Наш разум функционирует как огромная память, в которой большинство знаний достигается скорее путем аналого-ассоциативных умозаключений, чем с помощью линейных логико-силлогических процедур. Именно из-за этих модальностей большая часть механизмов выработки разума ускользает от нас, и значительная часть собранного материала остается за порогом сознания.

Поэтому изучение ассоциаций означает погружение в этот мир, вхождение в поле неопределенности и риск непроверенных связей. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциативное обучение, его характеристики и некоторые примеры.

ассоциации

Что такое ассоциативное обучение?

Ассоциативное обучение имеет отношение к представлению опыта в мозге и приобретению смысла. Это форма обучения на основе опыта, в которой несколько ментальных элементов объединяются для создания идеи, воспоминания или действия. Представление этих совокупностей откладывается в нейронной сети мозга. В этой статье вы найдете информацию о том, как работает нервная система.

Чтобы понять, что такое ассоциативное обучение, важно отличать его от других видов обучения, в частности, от заучивания. Давайте рассмотрим, как каждый из них работает на нейронном уровне:

  • Обучение при повторении: при механическом повторении среди всех возможных связей между нейронами постепенно закрепляются те, которые возникают наиболее часто, но с высокой вероятностью ошибки.
  • Ассоциативное обучение: устанавливаются специфические нейронные связи, а на ментальном уровне использование ассоциативных техник требует большей дозы энергии в начале, но позволяет избежать рисков. В долгосрочной перспективе это экономит время и усталость.

Ситуативное обучение: что это такое, этапы, характеристики, авторы и примеры?

Виды ассоциативного обучения

Ассоциативное, простое или механическое обучение основано на связи «стимул-реакция», которая порождает привычки. Следует отметить, что обучения по ассоциации — это классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение комбинированным реакциям. Давайте посмотрим, из чего они состоят и примеры.

  • Классическое обусловливание: одна из теорий ассоциативного обучения. Она основана на экспериментальных парадигмах И.П. Павлова, который подвергал собак воздействию некоторых стимулов во время приема пищи и заметил, что при повторении тех же стимулов, после ряда опытов, собаки выделяли слюну в отсутствие пищи. Таким образом, был определен процесс классического обусловливания.
  • Оперантное обусловливание: подкрепление, угасание, генерализация и дискриминация. Теория появилась после экспериментов Э. Л. Торндайка, который изучал инструментальное обусловливание, также называемое обучением методом проб и ошибок. Это обусловливание основано на законе эффекта реакции, поскольку ответные реакции, если они подкреплены чем-то, в чем животное нуждается, с большей вероятностью произойдут.
  • Обучение с комбинированной реакцией: относится уже не к одной реакции, как в классическом и оперантном обусловливании, а к набору действий и/или поведений, согласованных друг с другом для получения заданной реакции. Усвоение комбинированных ответов оценивается на основе кривой обучения, которая фиксирует уровень работоспособности человека.

Характеристики ассоциативного обучения

Чтобы лучше понять это, давайте рассмотрим один из примеров ассоциативного обучения: чтобы усвоить значение слова «рыба», необходимо сочетать стимулы с различными сенсорными модальностями, относящимися к этому объекту, а также стимулы, относящиеся к условиям окружающей среды, в которой он находится. Действительно, можно увидеть, понюхать, попробовать на вкус или потрогать рыбу, услышав само слово.

Эти мультимодальные восприятия и действия связаны с нейронной активностью в различных областях коры головного мозга, поэтому нейроны активируются в различных сенсорных и моторных областях одновременно с нейронами, расположенными в областях мозга, содержащих представления слов.

По мнению американского психолога Дональда О. Хебба, ведущего теоретика этого вида обучения, характерными чертами ассоциативного процесса обучения являются:

  1. Нейроны, которые связаны друг с другом и часто активируются одновременно, усиливают свои связи и структурируются в ансамбль более высокого порядка, который представляет понятие в его моторном, перцептивном, мнестическом, лингвистическом и семантическом аспектах.
  2. После формирования ансамбля, сигнала от одного перцептивного канала достаточно для активации всего ансамбля, включая семантическое представление и наоборот. Набор может быть активирован только семантическим входом.
  3. Таким образом, частая одновременная активация и соотнесение слов и смысловых стимулов необходимы только на этапе процесса усвоения.
  4. Впоследствии, сильные связи высшего порядка внутри набора гарантируют его полную активацию при активации одной части. Поэтому они обеспечивают высокую степень корреляции между деятельностью всех частей совокупности и стабильность совокупности.