Средства массовой информации и социальные сети постоянно представляют эпизоды насилия, очевидные для населения мира, на всех пяти континентах, с большей или меньшей интенсивностью и частотой в зависимости от страны наблюдения. В целом она рассматривается как растущая проблема, которая затрагивает все социальные институты, пронизывает все социально-экономические классы и оказывает пагубное влияние на все аспекты человеческого бытия. Но как можно понять этот динамичный и постоянно растущий вариант поведения в человеческом взаимодействии, несмотря на его печальные последствия?

В этой статье мы рассмотрим проблему понимания насилия.

Вам также может быть интересно: Эмоциональная азбука Альберта Эллиса

сила

Концепция насилия

Понимание этого поведения подразумевает признание его как многопричинного, многомерного, динамичного явления, которое развивается в зависимости от общества и исторического времени, в котором оно анализируется (Trujillo, 2009). Важно принимать во внимание его многочисленные и разнообразные проявления, последствия, действующих лиц и формы, в которых он проявляется, поскольку это очень широкая конструкция, в отношении определения которой трудно достичь консенсуса.

Разграничение конструкта насилия — очень сложная задача, которая привлекает внимание многих психологов, социологов, политологов, специалистов по насилию и других профессионалов, которые проводят трудные и важные исследования, в результате которых появилось большое разнообразие концепций и теоретических подходов. Однако среди такого количества различий некоторые авторы пришли к выводу, что насилие связано исключительно с действиями человека, то есть не встречается у животных (Carrasco & González, 2006; Gil-Verona, et al., 2002; Trujillo, 2009).

Гил-Верона и др. (2002) понимают насилие как «любой акт, нарушающий сущностную природу человека и мешающий ему выполнить свое истинное предназначение, то есть достичь полной человечности» (стр. 294), с целью уничтожения жизни одного или нескольких людей или серьезной угрозы их существованию.

Таким образом, насилие подразумевает незаконное, противоправное, неоправданное и оскорбительное поведение, которое противоречит достоинству и нарушает права человека (Carrasco & González, 2006). Она оказывает разрушительное воздействие на людей и влечет за собой глубокую социальную дисфункцию (Echeburúa, 2003). Оно подразумевает осуществление власти посредством применения силы, будь то физической, психологической, экономической или иной, таким образом, подразумевая существование динамики подчинения, где есть вышестоящий и нижестоящий, которые приобретают форму взаимодополняющих ролей (Corsi, 1994).

Аналогичным образом, понимание насилия породило различные теории, понимающие его генезис, среди которых модель социального обучения, утверждающая, что насилие усваивается и поддерживается через опыт окружающей среды, непосредственно или викарно, то есть дети учатся у взрослых и своих сверстников через наблюдение и подражание (Bandura, 1973, цит. по Alonso, 2010); экологическая модель, где семья, социальная и культурная реальность понимается как единое целое, система, состоящая из различных подсистем, где насилие порождается и поддерживается динамикой взаимодействия (Corsi, 2008); нейробиологические модели, которые объясняют агрессивное поведение влиянием нейротрансмиттеров, гормональной и генетической нагрузки; и другие.

Однако Гил-Верона и др. (2002) признают важность интегративных моделей, анализирующих предрасполагающие факторы риска насильственного поведения, когда накопление различных социальных, генетических, гормональных, экологических, культурных и контекстуальных факторов провоцирует насильственное поведение.

Выводы

В заключение, все эти подходы делают очевидной сложность, которая охватывает насилие при подходе к нему как к теме исследования, процессу понимания, элементу социального анализа или цели вмешательства, поскольку не существует общего понятия и поскольку оно используется для обозначения многочисленных проявлений, направленных на причинение вреда третьей стороне. По этой причине необходимо разграничить конкретный тип насилия, с которым предполагается работать, затем углубиться в его теоретические основы и таким образом сформулировать маршрут действий.

Наконец, необходимо подтвердить, что, несмотря на неоднородность парадигм вокруг насилия и неустанную междисциплинарную работу различных специалистов, это явление все еще не до конца понято, но самое серьезное то, что оно продолжает расти в национальной и мировой статистике, не существует адекватных инструментов для его профилактики и искоренения, и каждый день происходят тысячи бессмысленных смертей, которые оно вызывает.