Все мы знаем, как важно для личного, социального и профессионального развития людей получение новых знаний, обучение на протяжении всей жизни и интеллектуальный рост. Но мы часто ошибаемся при расстановке приоритетов, потому что забываем нечто фундаментальное: образование для эмоциональной жизни. Простой и сложный факт жизни предполагает обучение, и чтобы улучшить качество нашей жизни, мы должны научиться наблюдать, анализировать, исследовать, размышлять и правильно использовать «повседневные знания», которые мы приобретаем изо дня в день.

Вам также может быть интересно: Как управлять эмоциями

консультация

Парадигма психологии здоровья

Но для того, чтобы найти внутренний баланс, действовать ответственно и стремиться к полному развитию (в меру своих возможностей), мы также должны научиться различать, понимать и контролировать свои эмоции и чувства. Это значит уметь их контекстуализировать, расставлять приоритеты, интерпретировать, осознавать их и их последствия для нас и окружающих. Потому что любое наше размышление или действие в данный момент может зависеть от нашего душевного состояния и, таким образом, может негативно повлиять на разрешение конфликта, на принятие решения или на наше взаимодействие с окружающей средой.

Исходя из этого, мы видим, что в настоящее время наша клиническая практика сталкивается с большими вызовами и сильными преобразованиями. Работа с эмоциями сегодняшнего психолога не может ограничиваться лечением классических психопатологических структур или использованием традиционного психоаналитического метода. Многие из нас, находящихся в парадигме психологии здоровья, были вынуждены предложить нашим пациентам новые рабочие устройства с новыми рамками, в которых мы подчеркиваем укрепление терапевтической связи и развертывание спонтанности, игры и творчества.

Только так мы можем сфокусироваться на проблеме и достичь определенного уровня эффективности в ее решении, не заблудившись в сложных лабиринтах свободных ассоциаций и интерпретаций в строгом психоаналитическом смысле. Современная психопатология требует от нас такой модальности работы, которая выходит за рамки классического психоанализа. Клиника изменилась, и это то, что мы не можем игнорировать. Психотерапевты, вовлеченные в социальную реальность начала века и тысячелетия, отмеченную изменениями неоспоримого исторического своеобразия, сталкиваются с новыми проблемами, которые могут привести нас к пределу уныния, или к углублению наших знаний и расширению способов вмешательства. Мы не можем унывать.

Поэтому (как всегда говорит один из моих учителей) наша цель должна заключаться в том, чтобы четко понимать, что мы делаем, и почему мы делаем то, что делаем, чтобы стараться делать это все лучше и лучше. Нашу профессиональную деятельность можно уподобить своего рода «плаванию» (говоря метафорически), подобному тому, которое предложил Дж. А. Марина в «Этике для каставеев»:

«Парусный спорт, говорит Марина, — это отличная метафора разумной жизни»; «это победа воли над детерминизмом». Но в то же время вышеупомянутый автор пишет книгу для кастаньет, а не для моряков, поскольку считает, что «мы не плывем в одной лодке, а плывем по одной реке». Темы, о которых он рассказывает в этой книге: как удержаться на плаву; как построить лодку и управлять ею; как выбрать хороший курс и достичь цели. Я думаю, что мы, как психотерапевты, ежедневно принимающие «брошенных» в наших клиниках, должны подумать о том, как мы будем сопровождать их в прохождении через выживание, преодоление и преодоление, о которых говорит Марина, и какие стратегии мы будем применять, чтобы помочь им построить свои проекты и воплотить их в жизнь, преодолевая плохое-бытие и порождая хорошее-бытие. Мы должны очень четко представлять себе, каковы наши цели и как мы намерены их достичь.

Эмпатия и реляционный диалог

Исходя из модели динамического разрешения, мы считаем, что существенным моментом этой структуры является привилегия построения терапевтической связи, предоставление пространства для различных способов коммуникации, которые могут возникнуть (вербальных или невербальных), и для эмпатических отношений.

