Аффективный дефицит лежит в основе подавляющего большинства эмоциональных, психических и психосоматических проблем, которые люди испытывают на протяжении всей своей жизни. Человек — общительное существо, которому необходимо жить в братстве с другими людьми, любить и быть любимым. Случаи аффективной депривации являются результатом аффективной депривации людей в первые годы жизни, осуществляемой их воспитателями в большинстве случаев бессознательно.

В этой статье мы подробно расскажем о важности этой проблемы, о различных ее проявлениях в разные моменты эволюции и о возможных методах лечения. Затем мы рассмотрим, что такое аффективная депривация, ее последствия и как ее лечить.

Вам также может быть интересно: Психологическое благополучие как результат отношений между человеком и окружающей средой

волнение

Что такое аффективная депривация согласно психологии?

Аффективная недостаточность — это разрушительное последствие аффективной депривации у ребенка в раннем детстве, то есть недостатка привязанности или отсутствия ласки. Этот период является для человека основополагающим для создания фундамента (безопасности или незащищенности), на котором он будет развиваться и строить свой последующий жизненный проект.

Оптимальное и здоровое развитие людей требует позитивной аффективно-эмоциональной заботы и внимания в раннем детстве. В тех случаях, когда это не происходит так, как должно (из-за недееспособности родителей, серьезной болезни, разлуки и т.д.), в человеке может закрепиться чувство недостатка привязанности или отсутствия привязанности, опыт, который будет обуславливать его очень негативно почти во всех сферах его жизни, если ситуация не будет вовремя обращена вспять. Мать (или заменяющая ее фигура) и семья являются основными фигурами, ответственными за аффективную заботу о детях в раннем детстве. От них во многом зависит создание надежных, неустойчивых или недостаточных эмоциональных основ для детей.

Виды эмоциональной депривации

Эмоциональная депривация развивается в раннем детстве, как мы уже говорили, но ее проявления могут возникать на протяжении всей жизни. Чем раньше они проявятся, будут замечены и устранены, тем лучше будет результат лечения.

Аффективная депривация у детей

Аффективный дефицит часто проявляется в раннем возрасте тремя возможными способами:

  • С реакцией постоянного аффективного запроса: это зависимые дети, которые постоянно ищут поддержки и чья самооценка зависит от оценки других людей; им нужно по многу раз быть в центре внимания, чувствовать свою значимость; они расстраиваются и злятся, когда о них не заботятся так, как, по их мнению, они заслуживают и нуждаются; и т.д.
  • С реакцией агрессии, противостояния и отвержения: они экстернализируют свою внутреннюю боль на других (мать или других людей) и на окружающую среду с помощью деструктивного поведения: антисоциального, вызывающего, неподчиняющегося, агрессивного, авторитарного поведения и т.д. В этой статье мы поговорим о позитивной дисциплине для детей с агрессивным поведением.
  • С реакцией безразличия и отсутствия интереса: в этих случаях ребенок изолируется и прячется в себе. В какой-то мере он или она отключается от окружающей среды, чтобы перестать страдать. В этих случаях дети, как правило, пассивны или неактивны; с большим развитием воображения, очень наблюдательны и аналитичны; не очень коммуникабельны и выразительны; с большими трудностями в социальных взаимодействиях и т.д.

Аффективная депривация у подростков

Если человек с аффективным дефицитом пережил детство более или менее «нормально», то возможно, что в подростковом возрасте весь этот внутренний дискомфорт может взорваться. Наиболее частыми формами поведения среди подростков, прошедших через этот опыт, являются:

  • Раннее, неосознанное и рискованное сексуальное поведение, с беременностью и возможными абортами у девочек, как следствие такого незрелого сексуального поведения.
  • Антисоциальное, агрессивное, доминирующее и, опять же, рискованное поведение, с высокой вероятностью делинквентности как средство эмоциональной разрядки.
  • Боязливое и покорное поведение, с последующей социальной изоляцией.
  • Аддиктивное поведение (алкоголь, наркотики, рискованные виды спорта и т.д.) как средство физиологической и эмоциональной разрядки.
  • Обидное поведение по отношению к родителям, партнерам, незнакомым людям и т.д.

Аффективная депривация у взрослых

Аффективная недостаточность у детей, если ее вовремя не выявить и не лечить, проявляется во взрослом возрасте, ограничивая человека во многих аспектах его жизни. Таким образом, как мы уже отмечали, взрослый человек с аффективной недостаточностью будет вести себя в соответствии с одним из этих трех преобладающих поведенческих стилей (или комбинацией нескольких):

  1. Агрессивный, неэмпатичный, авторитарный и антисоциальный стиль.
  2. Зависимый, контролирующий, ревнивый, скопидомный и т.д. стиль.
  3. Боязливый, покорный стиль, с малым количеством социальных контактов, очень мнительный, со своеобразными чертами характера и интересами и т.д.

