Человеческий интеллект давно является предметом исследований в психологии и других дисциплинах. Однако его изучение не обошлось без споров относительно его определения, компонентов и объяснительных моделей. Несмотря на это, в последние годы были разработаны новые теории, которые расстаются с концепцией единого интеллекта и привержены его разнообразию. Если вы хотите узнать, какие виды интеллекта были определены на сегодняшний день и их характеристики, продолжайте читать эту статью, где вы найдете 15 видов интеллекта.
Сколько существует видов интеллекта
В общем смысле интеллект можно определить как когнитивную способность, которая позволяет человеку учиться на опыте, использовать рассуждения, решение проблем, абстрактное мышление и понимание сложных идей.
Это способность, которая позволяет людям адаптироваться к окружающей среде и выживать. Однако это определение интеллекта не является единственным и не разделяется всеми людьми, поскольку в настоящее время оно не считается единым понятием. Изучение интеллекта в психологии было и остается областью, вызывающей большой интерес и споры, и развивалось с самого начала его исследования.
Начало изучения человеческого интеллекта в психологии можно отнести к концу 19 века, хотя именно в 20 веке оно стало одним из центральных направлений этой дисциплины. Первый тест на интеллект был создан в 1904 году Бине и Саймоном с целью создания инструмента для измерения интеллекта, также они исследовали понятие умственного возраста.
Позже Стерн соотнесет понятие умственного возраста с хронологическим возрастом, способствуя тем самым разработке Терменом концепции интеллектуального коэффициента или IQ.
Что касается теорий интеллекта, то Спирмен одним из первых выдвинул одну из них — бифакторную теорию, согласно которой существует общий фактор или фактор G, который является общим и сквозным для всех задач, которые мы выполняем, и фактор S, который соответствует конкретным навыкам для данного вида деятельности.
Вместе с Кэттеллом и Хорном появляется новая точка зрения на интеллект, основанная на теории Спирмена, он предлагает, что люди обладают двумя видами интеллекта — текучим и кристаллизованным. Первое относится к способности приобретать новые знания и адаптироваться к новизне, а второе — к способности применять уже имеющиеся знания.
Хотя многие другие авторы продолжали исследовать интеллект и пытались установить различные виды интеллекта в психологии, в 1960-х и 1970-х годах исследования на эту тему потеряли интерес и застопорились.
Однако в 1980-х годах Говард Гарднер задался вопросом, сколько видов интеллекта существует, что привело к появлению теории множественных интеллектов, в которой он отвергает унитарную концепцию интеллекта и выделяет в общей сложности до восьми интеллектов, которые присутствуют у всех людей в большей или меньшей степени развития. Расширение определения интеллекта привело к включению в него эмоций и признанию их важности для умственных способностей. Популяризацией концепции эмоционального интеллекта мы обязаны Дэниелу Гоулману, который также провел множество исследований на эту тему.
Итак, каковы виды интеллекта? В настоящее время можно выделить следующие 15 видов интеллекта:
- Логико-математический интеллект
- Лингвистико-вербальный интеллект
- Визуально-пространственный интеллект
- Телесно-кинестетический интеллект
- Музыкальный интеллект
- Внутриличностный интеллект
- Межличностный интеллект
- Натуралистический интеллект
- Эмоциональный интеллект
- Совместный интеллект
- Экзистенциальный интеллект
- Творческий интеллект
- Кристаллизованный интеллект
- Жидкий интеллект
- Общий интеллект или g-фактор
Логико-математический интеллект
Логико-математический интеллект является частью теории множественных интеллектов Гарднера. В нем заложена способность к расчетам, анализу и рассуждениям. Она включает логическое мышление, абстрактное мышление, индуктивные и дедуктивные рассуждения, численные расчеты и использование научного метода. Это один из видов интеллекта, который традиционно считается репрезентативным для общей концепции интеллекта и имеет большой академический вес.
Лингвистико-вербальный интеллект
Лингвистико-вербальный интеллект, наряду с логико-математическим интеллектом, традиционно является частью концепции интеллекта в образовательных контекстах. Он связан со способностью к общению, использованием языка и его пониманием. Он включает в себя как устное, так и письменное общение. Люди с высоким уровнем развития этого интеллекта способны хорошо использовать общение для самовыражения, а также демонстрируют способность усваивать информацию с помощью языка.
Визуально-пространственный интеллект
Визуально-пространственный интеллект — это еще один множественный интеллект, который в данном случае подразумевает способность к мысленной проекции и абстрагированию образов. Люди с таким интеллектом демонстрируют способность к восприятию реальности, мысленному вращению и манипулированию моделями или физическими элементами, а также способность к их графическому воспроизведению. Этот интеллект также включает в себя ориентацию и понимание размеров, объемов и расстояний.
Телесно-кинестетический интеллект
Гарднер определил телесно-кинестетический интеллект как способность к выражению идей и эмоций через тело и его движения, а также когнитивные навыки, которые связывают мозг с телом, позволяя лучше контролировать его. От этого зависит сила, координация, баланс, гибкость и автоматизация приобретенных навыков.
