В психологии наиболее распространенным определением обучения является то, что это относительно постоянное изменение поведения в результате опыта. Однако это определение не включает изменения в поведении, вызванные физическими повреждениями, болезнью, наркотиками или процессами взросления.

Обучение, наряду с восприятием, является одним из первых когнитивных процессов, изучаемых научной психологией, настолько, что первые тридцать лет истории этой дисциплины можно изучать через эксперименты и открытия в этой области исследований. В этой статье мы постараемся ответить именно на этот вопрос: что такое обучение в психологии?

знания человека

Значение обучения в психологии

Что такое обучение в психологии? Одно из определений может быть следующим: более или менее стабильное и постоянное изменение в конкретном поведении человека, которое является результатом его опыта.

Процесс обучения в психологии включает в себя приобретение нового и постоянно отличающегося способа реагирования. Однако это не означает, что приобретенные модели поведения или схемы не подвержены модификации, как в расширительном, так и в уменьшительном смысле. Более того, выученное, если оно не закрепляется повторением, со временем может быть утрачено и стать недоступным.

Определение обучения в психологии — это результат опыта, поскольку не существует обучения, которое не проходит через перцептивную и когнитивную обработку стимула. В этой статье вы найдете больше информации о психологии обучения.

Теории обучения в психологии

Психология и педагогика часто интересовались процессами обучения, создав множество различных интерпретационных теорий, классифицированных по отношению к великим школам психологии 20-го века. Далее мы рассмотрим основные теории обучения в психологии:

  • Бихевиоризм: в основе лежит ассоциационистская концепция. Процесс обучения в психологии, с точки зрения бихевиористов, является результатом возникновения новых ассоциаций между стимулами и поведением в ответ на сами стимулы. Суммарная концепция обучения, которая рассматривает предмет как по сути пассивный. Основными авторами этого течения являются Дж. Б. Уотсон, И. П. Павлов, Э. Торндайк и Б. Скиннер. Скиннер.
  • Когнитивизм: в теориях обучения в психологии, согласно когнитивизму, фокус смещается с понятия ассоциации на понятие активного субъекта в выработке реальности. Он подчеркивает внутренние процессы разработки и репрезентации. Обучение переосмысливается в связи с различными когнитивными компонентами. Основными авторами когнитивизма являются К. Халл, Э. Толман, В. Колер, К. Дж. В. Крейк, Г. А. Миллер, Э. Галантер, К. Прибрам и У. Найссер.
  • Конструктивизм: согласно конструктивистской школе, обучающийся играет центральную роль в процессе обучения. Обучающийся является активным участником процесса познания, в то время как преподаватель играет второстепенную роль, направленную на облегчение построения этого процесса.
  • Наиболее важными авторами психологии обучения в этом направлении являются Л. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Брунер и Д. Меррилл. В следующих статьях вы можете ознакомиться с теорией обучения Пиаже и теориями обучения Брунера.

Виды обучения в психологии

Чтобы понять, что такое обучение в психологии, важно принять во внимание его различные типологии. Давайте посмотрим, какие типы обучения существуют в психологии.

  • Неассоциативное обучение: это относительно постоянное изменение силы реакции на один стимул после повторного воздействия на него. Неассоциативное обучение можно разделить на привычку и сенсибилизацию.
  • Ассоциативное обучение: процесс обучения в психологии, в котором человек усваивает ассоциацию между двумя стимулами или поведением и стимулом. Две формы ассоциативного обучения — это классическое обусловливание и оперантное обусловливание.
  • Активное обучение: происходит, когда человек берет на себя контроль над собственным опытом обучения.
  • Импринтинг: Этот тип обучения в психологии происходит на определенном этапе жизни. Оно происходит быстро и, казалось бы, не зависит от последствий поведения.
  • Подражание или викарное обучение: одним из примеров обучения в психологии является именно эта форма. В частности, он фокусируется на процессе подражания, который существует между наблюдателем и наблюдаемым.

Вы можете узнать больше об обучении в психологии в этой статье о типах стратегий обучения.

Стили обучения в психологии

Обучение не является стандартным способом для всех. Индивидуальные предрасположенности, жизненный опыт, структура и требования окружающей среды формируют определенные способы обучения. В целом, мы обозначаем эти способы выражением «стили обучения».

В литературе существует множество моделей и стилей обучения. Одной из самых популярных моделей является модель Фелдера и Сильвермана (1988), в рамках которой можно выделить пять категорий учащихся. Давайте посмотрим, каковы стили обучения в психологии в соответствии с вышеупомянутой моделью:

  1. Чувствительность против интуиции
  2. Визуальный и вербальный
  3. Индуктивный и дедуктивный
  4. Активный против рефлексивного
  5. Последовательный против глобального

Факторы обучения в психологии

Для того чтобы понять концепцию обучения в психологии, необходимо учитывать различные компоненты. В этом разделе мы определим, каковы факторы обучения в психологии.

  • Предварительные когнитивные предпосылки: они включают в себя вклад предыдущего опыта и текущих процессов обучения, связанных с проблемой операций когнитивного переноса.
  • Аффективные предпосылки: аффективное созревание — это достижение базовой автономии, необходимой для управления собой и своими вещами. Речь также идет о приобретении спокойствия, которое позволяет сосредоточиться на каком-либо занятии в течение времени, необходимого для обучения.
  • Дидактический опыт: Еще одним фактором обучения в психологии является дидактический опыт. Это может быть пространство, участники, виды деятельности, группировки или механизмы управления.
  • Качество домашней среды: это один из основных факторов обучения, участвующих в определении различий в уровнях обучения между людьми.
  • Социокультурные факторы: поскольку обучение происходит в социальном и культурном контексте, очевидно, что нам необходимо рассмотреть социальные и культурные факторы и групповую динамику, которые влияют на него.