Что мы понимаем под эмпатией? Эмпатия означает согласованность или приближение к согласованности качеств опыта, интенсивности, ритмов, способов загрузки и выгрузки, общения и оговорок к общению». Между консультантом и терапевтом устанавливается эмпатическая связь. Пространство эмпатических отношений — это пространство связи, которое подлежит постоянному исследованию и которое возможно только на основе конструктивного опыта. Поэтому говорить об отношении терапевта, располагающем к эмпатическим отношениям, не означает предполагать привязанность или сочувствие, а означает открытое и активное отношение, ориентированное на выявление способствующих условий, которые для каждого звена конфигурируют эмпатию, реагируя на них соответствующим образом. Одним из условий создания зоны привязанности является осознание того, что диалог, который ведется в отношениях, может быть правдивым и совместным только в той степени, в которой он поддерживает определенную связь с последовательными формами диалога между родителями и детьми. Диада «родитель — ребенок», или позже диада «родитель — ребенок», представляет собой достоверную аналогию терапевтической диады.

«Изучение процесса общения между родителями и детьми представляет собой лабораторию, из которой можно наблюдать, как различные организации диалога влияют на этапы развития. Лонгитюдные исследования привязанности дают представление о типах диалога между родителем и ребенком, которые касаются развития у детей последовательных и гибких процессуальных паттернов обработки отношений. Диалоги между родителями и детьми, которые являются совместными и гибкими, называют открытой коммуникацией, но этот термин можно истолковать неправильно. Согласованный или «открытый» диалог характеризуется не предполагаемой «родительской открытостью» в том смысле, что родители бесконтрольно раскованны с ребенком, а «родительской открытостью» душевным состояниям ребенка, включая весь спектр коммуникаций ребенка, так что его особые аффективные состояния и мотивы (гнев, страсть, дискомфорт) не исключаются из регулируемой и разделяемой интерсубъективности».

В случаях, когда диалог между родителем и ребенком непоследователен, схематичен и негибок, вероятно возникновение дезадаптивных и защитных тенденций, поскольку межличностное взаимодействие, происходящее в первый год жизни, полностью разбалансировано. Они порождают негативные аффекты и дисфункциональные способы обмена, которые будут исключены из надлежащих переговоров, артикуляции и интеграции. Временами защитные механизмы субъекта могут работать как необходимые и здоровые механизмы, и поэтому их нельзя рассматривать как нечто, препятствующее доступу к бессознательному, а скорее как потенциальную творческую энергию для жизни в сложном мире. Самые последние исследования привязанности «указывают на то, что биперсональные неявные процессы должны быть включены в любую теорию развития защит. Тем не менее, большинство теоретических исследований остаются интрапсихически ориентированными. Теоретики привязанности предлагают понимать защитные процессы как результат искажения, исключения или недостаточной интеграции информации и эмоционального опыта и делают особый акцент на возникновении и сохранении множественных моделей опыта отношений, которые не соответствуют друг другу».

Карлен Лайонс — Рут предлагает соотношение между тем, что изначально конституирует субъект, и тем, что переосмысливается в отношениях с терапевтом. Он утверждает, что «большая часть нашего опыта отношений представлена в неявной или принятой процедурной форме, которая является бессознательной по своей природе». Поэтому «я считаю исключительной ценностью концепцию диалогической тональности, согласно которой каждый субъект устанавливает диалог со своей изначальной средой (палеосредой), которая вне времени и тонально пропитана его эмпирической актуальностью, в соответствии с дистонией или настройкой на эту доминирующую основную тональность. Другими словами, в жизни каждого из нас было бы два одновременных «разговора»: один установлен с той палеосредой и работает как фон; другой возникает здесь и сейчас и работает как фигура».

Путь пешком или путешествие: терапевтические изменения и эмоциональный контроль

Дэвид Либерман утверждает, что психотерапевт должен сначала установить доверительные отношения и диалог со своим пациентом, чтобы закрепить прочную основу, которая впоследствии сделает возможным возникновение «игры» построения и постоянного творчества. Тогда мы могли бы определить терапию как игровую инстанцию, состоящую из взаимодействия фона и фигуры, где терапевт колеблется между своей функцией сдерживания (укрепление эмпатической связи) и функцией вмешательства и интерпретации; как фигуру, которая выделяется на фоне рамки, чередуя обе функции в зависимости от потребностей пациента.

