующих эмоций и т.д. Это позволит нам выполнить другие, более практические упражнения по осознанию своих эмоций.

2. Наблюдение

Наблюдение — это способ сбора информации о себе и окружающей среде. Практикуйте наблюдение, чтобы осознать эмоции других людей, и используйте самонаблюдение, чтобы осознать свои собственные эмоции. Подумайте, где и как вы их чувствуете: «Я чувствую изжогу», «мой пульс учащается» и т.д. Обращайте внимание на свои телесные ощущения, мысли, реакции и обращайте внимание на невербальный язык, чтобы интерпретировать и осознавать эмоции других людей.

3. Маркировка эмоций

Назовите эмоции, которые испытываете вы, и эмоции, которые, как вы думаете, испытывают другие. Попробуйте также связать эмоцию с причинами, которые ее вызывают: иногда это будет проще («Я нервничаю, потому что мне нужно выступить на публике», а иногда сложнее: «Я нервничаю и не знаю почему»). Здесь вы найдете список эмоций.

4. Ситуации

Еще одно упражнение для эмоционального самоанализа заключается в следующем: подумайте о таких ситуациях, как провал на экзамене, объявление о беременности, свадьба лучшего друга, смерть члена семьи и т.д. И подумайте об эмоциях, которые люди обычно испытывают в таких ситуациях. И наоборот, составьте список эмоций и рассмотрите ситуации, которые их вызывают.

5. Диаграмма лица

Это задание может быть полезно при работе над эмоциями с детьми. Мы можем предложить им лист бумаги с рядом нарисованных кругов и попросить нарисовать счастливое лицо на первом, грустное лицо на втором и сердитое лицо на третьем. Таким образом, они будут думать и осознавать, какие выражения мы используем, когда испытываем каждую эмоцию.

В этой статье о том, как развить эмоциональный интеллект, вы найдете больше упражнений для работы над эмоциональной осведомленностью.