Отношения между психологией и музыкой восходят к тесному переплетению между становлением психологии как научной дисциплины и рассмотрением музыкальных фактов. Первые исследования, проведенные в 1950-х годах, касались акустического восприятия и способности людей различать высоту звука, оценивая, существуют ли люди, наделенные «абсолютным слухом», способные распознавать высоту звука; в этом смысле это была работа венгра Гезы Ревеша, настоящего пионера психологии музыки. Но как нам помогли исследования в области психологии музыки? Как музыка влияет на нас? В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, углубить связь между музыкой и психологией, то есть психологией музыки.

Вам также может быть интересно: Эмоциональная память: что это такое, виды и примеры

музыка

В чем заключается психология музыки?

Согласно последнему определению, данному Р. Гьердингену (2002), психология музыки или музыкальная психология — это специализация психологии, которая имеет дело с реакцией сознания на музыкальные стимулы, способами, которыми оно их разрабатывает, контролирует их исполнение и оценивает.

Понимание музыкального произведения в целом активизирует сложную сеть когнитивных способностей, включающих такие навыки, как запоминание, внимание или анализ структур. Изучение когнитивных процессов применительно к области музыки — плод длительного развития, уходящий корнями в первые эксперименты научной психологии.

Музыкальное развитие

Многие исследования в области психомузыкологии изучали, в каком возрасте и как развивается способность понимать музыку у ребенка: уже в 8 месяцев ребенок, завершив слуховое развитие, спонтанно производит лепетные песенки, получает от этого удовольствие и повторяет эти вокализации с определенной частотой, а также вокализирует простые слоги. Мало того, уже в четыре месяца он может перемещать глаза по вертикали, когда слышит высокий или низкий звук.

Естественно, реакции ребенка в первые 3 года являются моторными или вокальными: он способен распознавать короткие мелодии и в возрасте 3 лет может петь музыкальные композиции с тональным расширением нисходящей минорной терции (например, G-E), соответствующие звуку сирены или пению; затем он различает ритмические структуры и воспроизводит их ударами рук к пяти годам.

С 7 лет музыкальные навыки развиваются дальше, различая различные мелодические интервалы, отличая отдельные ноты от аккордов. Это связано как с ростом когнитивных способностей, так и с процессом «тонального обучения», когда с 6 лет наше ухо становится чувствительным к звукам, которые оно слышит.

Наконец, примерно в 12 лет он завершает свое музыкальное развитие, становясь способным воспринимать модуляции между тонами, или диссонансные гармонизации, распознавать ритм мелодии, и начинает появляться эстетическая оценка музыки.

Взаимосвязь между музыкой и эмоциями

Как музыка влияет на психологию? О психологии музыки написаны реки слов и разработаны теории, которые сегодня считаются почти всегда верными. Например, известно, что интервалы между нотами вызывают вполне воспроизводимые реакции у разных людей; композиции на полутонах создают напряжение («Акула», точно), а интервал пятой (C-G) настолько совершенен и приятен, что является музыкальным эквивалентом круга в изобразительном искусстве.

Почему музыка может так сильно влиять на наши эмоции? Музыку часто считают «языком эмоций»: ее способность вызывать и выражать эмоции является ее фундаментальной и главной характеристикой. Музыка выражает эмоции, которые слушатели воспринимают, узнают или эмоционально переживают. Кроме того, несколько исследований показали, что наиболее распространенной причиной прослушивания музыки является влияние на эмоции, их изменение, высвобождение, настройка на свое эмоциональное состояние, радость или утешение, а также снижение стресса.

Исследование, проведенное в 2003 году Адрианом Норт Нортом из Университета Лестера, Англия, показало, что клиенты высококлассного ресторана выбирают самые дорогие блюда в меню, если в обеденном зале звучит изысканная классическая музыка. По словам Норта, это происходит потому, что клиенты, слушая классическую музыку, воспринимают себя как более утонченных людей; таким образом, чтобы соответствовать этому представлению о себе, они не жалеют средств на карту вин. Этот механизм называется эффектом Шато Лафит, и он, пусть и бессознательно, подтверждает, насколько мы способны осознавать эмоциональную ценность музыки и то влияние, которое она оказывает на наши ощущения.

Что такое музыкальная терапия?

Термин «музыкотерапия» родился в 21 веке, но воздействие звука и музыки на человека используется с древнейших времен: нет ни одной популяции в современном мире и в истории человечества, которая не выражала бы свои эмоции, свои социальные и религиозные обряды через ритмы, звуки, песни, танцы.

Звуки — это выражение жизни в мире, это наше дыхание, превращение вдохновенного дыхания в модулированный голос, в слово; невозможно отделить слово от песни. Каждый раз, когда наш голос превращается в слово, через интонацию и изгиб голоса он проявляет эмоции, которые в нас заложены. Музыкальная терапия — это искусство улавливать эти эмоции, преобразовывать их, давать жизнь новым эмоциям, которые успокаивают, ободряют, помогают там, где есть трудности.

Музыкальная терапия основана на «создании музыки», даже для тех, кто не умеет ни читать партитуру, ни играть; именно музыкальный терапевт знает, как преобразовать, сделать музыкой игру того, кто спонтанно играет на музыкальном инструменте. Так рождается способ говорить, прямой и непосредственный диалог, называемый «звуковым диалогом».

В музыкальной терапии первым требованием является удовлетворение потребностей и проблем пользователя с помощью музыки; цель состоит не в том, чтобы предложить музыку как художественную форму, а как средство, которое задействует все органы чувств, производя серию визуальных, тактильных и кинестетических стимуляций. Мультисенсорный аспект музыки делает ее идеальной для терапевтического использования, особенно учитывая, что многие инвалидности имеют именно сенсорную или моторную природу.

Музыкальная терапия может использоваться на различных уровнях, таких как обучение, реабилитация или терапия; что касается двух последних, то области вмешательства предпочтительно касаются неврологии и психиатрии:

  • Аутизм
  • Умственная отсталость
  • Двигательная инвалидность
  • Болезнь Альцгеймера и другие деменции
  • Психоз
  • Депрессивные расстройства
  • соматоформные расстройства, особенно хронические болевые синдромы
  • Расстройства пищевого поведения (нервная анорексия)

Другие виды применения музыкальной терапии изучались в области анестезиологии и хирургии, например, предоперационное использование.

В этой статье вы найдете больше информации о том, что такое музыкальная терапия и каковы ее преимущества.