Фиолетовый — это интенсивный цвет, возникающий в результате соединения красного и синего, и представляет собой соединение силы первого со спокойствием второго. Этот цвет, по сути, является результатом смешения двух контрастных, почти противоположных оттенков, что придает ему множество значений: это цвет трансформации, тайны, постоянного поиска, а иногда и страдания. В зависимости от оттенков, он может вызывать различные ощущения, которые могут быть интерпретированы индивидуально. Юнг определил фиолетовый как цвет, который находится «между человеческим и божественным, союз двух природ». В этой статье мы вместе узнаем о значении фиолетового цвета в психологии.

Вам также может быть интересно: Значение цвета золота в психологии

колорит

Что означает фиолетовый цвет в психологии?

Фиолетовый — это встреча двух диаметрально противоположных цветов как по физиологическому, так и по психологическому значению. Проникающая и активная сила красного цвета заглушается удовлетворительным спокойствием синего. Поэтому стимул неоднозначен. Можно представить фиолетовый цвет как точные весы, где одна пластина измеряет седативный эффект синего на парасимпатический, а другая — каждое колебание красного и его возбуждающее действие. По сути, этот колорит показывает осведомленность.

С психологической точки зрения, сиреневый цвет выражает деликатность, эстетическую чувствительность и магическое мышление. Сексуальность (красный цвет) гаснет и трансформируется через синий цвет в соблазн, в эстетическое измерение. Фиолетовый представляет собой переход между двумя противоположными цветами — синим и красным, и достижение гармонии этих двух создает то, что Н. Кузано называет «coincidentia oppositorum», а высший уровень соответствует мистической интуиции. Леви-Брюль в своих антропологических исследованиях племенных религий также смог установить, что фиолетовый — это цвет магической идентификации и мистического участия.

Форма фиолетового — это ромб (проникающие аспекты красного) с округлыми сторонами (регрессивные и приветливые аспекты синего), который отличается гармонией и равновесием.

Интерпретации фиолетового цвета

Было замечено, что фиолетовый цвет является цветом выбора для людей с гормональными и эндокринологическими нарушениями, включая женщин в период беременности и грудного вскармливания. Если фиолетовый от природы предпочтителен для девочек, то преувеличенный выбор этого цвета в зрелом возрасте может указывать на инфантилизм, внушаемость, соблазнительные аспекты, эмоциональную лабильность и повышенную чувствительность. Отказ от фиолетового цвета указывает на блокировку чувствительности из-за страха отказаться от своей независимости или из-за боязни подвергнуть себя большей уязвимости. Неприятие фиолетового цвета часто сопровождается обидчивостью и эгоцентризмом, не склонными к эмпатии, чувствительности и идентификации.

Значение в культурах

Культура также влияет на значение, придаваемое фиолетовому цвету. Давайте рассмотрим значение фиолетового цвета в каждом контексте:

  • Что означает фиолетовый цвет в духовном плане? Фиолетовый цвет ассоциируется с тайной, мистицизмом, покаянием, бессознательным, секретностью, суеверием, меланхолией, смертью, страхом, благочестием, разочарованием, постом, очарованием, смирением, мечтами и магией.
  • В христианстве сиреневый цвет связан с покаянием, искуплением и воспоминаниями. Его основные цвета, соединенные в равных частях, представляют мудрость и любовь; на древних картинах Страстей Христовых Спаситель изображался в фиолетовом плаще. Это также церковный цвет, используемый во время медитативного периода Адвента, который готовит к празднику Рождества Христова, и Великого поста, периода покаяния перед Пасхой.
  • На Востоке фиолетовый цвет связан с пороком и злом, особенно в Японии, он вызывает грех и страх и поэтому запрещен в браке.
  • В Венесуэле и Турции фиолетовый цвет ассоциируется с трауром.
  • Фиолетовый цвет — это энергетический центр седьмой чакры.
  • Социологический анализ показывает, что фиолетовый — один из наименее ценимых людьми цветов.

Фиолетовый цвет в нейромаркетинге

В нейромаркетинге фиолетовый цвет вызывает в воображении тайну, духовность, тщеславие, фантазию, магию, мудрость, моду, успех и роскошь, и по этой причине он используется в косметическом секторе, особенно в парфюмерии и моде (как правило, для женщин), в секторе досуга, в церковном секторе, в детском секторе и в коммуникации.

Его рекомендуется использовать для росписи стен в помещениях, где требуется сосредоточенность и уединение, поскольку он помогает освободиться от мук и погрузиться в себя, поэтому он полезен в комнатах писателей или студентов. По этой же причине его нежелательно использовать в жилых помещениях, таких как гостиные и кухни.

В профессиональной сфере он кажется цветом, который внушает уважение и институциональность, и поэтому может быть использован для медицинских и юридических исследований. Кроме того, он кажется идеальным в спальнях пар, переживающих кризис, поскольку поможет вернуть спокойствие и пробудить желание.

Фиолетовый цвет в феминизме

Красный и синий — цвета сексуальных различий: их сочетание пробуждает в женщинах чувство эмансипации и желание, чтобы их рассматривали не только как женскую часть, но и как личность во всей ее полноте. Именно по этой причине фиолетовый цвет является эффективным символическим рупором феминистского движения.

Так появился термин «purplewashing»: приставка «purple» ассоциируется с верой в феминизм, а глагол «to wash» используется для осуждения стратегий кооптации, которые используют права меньшинств для поддержания или усиления структурных форм дискриминации. В контексте феминизма он используется для описания различных политических и маркетинговых стратегий продвижения стран, отдельных лиц, компаний и других организаций через призыв к гендерному равенству. Это слово также используется для критики того, как западные страны, не достигшие полного гендерного равенства, оправдывают его, подчеркивая, что в других странах или культурах качество жизни женщин все еще хуже.