В настоящее время в психологии существует множество теорий, направленных на повышение нашего эмоционального благополучия, а также нашей собственной мотивации, чтобы мы могли реализовать свои жизненные цели и ощутить преимущества, которые несет с собой наше собственное личностное развитие. Одной из таких теорий является теория человеческой мотивации психолога Абрахама Маслоу, который определил основные потребности человека и разделил их на категории в соответствии с иерархическим порядком важности для выживания и нашего собственного мотивационного потенциала.

Этот гуманистический психолог предполагает, что каждый раз, когда мы удовлетворяем свои потребности, на нашем пути появляются другие потребности, которые мы также будем стараться удовлетворить, чтобы чувствовать себя более полными и реализованными. В этой статье мы рассмотрим теорию Маслоу о человеческой мотивации. Кроме того, мы объясним с помощью хорошего резюме и примеров, в чем состоит эта теория.

Вам также может быть интересно: Пирамида Маслоу: практические примеры потребностей

Теория человеческой мотивации Маслоу

По мнению психолога Абрахама Маслоу, потребности, которые есть у человека, заставляют нас иметь силу воли для преодоления всех трудностей, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Когда мы говорим о мотивации, мы имеем в виду те желания, которые побуждают нас стремиться к достижению какой-то цели и удовлетворять наши человеческие потребности. Именно поэтому Маслоу посвятил себя исследованию того, какие потребности есть у людей, и в итоге создал модель, известную как пирамида Маслоу. Эта модель состоит из 5 иерархических уровней, которые выглядят следующим образом:

  • Базовые или физиологические потребности: относятся к основным потребностям, необходимым для выживания человека.
  • Безопасность: относится к потребности чувствовать себя в безопасности и защищенным в жизни.
  • Принадлежность: Это потребность принадлежать к социальной группе и чувствовать себя принятым ею.
  • Признание: все те потребности в признании и принятии себя и других.
  • Самореализация: это самый высокий уровень в иерархии потребностей, и чтобы достичь его, необходимо, чтобы все остальные потребности были удовлетворены, поскольку он относится к ощущению счастья в жизни.

реализация себя

Примеры потребностей согласно теории мотивации Маслоу

Далее мы покажем вам каждую из потребностей пирамиды Маслоу с соответствующими примерами, чтобы лучше понять, к чему относится каждая из них.

1. основные или физиологические потребности

Поскольку основные потребности по Маслоу — это потребности, связанные с нашим собственным выживанием, мы находим возможность дышать, есть и пить, одеваться, вступать в сексуальные отношения и т.д. Например, можно сказать, что человек, который имеет достаточную одежду, чтобы укрыться от холода зимой, и может нормально питаться, удовлетворил основные или физиологические потребности, которые позволяют ему или ей выжить.

С другой стороны, человек, живущий на улице, голодный и холодный, не имеет таких потребностей, которые необходимы нам для выживания, и поэтому рискует оказаться не в состоянии сделать это.

2. Безопасность

К этой группе потребностей относятся все те, которые обеспечивают нам безопасность и позволяют чувствовать себя защищенными, давая нам независимость и самодостаточность. Например, человек, имеющий крышу над головой, достаточно здоровый, чтобы работать и быть в состоянии платить за квартиру и быть самодостаточным, считается человеком, у которого покрывается этот вид потребности.

Напротив, человек, не имеющий удовлетворения такого рода потребностей, может не иметь работы, здоровья, крыши над головой, обеспечивающей безопасность и комфорт, а также других вещей, которые делают его не независимым.

3. Принадлежность

Человек, у которого удовлетворены потребности такого типа, чувствует себя частью социальной группы и, следовательно, ощущает, что члены этой группы его ценят и дорожат им. Например, человек, у которого есть семья, на которую он может рассчитывать, группа друзей, к которым он может обратиться, когда ему нужны товарищеские отношения и совет, может иметь партнера, которому он может доверять, и сексуальную близость.

С другой стороны, человек, у которого эта потребность не удовлетворена, чувствует себя одиноким и изолированным от общества, поскольку не принадлежит ни к одной социальной группе и не имеет семьи, которая могла бы его поддержать.

4. Признание

Когда человек более или менее удовлетворил все вышеописанные потребности, это следующая потребность, которую он захочет удовлетворить. Человек, у которого эта потребность удовлетворена, чувствует себя уверенным в себе и знает, как признать свою личную ценность. Ярким примером может служить человек, который эффективно работает на работе, ему нравится то, что он/она делает, и другие признают его/ее заслуги.

Напротив, человек, у которого эта потребность не удовлетворена, имеет низкую самооценку, не считает себя подходящим для того, что он делает, не чувствует себя спокойно в своей работе, и никто не признает его работу.

5. Самореализация

У человека, находящегося на этом уровне, все остальные потребности полностью удовлетворены. Примером человека, находящегося на этом уровне, является независимый, уверенный в себе, считающий себя успешным человеком и чувствующий, что у него есть все необходимое для счастья. Они любят помогать другим, имеют открытый ум, уважают идеи и мнения других людей, а также свои собственные, любят постоянно учиться новому и много заботятся о своем личном развитии.

Противоположностью этому человеку будет тот, кто, несмотря на успех и любовь к своему делу, не чувствует себя полностью удовлетворенным и постоянно ощущает, что для достижения счастья чего-то не хватает.

Пирамида потребностей Маслоу в экономике

Одним из самых последних и любопытных применений теории человеческой мотивации является пирамида Маслоу в экономике. Сегодня изучается стремление человека покупать и потреблять продукты в соответствии со своими потребностями.

В маркетинге мотивация применяется в кампаниях по продаже товаров и услуг. Таким образом, компании изменяют рекламное сообщение о том, что они хотят продать, в соответствии с потребностями, которые, по их мнению, они могут удовлетворить.