Постоянная реорганизация этих отношений и постоянное открытие интерсубъективного пространства позволяет обоим участникам стать активными агентами со спонтанными межличностными инициативами и действиями, которые приведут к построению новых и различных способов встречи.

Гринберг и Пайвио в своей книге «Работа с эмоциями в психотерапии» упоминают некоторые из наиболее важных аспектов психотерапевтической работы с эмоциями в процессах изменения:

  • Это постепенный и прогрессивный процесс, который осуществляется поэтапно. Она не является линейной, и к ней нельзя подойти через фиксированную последовательность.
  • Терапевт должен обеспечить клиенту безопасность, поддержку и сдерживание: пока клиент не почувствует себя в безопасности и не сможет контролировать собственные эмоциональные переживания, инициировать процесс изменений будет невозможно. Терапевт и пациент должны создать альянс участия и совместных действий.
  • С различными реакциями клиентов на чувство дискомфорта нельзя справляться одинаково. В случаях, когда преобладает самообман (форма отрицания), очень важно, чтобы пациент смог преодолеть процессы избегания своих эмоций, а затем получить к ним доступ, пережить и принять их. С другой стороны, когда преобладают крайние эмоциональные реакции, важным будет помочь субъекту «самоуспокоиться» и «успокоиться», сосредоточив внимание на регуляции дыхания и мышечной релаксации. Этот процесс обеспечит обучение способам контроля и модификации их дезадаптивных тенденций к действию. В обоих случаях будет иметь место второй момент вмешательства, который будет символизировать и отражать. Символизация того, «что» переживается, дает ощущение постижения чувств и их трансформации, способствуя созданию новых смыслов. Понимание «как» эмоционального переживания и знание внутренних процессов, которые приводят к нему, гораздо важнее для осуществления изменений, чем понимание «почему».
  • Что делает «переживание» и осознание эмоций терапевтическим, так это доступ к альтернативным эмоциональным потребностям, целям и интересам, применение на практике внутренних ресурсов, которые помогают справляться, регулировать и реструктурировать. Таким образом, клиент сможет обменять негативные или дисфункциональные чувства на другие, которые обеспечат альтернативу его или ее дезадаптивным основным схемам.

Процесс терапевтического изменения включает в себя движение от избегания, негативной оценки или эмоциональной сверхреакции к отношению размышления, принятия и трансформации. «Когда гнев или уязвимость признаются, они становятся информацией и внутренними ресурсами. Акты приближения, внимания и принятия истинных или позитивно оцениваемых чувств приводят к их трансформации». В случае самообмана повторное включение ранее диссоциированного эмоционального опыта способствует его усвоению и полностью активизирует эмоциональную память, лучше организуя этот опыт в сознании, где он может быть символизирован в реализации, становясь более понятным.

Из этого также следует, что основополагающим является не процесс превращения бессознательного в сознание, а возможность повторного присвоения диссоциированного опыта, что и позволяет укрепить самость. С другой стороны, когда чувство дискомфорта вызывает экстремальные эмоциональные реакции, которые становятся подавляющими, психотерапевтическая работа с эмоциями должна быть направлена на контроль интенсивности эмоций и снижение высоких, быстро нарастающих внутренних реакций. Это, в свою очередь, приводит к более регулируемому контакту с первичными чувствами, реорганизации когнитивно-аффективных последовательностей и лучшему управлению переполняющими вторичными эмоциями. «Для многих людей развитие навыков аффективной саморегуляции в зонах дистресса лежит в основе процессов изменения. Способность регулировать тревогу и аффективное возбуждение путем развития способности успокаивать страхи помогает человеку чувствовать себя в безопасности и защищенности, а также поддерживать чувство самосогласованности и компетентности. Неспособность развить этот навык приводит ко многим эмоциональным расстройствам».

