Альберт Эллис, создал теорию эмоциональной «азбуки», загадочное название, которое служит для облегчения дидактической и образовательной работы, которой Эллис также может похвастаться. Он попытался установить основные «иррациональные убеждения», которые разделяет большинство людей в западных обществах, либо в силу воспитания, биологических склонностей, социальных влияний и т.д., и с которыми рекомендуется бороться для достижения большего личного и социального развития.
В этой статье мы раскроем «Эмоциональную азбуку» Альберта Эллиса, краеугольный камень его теории рационально-эмотивной терапии, и приведем примеры.
Вам также может быть интересно: Эмоциональный самоконтроль: упражнения, техники и примеры
Активирующее событие
Триггерное событие — это факт, который происходит с нами или по нашей вине, потому что он может исходить как из внешнего мира, так и из нашего внутреннего; это может быть что-то, видимое невооруженным глазом, или что-то, что не имеет определенной конкретики (это может быть дорожная авария или беспокойство о больном родственнике или о чем-то, что может произойти; ссора с другим человеком или проблема в отношениях с тем, кого мы хотим избежать…).
В этот момент желательно постараться как можно точнее и объективнее придерживаться фактов, не делая чрезмерных субъективных оценок. Может быть использована техника проверки с помощью видеокамеры. Предположим, что то, что происходит с нами, происходит через фильм, который мы смотрим. Давайте попробуем оценить детали инициирующего События с некоторого расстояния, как необработанные данные. Объективны ли мы в своей предыдущей оценке? Преувеличиваем ли мы что-то?
ПРИМЕР
- A. Активирующее событие: «Мой возлюбленный оставил меня ради другой любви».
Мысли и убеждения
В «Эмоциональной азбуке» Альберта Эллиса убеждения и когниции относятся к тому, что мы думаем или какие представления у нас есть о спровоцировавшем нас событии, о том, что происходит с нами в реальности. Мы все придерживаемся определенных мыслей или убеждений относительно того, что с нами происходит; хотя иногда мысли являются «автоматическими», они проносятся в нашем сознании подобно «молнии», без того, чтобы мы в достаточной степени осознавали их. Вот почему мы часто склонны считать, что факты (триггерные события) «провоцируют» в нас определенные чувства или поведение.
Убеждения могут быть рациональными или иррациональными. Рациональные убеждения помогают нам чувствовать себя хорошо или хорошо о себе, даже если это негативные эмоции (например, грусть из-за потери). Иррациональные убеждения, как правило, нелогичны, не основаны на доказательствах и имеют крайние, преувеличенные или чрезмерно требовательные тенденции по отношению к себе или другим, что может провоцировать как неадекватные чувства (депрессия, чрезмерное чувство вины, тревога, гнев и т.д.), так и саморазрушительное поведение (зависимость, насилие, самоубийство и т.д.).
ПРИМЕР
A. Активирующее событие: «Мой возлюбленный оставил меня ради другой любви».
B. Мысли и убеждения: «Я не могу жить без нее/него. Я неудачник, потому что она/он бросил/а меня. Это ужасно, что она/он покинул/а меня». «Я никогда не найду другой любви».
Эмоциональные и поведенческие последствия
Выше уже рассматривались, в некотором роде, реакции, которые мы делаем на триггерные события. Обычно мы склонны думать, что они вызывают эмоции и поведение. Если бы это было так, то все мы одинаково реагировали бы на подобные события, а это не так. Это объясняется тем, что оно опосредовано В, убеждениями и когнициями.
Эмоциональные и поведенческие изменения, таким образом, в значительной степени определяются изменением нашего образа мышления или тем, как мы интерпретируем вызывающие события или факты. На одно и то же событие (провал на экзамене) можно реагировать по-разному: Депрессия, грусть, вина, разочарование, разочарование, безразличие, гнев и т.д. в зависимости от рациональных или иррациональных мыслей, которые мы имеем при его интерпретации.
ПРИМЕР:
A. Активирующее событие: «Мой возлюбленный оставил меня ради другой любви».
B. Мысли и убеждения: «Я не могу без нее обойтись. Я неудачник, потому что она меня бросила. Это действительно ужасно, что она меня бросила. Я никогда не найду другой любви».
C. Эмоциональные последствия: «Мне грустно. Я чувствую злость. Я чувствую себя недостойным. И: Я не ем. Я не сплю. Я пью слишком много алкоголя. Я скучаю по работе».
Обсуждение иррациональных убеждений
В этот момент мы совершаем качественный скачок от описательного аспекта (A,B,C) к терапевтической практике. Обсуждение проводится для преодоления проблем, возникших в результате иррациональной интерпретации провоцирующих событий, которые привели к неадекватному и саморазрушительному поведению и эмоциям.
Для того чтобы побороть иррациональные убеждения, мы должны сначала попытаться осознать свои иррациональные убеждения. Выявить их иногда сложнее, чем опровергнуть. Когда у нас возникает неуместное чувство или мы ведем себя неподобающе нашим интересам, полезно «отмотать» назад и рассмотреть, какие иррациональные мысли или убеждения мы придерживаемся в отношении этих событий. Затем обсуждаются иррациональные убеждения с помощью таких вопросов, как:
Где доказательства того, что ….?
Где написано или где закон, который говорит…?
Почему это должно быть так…?
Как этот образ мышления влияет на меня…?
Следует использовать все виды вопросов, которые помогают оспорить или разоблачить иррациональные убеждения.
ПРИМЕР:
A. Триггерное событие: «Моя любовь ушла от меня к другому».
B. Мысли и убеждения: «Я не могу без него/нее, я неудачник, потому что он/она меня бросил/а». Это действительно ужасно. Я никогда не найду другой любви».
С: Эмоциональные последствия: «Я чувствую грусть. Я чувствую злость. Я чувствую себя недостойным. Я не могу есть, я не могу спать, я не хожу на работу. Я пью слишком много алкоголя».
Д: СПОР! ВЫЗОВ! ДИСКУССИЯ!: Бросьте вызов иррациональному самооправданию, спросите «ПОЧЕМУ? …ГДЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА? ГДЕ ОНИ НАПИСАНЫ?».
Рационально-эмотивная терапия: обсуждение убеждений
Этот момент также относится к тому, что мы считаем стратегией изменений или терапевтической практикой. Это последний шаг в эмоциональной азбуке Альберта Эллиса, чтобы правильно проводить рационально-эмотивную терапию, убеждения, которые у нас есть и которые возникают изо дня в день, должны быть подвергнуты аналитическому фокусу.
Если мы правильно провели когнитивную перестройку или изменение убеждений в сторону более рационального образа мышления, то новые эмоциональные и поведенческие эффекты будут менее саморазрушительными, будут больше помогать нам в наших интересах и позволят нам лучше себя чувствовать. Мы не обязательно должны чувствовать себя счастливее, поскольку мы учли, что негативные эмоции могут существовать, но мы способствовали тому, чтобы не попасть в порочный круг проблем, которые создают новые проблемы, такие как тяжелая депрессия или трудности адаптации при ощущении сильной тревоги в социальных ситуациях.
В рассмотренном нами наглядном примере эффективность дискуссии приводит к тому, что мы чувствуем себя сильнее, чтобы возобновить другие отношения, возможно, более позитивные, или рассмотреть возможность счастливой жизни без партнера, или извлечь уроки из совершенных ошибок, чтобы исправить их в будущем, забыв о прошлом и живя настоящим.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.