«Дети по своей природе уязвимы, но в то же время они сильны в своем стремлении выжить и расти».
Радке-Ярроу и Шерман (1990)
История — первоклассный свидетель невообразимой способности человека преодолевать трагедии, катастрофы, пограничные переживания и так далее. Человеческие существа могут демонстрировать очень высокую способность преодолевать опустошение, лишения, потери, стрессовые и болезненные переживания и жить дальше, не теряя смысла жизни. В этой статье мы поговорим о жизнестойкости: научиться преодолевать трагедии и личные катастрофы.
Вам также может быть интересно: Эмоциональная зрелость: определение и характеристики
Что такое жизнестойкость?
История человечества показала, что, как говорит Борис Цирульник, «ни одна рана не является судьбой». Такие примеры, как Иов, Анна Франк, Виктор Франкл и другие, менее известные, но не менее значимые, например, некоторые из выживших после еврейского холокоста, устроенного нацистами, или многие дети-сироты, пережившие бомбардировки Лондона во время Второй мировой войны, которые каким-то образом смогли реорганизовать свою жизнь и преодолеть ужас войны и разрухи, демонстрируют огромную способность человека противостоять травматическому опыту.
Термин «жизнестойкость» берет свое начало в мире физики. Он используется для выражения способности некоторых материалов возвращаться к своему естественному состоянию или форме после воздействия высоких деформирующих напряжений.
Жизнестойкость происходит от латинского resalire (отскакивать). Оно связано с идеей отскока или отталкивания. Префикс re относится к идее повторения, оживления, возобновления. Таким образом, с психологической точки зрения Resiliar — это возрождение, оживление, движение вперед после пережитого травматического опыта.
По словам Марии Евгении Монеты, понятие жизнестойкости относится к «процессу хорошей толерантности к ситуациям высокого риска, демонстрации позитивной адаптации перед лицом невзгод или травмы и управления переменными, связанными с риском в сложных ситуациях».
Таким образом, жизнестойкость — это способность человека справляться с неблагоприятными ситуациями — ситуациями высокого риска (потеря, полученный вред, крайняя бедность, жестокое обращение, чрезмерно стрессовые обстоятельства и т.д.) и преодолевать их, в процессе чего происходит обучение и даже трансформация. Она предполагает высокую способность адаптироваться к стрессовым требованиям окружающей среды. Жизнестойкость создает гибкость для изменения и реорганизации своей жизни после получения высоких негативных воздействий.
Жизнестойкость — это не способность страдать и терпеть, как стоик. Жизнестойкость в психологии- это не способность противостоять плохому обращению, травмам и т.д., а способность восстановить то развитие, которое было у человека до шока. Жизнестойкость человека позволяет ему преодолеть травму и восстановить свою жизнь. Борис Цирульник идет еще дальше и говорит о «способности человека восстанавливаться после травмы и, не оставляя шрамов на всю жизнь, быть счастливым».
Таким образом, жизнестойкость не означает неуязвимость, невосприимчивость к стрессу или боли, а скорее способность отскочить назад и восстановиться после тяжелых испытаний и стрессовых/травматических переживаний.
Как развивается жизнестойкость?
Влияют ли на жизнестойкость врожденные факторы (конституциональные аспекты, личностные качества), можно ли воспитать жизнестойкость, и что определяет, что одни люди устойчивы к травматическому опыту, а другие поддаются ему из-за своей уязвимости? Что влияет на то, стали ли люди, которые родились и выросли в ситуациях повышенного риска, психологически здоровыми и успешными? Существуют ли социальные (семья, социальная и культурная среда) или интрапсихические факторы, которые, как правило, способствуют развитию жизнестойкости у некоторых людей? Ограничено ли развитие жизнестойкости определенными этапами жизни? Эти опасения возникают при обсуждении данной темы.
Во-первых, человек не рождается жизнестойким. Жизнестойкость — это не какая-то врожденная биологическая сила, и она не приобретается в процессе естественного развития человека. Жизнестойкость — это не компетенция, которая развивается вне контекста, по воле человека. Она не создается только самим человеком, а возникает в связи с определенной средой, окружающей человека.
С другой стороны, не существует фиксированного шаблона или формулы для его построения, но каждый человек развивает его в соответствии со своими потребностями и с учетом культурных различий, в зависимости от контекста, в котором он живет. В этом смысле культурный контекст играет фундаментальную роль в том, как каждый человек воспринимает и справляется с невзгодами и стрессами, с которыми его сталкивает жизнь. Таким образом, каждый человек вырабатывает свои собственные стратегии преодоления травматического опыта. Однако это зависит от того, как происходит взаимодействие между человеком и его окружением. Борис Цирульник комментирует: «Жизнестойкость сплетена: ее можно найти не только во внутреннем «я» или в окружающей среде, но и между ними, потому что она постоянно связывает интимный процесс с социальной средой». По словам биолога Матураны, это «танец между двумя».