Как могут происходить такие процессы эмоциональных изменений, какова роль психотерапевта в этих процессах и как он должен вмешиваться? По мнению Гринберга и Пайвио, самое главное — обеспечить пациенту безопасную и благоприятную среду, в которой могут быть установлены поддерживающие отношения и эмпатическая связь. Терапевт должен с помощью пациента сосредоточиться на его эмоциональных конфликтах, чтобы распознать, понять и валидизировать болезненные чувства пациента, укрепляя тем самым терапевтический альянс. Это единственный способ получить доступ к аффективному компоненту проблемного опыта. «Психотерапия следует последовательности: вызвать чувства дистресса, исследовать эти чувства и их детерминанты, получить доступ к первичным эмоциям или дезадаптивным основным эмоциональным схемам, и использовать вновь полученные ресурсы для облегчения реорганизации этих основных схем.

Последовательность заканчивается утверждением и подтверждением зарождающегося чувства собственного достоинства, а также закреплением изменений в новом нарративе идентичности». Поэтому терапевтические изменения в большей степени основаны на неявных представлениях и транзакциях между консультантом и терапевтом, чем на символизированных знаниях и интерпретации.

В поисках поэтического разума: интеллект против эмоционального интеллекта

Хосе Антонио Марина в своей книге «Теория творческого интеллекта» отходит от классической концепции интеллекта и определяет его как «способность получать информацию, разрабатывать ее и вырабатывать эффективные ответы». Это способность организовывать поведение, открывать ценности, придумывать проекты, освобождаться от детерминизма ситуации, ставить проблемы и решать их. Интеллект — это не только умение думать, но и желание или смелость это делать.

Уже несколько лет мир бизнеса начал понимать, что математических расчетов и числовых навыков недостаточно для эффективной работы и успеха на рабочем месте. Это объясняется тем, что ключ к успеху и увеличению продаж связан не с административными или математическими расчетами, а со способностью работников знать и контролировать свои эмоции, развивать эмпатию к своим клиентам, факторы, которые невозможно измерить никаким тестом на интеллект. Именно компании, обнаружившие это, способствовали развитию исследований в области Эмоционального интеллекта — концепции, которая в последние годы набирает все большую силу.

  • Определения Эмоционального интеллекта, которые были разработаны различными авторами, глубоко изучавшими этот предмет, следующие:
  • Она позволяет знать и управлять своими эмоциями, мотивировать себя, распознавать эмоции у других и управлять отношениями» Дэниел Гоулман (1995).
  • Это набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека успешно справляться с требованиями и давлением окружающей среды» Бар-Он (цит. по Mayer, 2001).

Относится к способности распознавать значение эмоций и их взаимосвязи, а также рассуждать и решать проблемы соответствующим образом. Она также включает в себя способность использовать эмоции для выполнения когнитивной деятельности» Mayer et al. (2001).

В серии исследований, проведенных Шютте и соавторами, они сосредоточились на поиске связи между уровнями эмоционального интеллекта, самооценкой и позитивным настроением, установив взаимосвязь между концепцией Эмоционального интеллекта и обеими переменными: люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают чувство благополучия, не страдают от депрессивных симптомов и способны лучше смотреть на жизнь. Дэниел Гоулман устанавливает основные компоненты Эмоционального интеллекта:

Эмоциональное самопознание (или самосознание): относится к знанию наших собственных эмоций и того, как они влияют на нас. Очень важно понимать, что происходит с нами на эмоциональном уровне, интегрировать это в наше мышление и осознавать всю сложность наших эмоциональных изменений. Знание того, как наше настроение влияет на наше поведение и каковы наши сильные и слабые стороны, позволяет нам лучше относиться к окружающей среде, понимая свои ограничения.