Музыкальный интеллект
Музыкальный интеллект — это еще один из видов интеллекта, выделенных Гарднером, и включает в себя способности, связанные с музыкой. Она включает в себя умение петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять, оценивать и различать звуки, улавливать ритм, тембр, тона и мелодии. Оно также концептуализируется как способность выражать эмоции посредством музыки, а также постигать чувства или идеи с помощью музыкальных средств.
Внутриличностный интеллект
Внутриличностный интеллект — это еще один из видов множественного интеллекта, который определяется как способность формировать образ самого себя, максимально точный и соответствующий реальности. Она предполагает способность знать себя и понимать себя, распознавать свои чувства и уметь использовать эту информацию в своих интересах, регулировать свое поведение и эффективно управлять им. По сути, это навык самоанализа.
Межличностный интеллект
Межличностный интеллект — один из восьми видов, определенных Гарднером. Это способность, относящаяся к способности взаимодействовать с другими людьми, относящаяся к социальным контактам, которые мы устанавливаем. Люди с развитым межличностным интеллектом могут улавливать эмоциональные состояния, намерения и желания других людей с помощью вербального и невербального языка. Это умение понимать людей и сопереживать им, а также способность эффективно взаимодействовать с ними с помощью социальных навыков и адаптации наших действий и слов к действиям и словам другого человека.
Натуралистический интеллект
Это последний вид интеллекта, определенный Гарднером, который связан с природной средой. Натуралистический интеллект предполагает взаимодействие с окружающей средой, идентификацию ее компонентов и способность устанавливать связи между ними, а также проводить классификации и различия. Это способность грамотно адаптироваться к окружающей среде, а также манипулировать ею.
Вы можете узнать, в чем из вышеперечисленного вы преуспеваете, с помощью этого теста на множественный интеллект.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект привлек внимание, приобрел популярность и распространился благодаря психологу Дэниелу Гоулману. Этот интеллект относится к способности распознавать и управлять своими чувствами и чувствами других людей, а также к способности мотивировать себя. Поэтому компетенции, составляющие этот интеллект, — это самопознание, саморегуляция, эмпатия, социальные навыки и самомотивация. Для психолога этот интеллект играет центральную роль в функционировании различных жизненно важных сфер человека, так что сам по себе академический интеллект не может быть предиктором успеха или приспособленности человека.
Если вы хотите узнать свой уровень развития этих навыков, вы можете пройти тест на эмоциональный интеллект.
Совместный интеллект
Этот относительно недавно появившийся интеллект означает способность к созданию большего контента посредством совместных действий группы людей, принимающих решения и преодолевающих препятствия во все более сложной среде на совместной основе. Таким образом, это способность к взаимодействию, сотрудничеству и координации между группой людей. Этот интеллект относится к технологиям и цифровому контенту и имеет большое значение в контексте бизнеса.
Экзистенциальный интеллект
Экзистенциальный интеллект связан с трансцендентностью и духовностью, но его не следует путать с религиозностью. Это способность к чувствительности и применению интуиции и ценностей в подходе к человеческому существованию и окружающему нас миру. Это самоанализ космоса и его элементов. Короче говоря, это способность задавать абстрактные вопросы о человечестве и отвечать на них.
Творческий интеллект
Это сочетание креативности и интеллекта; это способность применять логику и рассуждения к существующей реальности, но иметь другое видение или точку зрения, которая позволяет по-другому воспринимать ее, быть способным создать что-то новое. Таким образом, это способность генерировать новые идеи или жизнеспособные решения, предлагая альтернативы и экспериментируя. Для него характерны гибкость ума и оригинальность. В следующей статье вы найдете больше информации о творчестве.
Кристаллизованный интеллект
Это накопление знаний и обучения, которые человек приобретает на протяжении своего жизненного опыта и жизненного пути. Этот интеллект растет с годами и может увеличиваться в зависимости от культурного контекста, возможностей обучения и привычек. Она включает в себя в основном, но не только, вербальные навыки или факторы. Его составными элементами являются вербальное понимание, использование семантических отношений, пространственная ориентация, оценка и анализ опыта, механические знания и суждения.
Подвижный интеллект
Жидкий интеллект означает способность адаптироваться к новым проблемам и решать их, не имея предыдущего опыта или знаний, и поэтому не зависит от них. Считается, что максимального развития он достигает примерно в 20 лет, а в пожилом возрасте имеет тенденцию к снижению. Он связан с неврологическими переменными и состоит из индуктивного рассуждения, дедуктивного рассуждения и объема памяти. Здесь вы найдете больше информации о флюидном интеллекте и кристаллизованном интеллекте.
Общий интеллект или g-фактор
Под g-фактором понимается общая умственная способность, фактор, который влияет на все когнитивные способности или навыки, которыми обладает человек, является общим для всех них и является предиктором работоспособности и адаптации человека. Он концептуализируется как наследуемый и стабильный во времени. В целом, она определяется как способность адекватно воспринимать окружающую среду, использовать рассуждения и решение проблем, а также эффективно действовать в различных ситуациях.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.