По мнению нейропсихиатра Бориса Цирульника, есть два фактора, которые способствуют развитию жизнестойкости у людей:
- Если человек в раннем детстве смог сплести принцип личности, через надежную привязанность, которая формируется в отношениях с другим (воспитателем), через взаимодействие и обмен, который сплетает жизнестойкость от внутриутробной коммуникации, через связь с воспитателем, особенно с матерью, которая обеспечивает аффективную безопасность в первые годы жизни. Такой тип взаимодействия становится защитным механизмом.
- Если после «порчи» (травматического опыта) вокруг человека организуется сеть «опекунов развития», то есть возможность держаться или удерживать кого-то или что-то. Это что-то или кто-то, за кого можно держаться, становится хранителем жизнестойкости, которая способствует или провоцирует здоровое и функциональное психологическое развитие после травмы. Этот воспитатель выступает в качестве средства развития у ребенка чувства жизни и идентичности.
Вложение: платформа для развития жизнестойкости или основа для развития уязвимости
Привязанность — то, как опекун и ребенок связаны друг с другом в раннем возрасте — является решающим фактором в формировании жизнестойкости личности и в том, как человек учится регулировать свои эмоции. Привязанность порождает первые положительные (привязанность, безопасность, доверие) или отрицательные (незащищенность, страх, покинутость) чувства и ощущения.
Привязанность можно определить как связь, которую устанавливает один человек, чтобы сформировать интенсивную эмоциональную связь с другим. Эта склонность людей, особенно в раннем возрасте, эмоционально привязываться к человеку, которого они воспринимают как своего опекуна, является первичной (необучаемой) биологической потребностью, такой же необходимой, как потребность в голоде или жажде.
Желание или потребность ребенка установить стабильные связи со своими родителями или лицами, их заменяющими, настолько сильны, что даже в присутствии «негативной» фигуры они устанавливаются. В этом случае мы говорим об избегающей привязанности, или амбивалентной привязанности, или дезорганизованной привязанности, к которым мы обратимся позже.
Несомненно то, что формирование привязанности оказывает фундаментальное влияние на психическое здоровье и эмоциональное развитие ребенка, а также оказывает большое влияние на организацию и регуляцию работы мозга. Это также окажет определяющее влияние на то, как этот человек будет относиться к другим людям и вести себя с ними во взрослой жизни. От того, как ребенок привязывается к своим воспитателям, зависит состояние безопасности или незащищенности, тревоги/страха или эмоциональной стабильности, которое возникнет у него во взрослой жизни. Привязанность может быть предиктором того, как человек будет вести себя во взрослой жизни в отношениях со сверстниками, партнерами и детьми.
Таким образом, стиль привязанности является либо фактором психологической жизнестойкости, либо фактором риска, с точки зрения его потенциала для укрепления эмоционального здоровья и благополучия, а также адекватного когнитивного функционирования, или, наоборот, как источник психологических проблем.
Виды привязанности
В зависимости от реакции воспитателя у ребенка может развиться несколько типов привязанности:
Надежное крепление
В это время у ребенка появляется уверенность в том, что опекун (опекуны) будет отзывчив и готов сотрудничать в удовлетворении его основных потребностей или перед лицом угрожающей и пугающей ситуации. В формировании этого типа привязанности мать играет основополагающую роль. Материнская фигура является основой для формирования жизнестойкости. Для новорожденного главное — потребности, и он полностью зависит от матери в удовлетворении своих потребностей. На этой стадии малыш полностью сливается с матерью. Мать является единственным источником защиты и любви для ребенка. Когда мать выполняет свою роль в обеспечении потребностей ребенка и способствует созданию вокруг него безопасной среды, возникают отношения надежной привязанности, которые являются платформой для развития жизнестойкости ребенка. Как говорит Маргарита Г. Маскович, цитируя Фонаги, «надежная привязанность — это верный путь к жизнестойкости».
Сформируется ли у ребенка надежная привязанность, зависит от того, как взрослый опекун (мать, отец, другой человек) связан с ребенком. Если отношения воспитателя с ребенком строятся с учетом потребностей ребенка (он знает, что нравится ребенку), если воспитатель выражает эмоции позитивно и конгруэнтно, если воспитатель получает удовольствие от физического контакта с ребенком, то у ребенка с большей вероятностью разовьется доверие и безопасность, а также более высокая эмоциональная саморегуляция и большая конгруэнтность в его эмоциональных проявлениях.
