Люди по природе своей стадные существа, поэтому одним из важнейших их свойств является способность формировать и поддерживать связи с другими людьми. Потребность в привязанности (также известная как привязанность) — это инстинктивная реакция, которая необходима для нашего выживания, обучения и способности к размножению.

Первые отношения привязанности возникают между матерью и ребенком. В следующей статье мы проанализируем и поговорим о привязанности: особой связи матери и ребенка.

Вам также может быть интересно: Виды привязанности и ее последствия

объятие

Что такое привязанность: определение

Привязанность определяется как крепкая связь, которая образуется между двумя людьми в особых и интимных отношениях. В области психологии развития изучаются теории привязанности и того, как она формируется между младенцем и лицами, ухаживающими за ним.

Для того чтобы близкие отношения содержали привязанность, необходимо наличие трех ключевых элементов:

  1. Это должны быть сильные, стабильные, эмоциональные отношения с конкретным человеком.
  2. Такие отношения вызывают положительные чувства между двумя людьми, такие как уверенность, счастье и душевное спокойствие.
  3. Потеря или угроза потери человека может спровоцировать сильную тревогу. Исследователи детского поведения понимают отношения между матерью и младенцем как привязанность, описывая эти отношения как функциональную основу для всех последующих отношений, которые ребенок будет развивать в своей жизни .

Крепкие и здоровые отношения с матерью или основным воспитателем связаны с высокой вероятностью создания здоровых отношений с другими людьми, в то время как плохая привязанность, по-видимому, связана с эмоциональными и поведенческими проблемами на протяжении всей жизни.

Привязанность, согласно Боулби

Несмотря на то, что у людей существует множество способов взаимоотношений друг с другом, наиболее интенсивными и прочными являются отношения, которые мы устанавливаем с семьей, друзьями и любимыми людьми. Основные теории привязанности определяют, что существует адаптивный процесс, который связывает нас с теми, кого мы считаем важными.

Согласно теории привязанности Боулби, способности, которыми мы обладаем для установления и поддержания привязанности, различны у каждого человека, и эта теория направлена на объяснение индивидуальных различий в том, как мы относимся к другим людям.

По данным теории психиатра Джона Боулби «Ваш второй доктор», и способность, и желание формировать эмоциональные отношения связаны с определенной частью нашего мозга, а также с балансом нейротрансмиттеров.

Короче говоря: так же, как мозг позволяет нам видеть, обонять, чувствовать вкус, думать и двигаться, он также является органом, который позволяет нам любить или не любить.

Эти реляционные способности мозга развиваются с рождения (некоторые теоретики даже утверждают, что связь привязанности между матерью и ребенком существует еще до рождения).

Как развивается привязанность?

Опыт, полученный в первые годы развития ребенка, является основополагающим в освоении социальных навыков и формировании эмоционального интеллекта. Такие способности, как эмпатия, эмоциональная регуляция и мотивация, начинают развиваться в младенчестве и модулируются тем, как нас воспитывали.

Основные теории эмоциональной привязанности

Забота о ранних отношениях ребенка с матерью была в центре внимания многих исследователей. Первая работа в этом направлении была проведена психоаналитиком Рене Шпицем (1935), который начал свою работу с наблюдения за развитием детей, брошенных своими матерями и попавших в центры для сирот. Эти наблюдения позволили ему сделать вывод, что мать будет представителем внешней среды и через нее ребенок сможет начать конституировать свою объективность.

В 1958 году Боулби выдвинул гипотезу, которая полностью отличается от предыдущей. Он постулирует, что связь, объединяющая ребенка с матерью, является продуктом ряда поведенческих систем, предсказуемым следствием которых является приближение к матери. Позже, в 1968 году, Боулби определяет поведение привязанности как любую форму поведения, которая заставляет человека достигать или поддерживать близость с другим дифференцированным и предпочитаемым индивидом. В результате взаимодействия младенца с окружающей средой и особенно с главной фигурой в этой среде, т.е. с матерью, создаются определенные поведенческие системы, которые активируются в поведении привязанности. Привязанность обычно формируется в возрасте от 8 до 36 месяцев. В целом, он утверждает, что система привязанности состоит из поведенческих и эмоциональных тенденций, направленных на сохранение физической близости детей к матери или воспитателям.

Виды привязанности согласно психологии

Основываясь на том, как люди реагируют на свою фигуру привязанности, когда испытывают тревогу, Эйнсворт, Блехар, Уотерс и Уолл[2] определили три наиболее важные модели привязанности и семейные условия, которые способствуют их развитию: безопасный, тревожно-амбивалентный и избегающий стиль. Далее мы приведем цитату из книги под названием «Теория привязанности. Современный подход» Марио Марроне и определяет основные стили привязанности..

1. Надежный способ крепления

Надежно привязанный ребенок играет с игрушками, расстраивается, когда мать выходит из комнаты, прерывает игру и каким-то образом требует воссоединения. Когда мать возвращается, он легко успокаивается, сохраняет спокойствие и возвращается к игре.

В межличностной сфере надежно привязанные люди, как правило, теплее, стабильнее и имеют удовлетворяющие их интимные отношения, а во внутриличностной сфере они, как правило, более позитивны, интегрированы и имеют целостное представление о себе.

2. Избегающий стиль привязанности

Избегающие неуверенные в себе дети «избегали близкого соседства с матерью, не плакали и не проявляли открытых признаков неприязни, когда она выходила из комнаты». Когда мать возвращалась, эти младенцы активно избегали контакта с ней….. казалось, были более внимательны к неодушевленным предметам, чем к межличностным событиям».

Во взрослой жизни люди с избегающим стилем привязанности часто имеют проблемы с близостью, выражают мало эмоций в романтических отношениях и обладают слабой способностью делиться мыслями и чувствами с другими.

3. Амбивалентный стиль привязанности

Третья группа резко отреагировала на разделение. Когда мать возвращается, эти дети ищут воссоединения и утешения, но могут также проявлять гнев или пассивность: они нелегко успокаиваются, плачут в унынии и не возобновляют исследовательскую деятельность. Эти дети классифицируются как амбивалентно неуверенные или амбивалентно озабоченные.

Некоторые авторы утверждают, что такой стиль привязанности может привести к таким расстройствам, как пограничное расстройство личности. О том, как помочь ребенку с БПД, читайте здесь.

Как укрепить связь матери и ребенка: теории привязанности

Теперь, когда мы знаем, как формируется привязанность и особая связь матери и ребенка, мы предлагаем вам следующие советы о том, как вы сами можете укрепить эту связь:

Держать ребенка на плече, качать, петь, кормить или обнимать — вот некоторые из действий, которые маленькие дети считают признаками любви и привязанности. Согласно научной литературе, для того чтобы существовала прочная связь привязанности, необходим положительный физический контакт. Кроме того, выделяются некоторые нейротрансмиттеры, такие как эндорфины, окситоцин, серотонин… эти элементы укрепляют привязанность в структурах нашего мозга.

Для маленького ребенка самые важные отношения в его жизни — это отношения с матерью или основным воспитателем. Эти отношения также вмешиваются в их нервное развитие, формируя их мозг и мешая усвоению социальных навыков. Поэтому надежный стиль привязанности может стать прочным фундаментом для будущих отношений.

Сегодня некоторые теоретики спорят о важности привязанности ребенка к отцу как фигуре, имеющей огромное значение для нормального развития каждого существа.