Эмоциональный самоконтроль (или саморегуляция): это способность эффективно направлять и управлять эмоциями, что приводит к эмоциональному гомеостазу и позволяет избегать неадекватных реакций в ситуациях гнева, провокации или страха. Это также предполагает восприятие нашего аффективного состояния, не будучи подавленным им, чтобы оно не мешало нам рассуждать и позволяло принимать решения в соответствии с нашими ценностями, социальными и культурными нормами. Мы можем разозлиться или почувствовать гнев, но если мы позволим себе увлечься дискомфортом момента и действовать соответственно, наши действия, скорее всего, будут дисфункциональными или дезадаптивными.

Самомотивация: заключается в том, чтобы направлять свои действия на достижение цели, не теряя энтузиазма и концентрируя свое внимание на целях, а не на препятствиях. Это предполагает определенную долю оптимизма и инициативы, которые должны привести к позитивным действиям перед лицом неудач.

Распознавание эмоций других людей (или эмпатия): это предполагает умение интерпретировать сигналы или жесты, которые другие люди подают бессознательно и неявно. Распознавание эмоций других людей, того, что чувствуют другие и что проявляется в выражении их лица, во взгляде или в том, как они отвечают, может помочь нам установить более реальные и прочные связи с окружающими нас людьми. Распознавание эмоций других людей — это первый шаг к тому, чтобы понимать их и относиться к ним.

Межличностные отношения (или социальные навыки): означает способность устанавливать успешные отношения и строить связи с: друзьями, начальством, семьей, клиентами, коллегами, людьми противоположного пола и т.д., нести социальную ответственность, уважать правила и выполнять продуктивную и надежную роль.

Эмоциональная саморегуляция является краеугольным камнем концепции, поскольку нет смысла признавать свои эмоции, если мы не можем адаптивно управлять ими. Эмоциональная саморегуляция будет включена в общий процесс психологической саморегуляции: механизм, присущий человеческим существам, с помощью которого мы поддерживаем постоянный психологический баланс посредством системы обратной связи.

В этом смысле Валлес и Валлес отмечают, что эмоции имеют три уровня выражения: поведенческий, когнитивный и психофизиологический, и поэтому регуляция эмоционального поведения будет влиять на эти три системы реагирования. Это означает, что эмоциональная саморегуляция функционирует как система управления, отвечающая за внесение и контроль корректировок, которые должны быть сделаны между эмоциональным опытом и опорными целями, которые есть у каждого человека.

Творческий интеллект Спонтанность и креативность

Творческий интеллект. Спонтанность и креативность — понятия, которые связаны с мотивацией, волей, принятием решений, способностью действовать, контролем импульсов и т.д. Далее я приведу краткий обзор наиболее важных характеристик некоторых из них:

Мотивация

Согласно словарю Испанской королевской академии, мотивировать означает: дать кому-то мотив или стимул сделать что-то; объяснить причину или мотив сделать что-то; стимулировать умственно с целью достижения цели. Дэниел Гоулман определяет мотивацию как силу, драйв и энергию, которая заставляет нас стремиться к цели с энтузиазмом и упорством, пока она не будет достигнута. Таким образом, действие мотивации связано с побуждением людей к действию; инициирование импульса, подталкивание, направление и побуждение другого к совершению действия. Мотивация предполагает ориентацию, направление, решимость продолжать выполнение задачи и настойчивость. Результат должен быть выгодным как для мотиватора, так и для мотивируемого, который должен ощущать мотивацию как позитивную поддержку для увеличения своих достижений и достижения большего удовлетворения. Чтобы начать действовать, необходимо четко представлять себе цель, которую нужно достичь, а чтобы подпитывать мотивацию и поддерживать задачу в течение долгого времени, важно видеть положительные результаты и небольшие достижения. Мотивация нуждается в подкреплении. Решение начать действовать принимается и поддерживается импульсами и формированием позитивных ожиданий относительно того, чего мы хотим достичь: Что касается импульсов, мы можем только способствовать привычке хотеть делать что-то. Что касается ожиданий, то мы можем сформировать их организованным образом благодаря ясности ожидаемых выгод и результатов, которые наполняют содержанием и смыслом аргументы, необходимые нам для принятия мер. Только те аргументы, которые вытекают из правильной оценки реальности, будут работать как хорошие аргументы.