Безопасная привязанность представляет собой аффективные связи, которые действуют как механизмы или системы самозащиты от невзгод, враждебных и стрессовых воздействий окружающей среды.
Амбивалентная привязанность
В этом случае ребенок чувствует себя неуверенно по отношению к воспитателю, поскольку воспитатель не конгруэнтен и не последователен в своей реакции на ребенка. В этом контексте отношения воспитателя с ребенком характеризуются низким уровнем вербального общения, низким уровнем физического контакта, а также низкой реакцией на плач и вокализы ребенка. Как следствие, у ребенка развивается гневное и амбивалентное поведение, он становится пассивным, зависимым и не желает соглашаться с правилами и ограничениями. Такое поведение является ответом на действия воспитателей, которые реагировали на его эмоциональные проявления лишь прерывисто и амбивалентно, реагируя больше на негативные чувства ребенка, чем на его позитивные.
Позже, во взрослой жизни, люди с амбивалентной привязанностью становятся драматичными и чрезмерно эмоциональными, что является следствием сбоя в работе их базы безопасности, сохраняя как «чрезмерную привязанность», так и гневное поведение, с низким уровнем эмоциональной регуляции.
Небезопасная привязанность (избегающая)
Это происходит, когда взрослый не реагирует на требования ребенка о защите или делает это непоследовательно, что порождает неуверенность в ребенке. Такой тип привязанности препятствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, что приводит к его изоляции (избеганию контакта) или развитию тревожного отношения из-за воспринимаемой недоступности воспитателя.
В этом контексте лицо, осуществляющее уход, избегает физического контакта с ребенком. Более того, их поведение — это отвержение ребенка и несогласие с его желаниями. Стиль отношения воспитателя к ребенку порождает у ребенка дистанцирование по отношению к воспитателю, избегание физического и эмоционального контакта с ним.
Дезорганизованная привязанность
Такая привязанность возникает, когда воспитатель(и) амбивалентен(ы) в своем обращении и способе отношения к ребенку, иногда принимая и реагируя положительно на ребенка, а в другой раз отвергая его, порождая страх и замешательство у ребенка по отношению к воспитателю. При такой форме привязанности опекун не предлагает страдающему ребенку ответы, которые способствуют его благополучию.
Этот особый стиль привязанности напрямую связан с жестоким обращением с детьми. Скорее всего, из-за опыта плохого обращения и жестокого обращения со стороны опекуна.
Этот вид привязанности представляет наибольший риск, учитывая враждебность, проявляемую опекуном, что выливается в отвержение, жестокое обращение и плохое обращение с детьми.
Повышение жизнестойкости
Как содействовать раннему развитию и формированию основ жизнестойкости? Или как человек, семья, учреждение или государство формулирует и обеспечивает вокруг травмированного человека внешние ресурсы, которые позволяют ему вернуться к более здоровому и функциональному типу развития? Какие стратегии могут быть использованы для продвижения жизнестойкости? Давайте рассмотрим некоторые ключевые элементы этого процесса.
Семейный контекст
Прежде всего, как говорит С. Санчес: «Жизнестойкость- это характеристика, которой можно научиться как продукту позитивного взаимодействия между личностным и средовым компонентом индивида». Этот компонент окружающей среды, упомянутый Санчесом, — это, в первую очередь, семья.
Несомненно, самая большая ответственность за продвижение жизнестойкости лежит на семье, которая идет рука об руку с законами развития и экологией человека. А в семье основную роль в повышении жизнестойкости играет мать как основной заботящийся человек. Таким образом, функциональное или дисфункциональное взаимодействие матери с ребенком порождает в последнем обучение, которое сформирует форму аффективной связи и стиль отношений силы или слабости, что станет основой для действий и ответов индивида на вызовы и требования окружающей среды. В соответствии с этой линией мысли, эмпирические результаты подтверждают, что тип аффективной связи, построенной в первые годы жизни, создает основу для развития способной и уверенной в себе личности, обладающей необходимыми силами, чтобы противостоять и преодолевать сильные невзгоды и травматический опыт.
Тренеры по жизнестойкости
Еще один необходимый элемент в процессе развития жизнестойкости можно увидеть в поучительном ответе Бориса Цирюльника в интервью, опубликованном в журнале Le Figaro: «Каждый может стать жизнестойким, потому что это вопрос восстановления, насколько это возможно, тех частей личности, которые были разрушены травмой. Но шов никогда не бывает идеальным, и повреждения оставляют следы. Чтобы стать жизнестойким, необходимо выяснить, как внутренние ресурсы были пропитаны памятью, каково значение травмы для человека, и как наша семья, наши друзья и наша культура размещают вокруг раненого человека внешние ресурсы, которые позволят ему/ей возобновить некое развитие.