Отцовская или материнская аффективная депривация

Все эмоциональные недостатки происходят от недостаточной или неэффективной эмоциональной заботы в раннем детстве. Тяжесть последствий и сложность преодоления этого недостатка будут зависеть от нескольких факторов:

 

  • время начала опыта
  • продолжительность опыта
  • интенсивность пренебрежения

Чем раньше начинается опыт невнимания/разделения, чем дольше он длится и чем он интенсивнее, тем более негативными будут последствия и тем сложнее будет исцелиться. Однако это никогда не должно быть причиной для прекращения вмешательства.

Отсутствие привязанности в паре

Проявление недостатка привязанности в паре может быть результатом недостатка привязанности у одного или обоих партнеров.

  • Во многих случаях люди с недостатком привязанности устанавливают отношения с партнером, но не могут проявлять свою привязанность из-за личных ограничений, которые им принес их собственный детский опыт.
  • В других случаях недостаток привязанности или отсутствие привязанности проявляется в навязчивых, зависимых, контролирующих и ревнивых отношениях с партнером, именно из-за собственной детской аффективной депривации.
  • В третьем случае эмоционально обделенный человек будет относиться к своему партнеру агрессивно, неуважительно и нелюбяще.

Нередко можно увидеть сочетание этих профилей людей, образующих пары:

  • Агрессивный профиль с зависимым: в этих случаях высока вероятность возникновения ситуаций злоупотребления.
  • Пассивный профиль с зависимым: в этих случаях зависимый человек в конечном итоге разочаровывается в отсутствии своего партнера.

Последствия отсутствия привязанности

Имеет ли отсутствие семейной привязанности последствия? Да, у людей, ставших жертвами недостатка привязанности, формируется незрелый профиль, что приводит к изменениям в поведении и трудностям в обучении. В общих чертах, мы можем назвать следующие последствия отсутствия привязанности или нехватки привязанности:

  • Эмоциональные расстройства: раздражительность или агрессивность, эмоциональная нестабильность, низкая самооценка, тревога, депрессия, суицидальные желания, когнитивное искажение реальности и т.д.
  • Поведенческие расстройства: антисоциальное поведение, замкнутость, отсутствие напористости, обида, непослушание, отсутствие сотрудничества, неподчинение или подчинение, зависимость, неустойчивое поведение и т.д.
  • Психосоматические расстройства: нарушение или незрелость в развитии и росте, регрессии; склонность к падениям и несчастным случаям; измененная схема тела и т.д.
  • Когнитивные расстройства: дефицит внимания, гиперактивность, отсутствие концентрации, плохая успеваемость, трудности с обработкой информации и т.д.

Лечение синдрома аффективной депривации у взрослых

Когда человек с аффективной депривацией достигает взрослой жизни, не получив никакой помощи, последствия для его личности могут нанести большой ущерб. Однако всегда можно обратить ситуацию вспять, и для этого необходимо, чтобы лечение позволяло, в том числе:

  • Ищите причину отсутствия привязанности (обычно она кроется в семейном окружении) и осознайте боль, которую это им причиняет. Это требует ласкового и уважительного сопровождения со стороны терапевта, что позволит ему/ей экстернализировать пережитую боль и сдержать ее в том виде, в котором она не была в тот момент.
  • После этого первого шага необходимо пройти через всю его личность, чтобы проверить, как этот недостаток привязанности и боль, которую он породил, сформировали все его представления о себе, о других и о мире, его эмоции и, следовательно, его поведение.
  • Это осознание вместе с утверждением терапевта о том, что реальный человек обладает огромным потенциалом, который был ограничен характером, который он принял и интернализировал о себе, обеспечит ему необходимую мотивацию для проведения необходимых изменений.
  • Начать работу по когнитивной перестройке, отказавшись от всех негативных и абсурдных мыслей и пробудив свой истинный потенциал путем развития умения слушать себя, свою интуицию.
  • Утверждение себя в существе, которое действительно рождается и действительно является им.
  • В течение всего процесса мы также можем использовать работу с телом, дыхание, релаксацию и т.д., поскольку большая часть психологического и эмоционального закреплена в теле. Работа над ним — это основной инструмент для того, чтобы открыть часть эмоциональных блокировок и не позволить им восстановиться.

Для выполнения всей этой работы требуется терпение, настойчивость и мужество со стороны пациента. Это не простой и не быстрый процесс, а окончательные решения требуют полной и тщательной работы.