Воля

Это способность действовать и принимать решения без внешнего давления или факторов, влияющих на это решение. Воля связана с интенциональностью: намерение действует на уровне сознания, а интенциональность — на бессознательном уровне». Ролло Мэй ставит конфликт между намерением и интенциональностью: противоречие между утверждением о желании совершить действие (намерение) и основной волей (интенциональность). Пример: Осознанное намерение: «Я не могу преодолеть свой дефицит, но я хочу сделать что-то, чтобы я смог». Намеренность: «преодоление дефицита не в моих интересах, потому что это означало бы снова столкнуться с миром и моей болезненной реальностью». Самопознание и размышления могут расширить наше поле осознания, позволяя воле вступать в игру не как отрицание желания, а как включение желания на более высоком уровне осознания. Так появляются решения, обязательства и ответственность. Ответственность подразумевает подотчетность и оперативность. Как сознание является отличительной человеческой формой знания, так решение и ответственность являются отличительными формами сознания в человеческом существе, движущемся к интеграции и зрелости».

Принятие решений

Это «ответ на проблему, который берет свое начало в несоответствии между тем, что есть, и тем, как должно быть.

Именно это различие открывает пространство для принятия решений». Она может принимать активную или пассивную форму: я решаю сделать что-то, чтобы уменьшить разницу между тем, что есть, и тем, что должно быть. Я решаю ничего не делать, чтобы уменьшить эту разницу. Оно предполагает способность к действию и способность различать, что является приоритетным, а что нет: «Принятие решений — это результат сложной внутренней игры, в которой для достижения решения в основном задействованы рассуждения и интуиция. В лучшем случае будет существовать цепочка безопасность — безопасность до достижения результата. В менее удачном случае наряду с безопасностью возникнет ряд сомнений, которые усложнят окончательный выбор. «Решения активируют организационные механизмы, с помощью которых делается попытка достичь желаемого состояния. Как только желаемое состояние установлено, мы должны убедиться, что принятые решения воплощаются в жизнь с хорошим контролем эмоций, иначе процесс может быть затруднен. Эмоции, возникающие при принятии решений, не всегда адаптивны или легко контролируемы. Отсутствие контроля порождает неуверенность, страх и дискомфорт, что может привести к отказу от принятого решения. Эмоции могут способствовать или препятствовать процессу принятия решений: Способствующие или адаптивные эмоции: Чувство дискомфорта от текущей ситуации («Мне плохо, того, что у меня есть, недостаточно»). Желание измениться («Я не хочу продолжать в том же духе, я хотел бы чувствовать себя лучше»). Надежда («Я чувствую, что могу это сделать»). Мешающие или дезадаптивные эмоции: Страх перемен («Лучше я останусь таким, какой я есть»). Неопределенность в отношении потенциальных последствий изменений. Незащищенность. Сопротивление

Спонтанность и креативность: роль игры в психотерапии

В заключение я вернусь к понятиям спонтанности и креативности, чтобы обозначить место, которое они занимают в психотерапевтическом процессе. Давайте вернемся к классику: Дональду Винникотту. Этот автор утверждает: «Психотерапия происходит при наложении двух областей игры — пациента и аналитика. Речь идет о двух людях, играющих вместе. Отсюда следует, что когда игра невозможна, работа терапевта направлена на то, чтобы перевести пациента из состояния, в котором он не может играть, в состояние, в котором он может играть». «Причина, по которой игра так важна, заключается в том, что в ней пациент проявляет себя как творец». «Когда пациент не может играть, терапевт должен дождаться этого важного симптома, прежде чем интерпретировать фрагменты поведения».