Эти внешние ресурсы, о которых упоминает Цирульник, могут быть предоставлены только хранителями жизнестойкости (семья, друзья, культура). Цирульник добавляет: «Если рана слишком велика, если никто не дует на угли жизнестойкости, которые все еще остаются внутри, это будет психическая агония и незаживающая рана» (Цирульник, 2001). В этой связи мадам Елена Фуэнте Мартинес также отмечает: «В этом процессе восстановления присутствие других людей очень важно, потому что в одиночестве невозможно найти ресурсы для исцеления боли, нам нужны другие, чтобы выражать, говорить, делиться, иметь в виду и строить действия, которые позволяют нам проработать болезненный опыт».
Смысл жизни
Наконец, придание смысла жизни является важным элементом, который позволяет человеку, пережившему травму, преодолеть ее. Анна Форес говорит: «Когда поиск смысла имеет благоприятный исход, тогда травмированный человек может двигаться вперед в процессе трансформации. Напротив, если этот поиск будет продолжаться бесконечно, не находя ответа, мы найдем лишь рану, которая никогда не заживет: чувство тревоги и боли сохранится надолго». Ницше хорошо сказал: «Тот, у кого есть зачем жить, найдет как». Или, говоря словами доктора Стивена Кови: «Горе тому, кто не видит смысла в своей жизни, не видит цели, не видит намерения и, следовательно, не видит смысла в жизни, он потерян». Человек, осознавший свою ответственность перед человеком, который ждет его со всей нежностью, или перед незавершенным делом, никогда не сможет выбросить свою жизнь на ветер. Он знает «почему» своего существования и сможет вынести почти любое «как».
Человек живет в постоянном поиске смысла, который придает смысл его жизни, и когда он его не находит, то поддается требованиям окружающей среды. Как сказал Р. Мэй: «Человек не может долго жить в состоянии пустоты: если он не растет к чему-то, он не только стагнирует; подавленные потенциальные возможности превращаются в болезненность и отчаяние и в конечном итоге в разрушительную деятельность». Эта реальность становится еще более явной в ситуациях серьезных трудностей и лишений (смерть, крайняя бедность, крупные потери, болезни, плохое обращение, лишения, жестокое обращение и т.д.).
Выживший в нацистских концлагерях и, несомненно, жизнестойкий человек, доктор Виктор Франкл, говорит по этому поводу: «Человек, который проецирует себя на смысл, который взял на себя обязательства, который воспринимает его с позиции ответственности, будет иметь несравненно больше шансов выжить в экстремальных ситуациях, чем остальные нормальные люди».
Смысл, таким образом, возвращает человеку, погруженному в разрушительные и трагические ситуации, возможность открыться позитивным и обнадеживающим аспектам существования.
Выводы
- Исследования показывают, что когда детям удается установить в самые ранние месяцы и годы надежную связь привязанности (безопасность, доверие к воспитателю и т.д.), это состояние выступает в качестве предиктора их жизнестойкости. В этом процессе мать играет фундаментальную роль, хотя ребенок является не только «пассивным реципиентом» в этом процессе, но и выступает в качестве «соавтора» вместе с матерью и отцом, не игнорируя вес культурного контекста. С другой стороны, небезопасный стиль привязанности препятствует возникновению жизнестойкости, хотя этот стиль привязанности не следует рассматривать в детерминистских терминах как фатальность, а как тенденцию, которую можно обратить вспять при правильном подходе.
- В момент травмы существование тренеров жизнестойкости служит фундаментальной поддержкой, помогающей человеку вновь обрести смысл жизни. По словам Бориса Цирульника, им нужен «человек, который ознаменует их жизнь положительным образом, на уровне аффекта».
- Эмпирические данные показывают, что жизнестойкие дети, те, которым удалось установить надежную привязанность, проявляют компетенции в области личного взаимодействия, социализации, силы для преодоления невзгод, аффективной саморегуляции, ориентации на социальные ресурсы, здоровой самооценки, креативности и изобретательности для преодоления препятствий и др.
- «Жизнестойкость — это динамический процесс, который происходит во времени и поддерживается взаимодействием между человеком и окружающей средой, между семьей и социальным окружением. Это результат баланса между факторами риска, защитными факторами и личностью человека, его функциональностью и структурой семьи». (Алисия Энглер)
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.