Психотерапия консолидируется как функция игры. «Игра сама по себе является терапией». Поэтому терапевтический процесс должен предоставлять возможности для раскрытия творческих импульсов, которые являются сутью игры. Психотерапевт вместе с пациентом должен восстановить игривость игры, делая возможным ее переход к функциональности и поддерживая двойное напряжение, характерное для человеческого состояния: историчность каждой субъективности и ее субъективность с ее привычным, социальным и культурным настоящим. Как сделать так, чтобы это игровое пространство утвердилось, достигая в то же время эффективности в выполнении наших задач? Что мы понимаем под спонтанностью и креативностью, и как мы вводим их в терапевтическую среду? «Субъект будет сохранять свою автономию в сложной сети значений и отношений. Его способность действовать будет зависеть от интимных убеждений и социальных состояний, его собственного опыта и опыта других, и между этими пересекающимися переживаниями ему придется утверждать, что это его действие или, напротив, отдаться анонимному потоку поведения». Альберт Бандура: «Свобода не понимается негативно как отсутствие влияния или просто отсутствие внешних ограничений, но определяется позитивно как осуществление самовлияния». По мнению Марины, то, что должно произойти в области психологии, — это движение восстановления воли. «. Фрезе и Сабини признают, что существующие теории оставляют необъясненными три этапа, которые становятся непреодолимыми пропастями:

  1. переход от внешнего мира к познанию
  2. переход от желаний к намерениям
  3. переход от намерения к действию.

«Многие культурные влияния связывали волю с неприятными аспектами человеческого поведения: дисциплиной, правилами, жесткостью, тиранией. Мы с удивлением обнаружили, что современное общество превыше всего ценит свободу, но свободу без воли». Эта свобода без воли бесполезна для нас, потому что в действительности, по мнению этого автора, когда мы говорим о воле, мы имеем в виду тип причинности, и то, что нам нужно, это возможность перехода от внешней причинности к внутренней причинности, от детерминированной причинности к свободной и спонтанной причинности.

Слово «спонтанность» является адаптацией латинского слова «sponte», которое раньше означало «добровольно». В настоящее время, однако, оно в основном ассоциируется с терминами «автоматический», «инстинктивный» и «нерефлексивный», что привело к характеристике спонтанного действия как «автоматического спазма» или «немотивированной свободы». Вслед за Мариной я считаю необходимым восстановить понятие воли, понимая, что добровольное поведение часто должно быть связано с усилием. «Патологическая неспособность принять решение, контролировать реакцию или сохранить цель указывает на то, что в поведении, которое мы называем «нормальным», существует ряд регуляторных систем, которые могут выйти из строя. Действие — это длительный процесс, и если воля руководит и контролирует действие, то это не только способность к мгновению, но и к настойчивости».

Какова связь между творчеством и спонтанностью? Что мы понимаем под творчеством? Я приведу разные определения:

  • «Это процесс, который развивается во времени и характеризуется оригинальностью, адаптивностью и возможностями конкретной реализации.
  • «Это способность производить, разрабатывать или конструировать новые и ценные вещи».
  • «Это открытое и дивергентное мышление, всегда готовое представить и решить вопросы оригинальным способом и с большим разнообразием альтернатив.

Мы также можем провести этимологический анализ термина «креативность»: он происходит от латинского «creare» и связан с латинским «crecere», что означает расти.

Творчество — это, этимологически, «создавать из ничего» или «заставлять расти». Творчество — это способность создавать и производить новые и ценные вещи; это инструмент, которым мы, люди, обладаем, чтобы делать выводы и решать проблемы оригинальным способом. Творческая деятельность должна быть целенаправленной и преследовать конкретную цель. В своей материализации она может принимать, в частности, художественные, литературные или научные формы, хотя она не является исключительной для какой-либо конкретной области. Творчество — это основной принцип совершенствования личного интеллекта и прогресса общества, а также одна из фундаментальных стратегий естественной эволюции. Это процесс, который развивается во времени и характеризуется оригинальностью, адаптивностью и возможностями конкретной реализации. Все мы рождаемся с творческим потенциалом, который можно стимулировать или не стимулировать. Как и все человеческие способности, творчество можно развивать и совершенствовать, но это будет возможно только в той степени, в которой субъект желает этого и спонтанно отдается развитию творческого процесса.